пьеса так было второе действие

Александра Колосова
***
Александра Колосова .

Действие второе.

(картина 1-я)
       Добротный,красивый сельский дом.Кирпичная кладка забора оформлена узором из светлого туфа.Анна Ивановна стучит в  ворота.
- Кто там?- раздаётся приветливый  мужской голос.
Анна Ивановна:Анатолий, открой, это  я  к вам!
Анатолий:(открывая калитку)Проходи, вот радостная встреча! Очень кстати и вовремя ты к  нам. А мы с Тасенькой пьём чай на воздухе. Проходи, присаживайся.
Анна Ивановна: (проходит в  беседку,оглядывает стол и удивляется)Вы гостей ожидаете?Стол накрыт по- праздничному : редкой красоты цветной хрустальный сервиз с зелёным орнаментом и золотыми листочками; печенье,пирожные  с  разнообразными фруктами, бутерброды с  красной и чёрной  икрой.
-Тасенька: вот напекла, пока  Толик корову в  стадо выгонял.
-Анна Ивановна: Спасибо, да я  сыта,а пришла по делу.
-Анатолий:Кушай, прошу,попей чайку. Я знаю, что ты любишь со сливками.Я за тобой поухаживаю.(наливает ей чаю, сливок, подаёт тарелочку с  бутербродами.
Тасенька:(ворчливо)Вот попал в  свою  стихию, тебе бы только за  бабами ухаживать.
Анатолий: ничего, ничего, я  и  за  тобой поухаживаю (ставит перед ней  вазочку с  конфетами).
Анна Ивановна: Привет вам от дочери моей  Шурочки, вчера звонила.
Анатолий: Ну как они там?Как семья, как  Сашенька?Такой  талантливый  малыш.Я,помнится, просил Шурочку оставить  Сашу  у  меня на  год- два, я  бы из него настоящего художника сделал.Такой способный!Ему  Бог  многое дал. Так ведь не оставила!Да  и  как  судить, есть  ли  мать, что оставит  ребёнка  на  год – другой? Вряд  ли. Ну,значит, не судьба. Как  он  там?
Анна Ивановна: малыш – то  уже школу заканчивает, сдаёт  выпускные экзамены.
Анатолий: а дальше в  Строгановское?
Анна Ивановна: хотелось  бы.
Анатолий: он обязательно поступит туда, куда захочет,умница, его сразу видно было. Я помню случай один.Как – то был у вас, обедали.А Саша  с  Олегом (им ещё годика по три было) играли под столом.Ты вышла принести что – то, а я сидел тихо.Вдруг слышу разговор  под столом.
Олег: Саш, ты любишь бабушку?
Саша:да, а  что?
Олег: а  я не  люблю.
Саша: ну и что?
Олег: давай ей в  заварочный чайник положим пластилин.
Саша: зачем?
Олег: отравить.
Саша: нет, я не буду и тебе не позволю.
Олег: тогда давай хотя  бы с тобой подерёмся.
Они сцепи лись и  клубком покатились из – под  стола. И тут вернулась  ты.Оба драчуна были наказаны: стояли по углам носом к стенке.Оба громко орали ещё минуты три,затем затихли,были прощены и посажены за стол  есть пирог с клубникой.Тогда я тебе этого не рассказал, а теперь вспомнилось.
Анна Ивановна: вот так новость! Узнаёшь  пятнадцать лет спустя,что не зря наказала внуков.(смеётся)А ведь Олег в медицину пошёл.После 9 класса поступил в  медучилище,закончил и в настоящее время работает медбратом. В институт  и не пытается поступать. Валя,его мать,в своё время с первого раза поступила в медицинский,хотя конкурс тогда был большой.Теперь Валя известный  доктор,народ к  ней валом  валит.А сына не устротла в институт.Одно дело поступить,это  немыслимые деньги, потом за каждый текущий экзамен по сто долларов,иначе находят причину,чтобы отчислить.Нет зелёных – ты не студент.
Анатолий: это всё слухи, никто не знает,как на самом –то деле!
Анна Ивановна: Уже сделали бы открыто платное образование, чтобы всё  и всем было ясно.А то все превращаемся в нарушителей закона.Хочешь учиться- давай взятку,хочешь приличное место работы – ты преступник.Даём взятки за всё: за укол в поликлинике, за капельницу в больнице, за пятёрку в аттестате! Безысходность!
Тасенька: а ты как хотела?Твои дети учились на отлично ,поэтому самые престижные вузы позаканчивали бесплатно, хочешь, чтобы и внуки так же проехались на хребтине государства?
Анна Ивановна: так в этом их труд и гордость!
Тасенька:Ну уж нет!Пусть будет доля счастливая и для наших, что на тройки в  школе учились, пусть и они в  МГУ поучатся, Москву посмотрят.
Анна Ивановна: Да я не против этого, только всё по уму делать надо.А уж потом люди сами разберутся,к  какому врачу ходить – к отличнику или к троечнику.
Анатолий: Ладно вам про Москву.Вот наши дети Виктор и Слава оба хорошо живут и в  своём городе.А как живут!Им всего по 22 года, а уже и машина у каждого, и свой дом, и в доме есть кое – что. Они художники.Летом и зимой оформляют праздники, зимой – ледяные городки, снежные фигуры.Деньги за это платят хорошие.

Анна Ивановна: я к вам пришла за советом( с тяжким вздохом). Сашеньку нашего в  армию забирают.Вчера Шура звонила.Повестку принесли.
Анатолий: как?Ведь он экзамкены сдаёт?
Анна Ивановна: Тоже ничего не понимаю.Среди экзаменов срывают.Но одно правда- ему ещё в  декабре 18 исполнилось,а сейчас уже май на дворе.
Анатолий: Неужели в таких случаях ничего не предусмотрено?
Анна Ивановна: Видимо,нет. Я пришла к вам за помощью,посоветуйте, что делать, у вас есть опыт
в  таких делах, ведь ваши сыновья без армии обошлись.

Анатолий: А старший сын Вали, Сергей, отслужил?
    Анна Ивановна: Вернулся инвалидом, еле – еле спасли, там он застудил почки.Работали они в Молдавии,выкладывали стены колодцев кирпичом.Была весна, вроде бы тепло, но спиной  всё время опирались на холодную противоположную стену, вот и простыл. Мы не знали,что он болен,
пока  письма и посылки не стали приходить обратно.Валя поехала туда – а Сергей весь опухший валяется в строительном бараке безо  всякой медицинской помощи. Никто и никому и  не собирался сообщать. Вот такой у нас горький опыт.
Анатолий: Что посоветовать?Могу только одно сказать: деньги,деньги... и всё тут. Я понимаю,у вас этих денег нет, честно таких денег не заработать.Вы люди честные, умные.Это сейчас звучит как насмешка,а внуку вашему как приговор.Стыдно сейчас быть умным и честным. Почётно быть
богатым,пусть даже вором.Им наша демократия все дороги открыла.Хотя...что это я о наших временах. Так было всегда.Умные двигали время вперёд, а ушлые пользовались результатами их труда.Например художник Левитан умер в бедности, все забыли и художника Серова...
АннаИвановна:Всё это так. Но ведь человек надеждой жив.Живу и я надеждой разогнать эту безысходность. Верю,что очень скоро будет торжествовать разум при использовании природных
богатств, и я буду к этому прчастна.Сейчас моя задача маленькая – спасти для людей светлый лучик – разум одного человека,моего  внука Сашеньки. И я это сделаю любой ценой!

 (картина 2)

Жаркий солннечный день.Двор военкомата.Вдоль асфальтированного каре во дворе в три ряда выстроены  допризывники.Ребята прибыли сюда по повесткам к девяти часам утра,очень долго ждали, смотрели, как тянутся на работу опаздывающие кто на час, а кто и на два офицеры. Наконец к ним вышел пышный майор, рассказал о судебной ответственности за неявку и удалился.
      Уже 16 часов, а ребята всё стоят,к ним никто не выходит.Железные ворота заперты на замок, там нет даже дежурного.
- Первый допризывник: Что-то жарко мне.Эй,кто там,попить где?
-Второй: Ты что сюда водички пить пришёл?
-Третий: А в чём смысл этого стояния?
-Четвёртый: Так служим...
-Пятый: Кому служим?
-Первый:» Служить бы рад- прислуживаться тошно.»
-Третий: Гля, какой грамотный...
-Четвёртый: Мы этого грамотного ща...
Медленно со скрипом открываются железные ворота, дежурный солдат издалека кричит:
-Разойдись по домам!

Картина 3.

                Кабинет военкома.

На стене в витееватой раме – портрет Ельцина. За столом военком, пышный майор и худенький лейтенантик. Из кабинета через  окно хорошо просматривается весь двор.На  столе бутылка водки, хлеб и консервная банка с селёдкой.
Военком: Кто – нибудь из родителей дозрел?

-Пышный майор: Нет, никому детей своих не жалко.
Военком :Жаль.Деньги нужны, отпуск скоро.Турция ждёт.(гогочут)
Лейтенант(заплетаясь языком):Тут одна натурой предлагала,хорошо бы,да деньги нужны,
отпуск скоро,ну и послал её...

Пышный майор : а зря...И денег бы принесла.(глядит в окно)
Там видно,как расходятся,недоумённо оглядываясь,допризывники.
Военком :лейтенант, на следующую среду разослать повестки родителям и пригласить
их на беседу ко мне.
Лейтенант : Есть!С намёком или без намёка?
Военком : Нет!Ничего такого.Сегодняшней шестичасовой экзекуции достаточно,чтобы все поняли.
Пышный майор : да, детки здесь сегодня были не халам - балам, все из спецшкол, из английской или из математической.К такому обращению не привыкли.
Лейтенант : вот пусть и нарисуют мамашам сегодняшнюю картинку, те быстро сообразят, что к чему.
Военком (наливая в стакан водки) : ты,лейтенант,подготовь всем по две повестки:
одну родителям на беседу,другую,через два дня,детям опять на построение
для большего ужаса.А отправь сразу по две,чтобы посговорчивее были.

                3-е действие,

                (1-я картина)

    Утро.Большая уютная комната залита солнцем.На полу посередине комнаты большой ковёр,у окна стильный кожаный диван с металлическими ножками и деревянными подлокотниками.С потолка свисает прекрасная хрустальная люстра,переливается в лучах солнца.У зеркала сидит Александра,на диване с газетой - Ким.

Ким - Ну что у нас с армией?
Александра - А что,только то,что нужны деньги, и больше ничего.
Ким:  ты нашла их?

Александра : звонила маме вчера,она обещала сходить к дяде Толе за деньгами.
Ким :  дядя Толя даст,да кто возвращать ему будет.С меня ведь взятки гладки,я в долги
влезать не собираюсь,тем более отдавать!
Александра : ладно,как-нибудь заработаю,выкручусь.Сейчас главное дело - это дать Саше возможность хотя бы раз попробовать поступить в институт.
Ким : давай,тянись,может и заслужишь чьё-нибудь уважение,хотя вряд ли.
    Чем больше делаешь для своих детей,тем больше они будут ненавидеть
     тебя.
Александра :не может такого быть!
Ким : а вот увидишь.Сын уже стыдится тебя,избегает.Ему не по нраву твои заботы о
      нём.По-моему, он готов в армию пойти, лишь бы не чувствовать и не принимать
      твои хлопоты.

Александра : неправда,твоя ненависть не может передаться детям.
Ким : время покажет.