Милая, малая Родина. Второе освобождение...

Геннадий Никишин
В январе 1942 года войска противника в зоне Сухиничи-Людиново-Киров создали две сильно укреплённые линии, которые никак не удавалось сломить. Было решено осуществлять массовые налёты на вражеские гарнизоны и коммуникации, одновременно привлекая в нескольких местах партизанские силы. В это время штаб отряда, которым командовал Герой Советского Союза Д.Н. Медведев, стал своеобразным центром, объединившим всех народных мстителей.

В последних числах декабря 1941 года первая группа партизан во главе с Медведевым уничтожила железнодорожный мост на перегоне Зикеево-Брянск. Вторая – совершила дерзкий налёт на станцию Судимир, уничтожила находившихся там фашистов и заминировала входные железнодорожные пути, на которых подорвался состав с живой силой и техникой.

Активизировали свои действия и думиничские партизаны. Их ряды пополнились новыми бойцами, из дер. Песочня к ним присоединились Н. Грибов, старший лейтенант РККА и В. Леонов, которые принесли с собою припрятанные в лесу несколько винтовок, коробки с патронами, а также передали для обоза трёх бесхозных лошадей.

Всего в 3-5 километрах от передовой, в деревне Осиновое болото – Тимоновка были оборудованы опорные пункты: подготовлены кирпичные дома к круговой обороне, вырыты щели, стрелковые ячейки, на дороге сделаны завалы, заминированы подходы.
Основные силы отряда «За Родину» располагались за линией фронта, а этот отряд И. Дубровского, в котором насчитывалось около 60 человек, теперь должен был действовать самостоятельно, постоянно поддерживая связь с остальными группами.

6 февраля 1942 года, узнав, что фашисты восстановили движение поездов на участке железной дороги Думиничи-Вёртное и подвозят к фронту подкрепление, взорвали два моста. А другая группа в это время совершила смелый налёт на станцию Думиничи и подожгла состав с горючим. В этой операции отличились пулемётчик С. Степанов, бойцы Н. Кудаков и А. Ястребов.

Почти ежедневно партизаны совершали рейды по фашистскому тылу, брали «языков» для армейских разведчиков из 16-й армии.
Фашистами несколько раз предпринимались попытки блокировать группу партизан Дубровского, но она, небольшая, умело сцементированная и многому научившаяся за время боёв, всякий раз давала решительный отпор, обращая врага в бегство.
Главные же события разворачивались под Сухиничами, территория которых вместе с территорией Думиничского района стали ареной жестоких боёв.

26 января 1942 года под Сухиничи прибыл полевой штаб 16-й армии во главе с командующим, генералом-лейтенантом К.К. Рокоссовским и с ним 11-я гвардейская стрелковая дивизия генерал-майора П.Н. Чернышёва, бойцы которой особенно отличились под Москвой. В подчинение 16-й армии из 10-й армии были переданы 12-я гвардейская, 322, 323, 324 и 328-я стрелковые дивизии. После некоторой перегруппировки войск 29 января 1942 года 11 и 12 гвардейские и 324 стрелковая дивизии штурмом овладели городом Сухиничи.

После взятия Сухиничей войска повели наступление на село Попково, а 324-ю дивизию командарм Рокоссовский перебросил в район деревни Лутовня, чтобы выбить фашистов из села Чернышено. Она сменила 322-ю стрелковую дивизию, которая заняла оборону по линии Озёрны-Холмищи.

В 20-х числах февраля К.К. Рокоссовский перебрасывает из-под Попкова 11-ю гвардейскую стрелковую дивизию и 30-й гвардейский артиллерийский полкм (командир подполковник А.В Андреев, комиссар подполковник А.В Спиридонов) в район деревень Ряплово и Которец...

5 марта 1942 года рано утром наши войска одновременно перешли в наступление по всему фронту. 27-й гвардейский стрелковый полк гвардии майора Н.В Харченко при поддержке роты танков ворвался в дер. Слободку и освободил её. 4-я отдельная стрелковая бригада наступала на Маклаки со стороны дер. Павловка. 33-й гвардейский стрелковый полк при поддержке огнём 30-го гвардейского артиллерийского полка выбил фашистов из дер. Печки. В этот день наши войска перерезали и прочно оседлали большак Людиново-Сухиничи, отрезав тем самым фашистов от их основных резервов, которые находились в городах Людиново, Жиздра, Брянск.

Но под Маклаками положение оставалось сложным: 4-я отдельная стрелковая бригада и 40й гвардейский стрелковый полк, встретив яростное сопротивление гитлеровцев, не смогли взять село.
Утром 8-го марта под Маклаки выехал К.К. Рокоссовский и, оценив на месте обстановку, запросил у штаба Западного фронта подкрепление. В этот же день после обеда К.К. Рокоссовский был ранен. В ответ на это воины 12-й гвардейской стрелковой дивизии перешли в наступление и овладели крупным населённым пунктом Попково.

9-го марта под Думиничи прибыла 97-я стрелковая дивизия полковника Воробьёва, которая с ходу перешла в наступление на Верхнее Куклино, Сорочку, Шваново, в общем направлении на село Вёртное.

Учитывая сложную обстановку под Маклаками-Думиничами, штаб Западного фронта прислал на этот участок боевых действий дополнительные подкрепления – 123, 30, 19 и 115 отдельные стрелковые бригады.

В конце марта 1942 года командование 16-й армии, произведя перегруппировку войск, приступило к нанесению более решительных ударов по фашистам. Немцы, боясь окружения, отступали.
И вот долгожданный день освобождения наступил. На районный центр и станцию Думиничи наши войска наступали с четырёх сторон. 328-я стрелковая дивизия полковника П.А. Ерёмина одним полком в ночь с 1-го на 2-е апреля из Живодовки перешла в наступление на село Боброво. Уже на рассвете 2-го апреля полк выбил оккупантов из села, с ходу захватил дер. Александровку и стал продвигаться к Думиничам. В этом бою были ранены командир полка К.Т. Кузнецов и комиссар полка С.М Ямщиков.
Крайне тяжёлые бои разгорелись за дер. Лутовня и Чернышено, где вели боевые действия части 324-й стрелковой дивизии. К дер. Думиничи вдоль реки стал продвигаться 1107 стрелковый полк 328-й стрелковой дивизии. В ночь на 2-е апреля 1942 года из Озёрен и Вязовенок Малых перешёл в наступление на Чернышено 1087 стрелковый полк 322-й стрелковой дивизии. Гитлеровцы заметались, боясь окружения. Рано утром, отступая, они подожгли дома в селе. Увидев злодеяния нацистских преступников, бойцы стрелковой дивизии дружно бросились в атаку и гнали фашистов до самых Клинцов.

На Вёртненском направлении к Думиничам продвигалась 97-я стрелковая дивизия.

Рано утром 2-го апреля 1942 года началось наступление наших войск на всех направлениях: на Маклаки со стороны посёлка «Культурный труд» и  деревни Поляна наступали 33-й, 40-й гвардейские стрелковые полки и 123-я стрелковая бригада. После освобождения Маклаков 40-й гвардейский стрелковый полк стал стремительно продвигаться на Лузгачи, Семичастное, Плоцкое, Рукав и Думиничи. Из деревни Слободка на село Зимницы и деревню Каменка наступал 27-й гвардейский стрелковый полк. Из Скачка на Брынь наступали полки 12-й гвардейской стрелковой дивизии.
Гитлеровцы ожесточённо сопротивлялись, отступая, всё сжигали на своём пути. Если крестьянские избы были построены из кирпича, оккупанты врывались в дома и бросали в печи связки гранат или противотанковые мины. Была полностью разрушена Брынская МТС, на Скачке из 300 домов осталось всего 35. Бой за одну только ул. Скачок продолжался пять дней – с 8 по 13-я марта. Переходя в контратаки, фашисты выгоняли из домов и подвалов жителей и гнали их впереди себя. Здесь у них находились особенно укреплённые позиции. Кирпичные дома представляли собой мощные боевые точки из пулемётов, за ними скрывались миномёты и танки.

1-го апреля немцы стали выгонять из домов жителей села Брынь, мужчин, подростков, женщин молодого возраста отправили в сторону Брянска с целью их угона в Германию. Дома подожгли и заминировали. Часть узников удалось отбить. Только за освобождение Брыни погибло боле 630 наших солдат, и это далеко не полная цифра. Поисковые отряды ежегодно находят десятки неизвестных солдат. В одиночных окопах, в подвалах, куда сносили убитых, на месте бывших госпиталей.

2-го апреля 1942 года ещё до восхода солнца передовые части 136-го стрелкового полка 97-й стрелковой дивизии, 1105 и 1107 стрелковые полки 328-й стрелковой дивизии, 40-й гвардейский стрелковый полк 11-й гвардейской стрелковой дивизии входили в посёлок Думиничи с четырёх сторон: от ст. Думиничи, по лесной просеке от Вёртного, от дер. Александровка, от деревень Рукав и Ломенка.

Районный центр лежал в развалинах и руинах. Дымились остатки сожжённых домов, над которыми одиноко торчали кирпичные трубы. Были взорваны корпуса чугунолитейного завода  «Революционер», электростанция, больница, почта, типография, школа, хлебозавод, пожарное депо, все двухэтажные дома. Лишь на ул. Пушкина чудом уцелели четыре домика. Из 348. В развалинах лежал и пристанционный посёлок, над которым возвышалось лишь уцелевшее здание железнодорожного вокзала.

Думиничей не существовало, они остались лишь точкой на географической карте. На улицах было пустынно, люди прятались по подвалам. Многие из них были угнаны фашистами на запад: в концлагеря, на чужбину, в далёкую Германию. Среди жителей моей малой Родины мне встречались узники из мирных людей, над которыми гитлеровские палачи проводили опыты, у них брали кровь. Если это были молодые девушки, то они, за редким исключением, так и не смогли обрести семью, иметь детей.
Когда мне пришлось работать над книгой о событиях тех трагических и страшных дней, мне  были предоставлены архивные документы из Москвы и соседних областей. Таких свидетелей оказались сотни. И это только из моих родных Думинич.

 Вместе с бойцами Красной Армии в Думиничи входили партизаны и подпольщики отряда, руководимого И. Дубровским и чекистом И. Чулковым. Это – Д. Алексаночкин, В. Бирюков, К. Бобылёв, И. Быков, Н. Грибов, А. Гуров, В. Дзильно, М. Дубровская и И. Дубровский, В. Иванов и И. Егоренков, В. Желтухин и С. Зайцев, С. Зенин и С. Зенин, Н. Кудаков и В. Кухаренков, В. Леонов и П. Лягинский, С. Мастюков и Н. Матвеев, В. Медведев и Н. Мельников, В. Мосин и П. Никишина, А. Потапов и А. Пискарёв, И. Первых и И. Салажников, А. Титов и А. Тимашков, М. Тришин и М. Сидякин, Л. Симрнов и С. Степанов, П. Рыжков и Г. Харламов, А. Швычков и В. Юдин, Г. Чулков, А. Ястребов и другие. Погибли в боях при освобождении Думиничей 37 подпольщиков и партизан.
В память о героях партизанского отряда  «За Родину» улицы посёлка Думиничи названы именами Ильина, Дубровского, Козлова, Корнева.

Это было второе освобождение от фашисткой оккупации большой части района. Но до полного избавления от гитлеровских полчищ было ещё далеко. Фронт пролёг по реке Жиздре: по одну сторону стояли наши войска, по другую – немецкие. И лишь в конце июля 1943 года с думиничской земли уйдёт последний оккупант.
С 22 июня 1941 года по 5 мая 1945 года на фронтах Великой Отечественной войны погибло и пропало без вести около трёх тысяч жителей района. На его территории, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками с октября 1941 года по август 1943 года, погибло около 20 тысяч воинов Красной Армии ( с каждым годом число это увеличивается ), партизан и подпольщиков, мирных граждан. Особенно жестокими и кровопролитными были бои при освобождении села Чернышено, Маклаки, Высокого, Зимниц, деревни Слободки. Так, за село Высокое и ближайшие деревни отдали свои жизни 4623 советских воина, за село Чернышено – 790, за село Маклаки – 765 советских солдат.

В октябре 1955 года было осуществлено перезахоронение останков наших солдат и офицеров из множества разбросанных по всей территории района могил в 18 братских, хорошо оборудованных, которые расположены в сёлах и деревнях: Высоком, Гульцове, Зимницах, Котори, Каменке, Буде Мальцевской, пос. Думиничи, Маклаках, Хлудневе, Дубровке, Чернышене, Вёртном и других.

Четверо моих земляков получили высокое звание Героя Советского Союза: Иван Тимофеевич Дайдоев из дер. Думиничи, Андрей Васильевич Демёхин из дер. Думиничи, Иван Петрович Сидоренко из дер. Слободка, Александр Андреевич Тряскин из села Зимницы. Много лет жил и работал в Думиничах Пётр Трофимович Сокур, приехавший в район после лечения из госпиталя в 1953 году. Высокое звание Героя ему было присвоено в августе 1941 года за бои на полуострове Ханко.

Был такой случай. В посёлке Марьинский, где прошла большая часть моей жизни, стали под дачи скупать дома москвичи. Два ветерана, когда не стало сил, уехали к дочери. А на следующий год дом занял новый хозяин. Места красивые, и рядом появился прудик, огородик протянулся к ближайшему лесу. Однажды мужчина решил его расширить и приступил расчищать целину, покрытую окопами и траншеями. В одну из ночей к нему в окно кто-то постучал. Через какое-то время стук повторился. Мужчина вышел, крикнул в темноту: никого не было. А под утро снова кто-то прошёл под окном…

Днём мужчина в одном из  окопов нашёл останки молодого солдата. По зубам и рёбрам можно было определить приблизительный возраст – 19-22 года. Медальон оказался пустым. Говорят, война с нашей русской земли уйдёт только тогда, когда будет похоронен последний солдат.

В один ряд с героями Великой Отечественной войны встали молодые думиничане, совершившие свои героические подвиги уже в наши мирные дни, погибшие в боевых действиях на территории Афганистана и в Чечне: Леонид Евтюхов из пос. Думиничи, Евгений Визиров из пос. Новослободск, Евгений Шалев из дер. Вёртное…

На фото: Памятник жителям села Чернышено, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны.