Реклама как механизм невротизации личности. Эссе

Жанна Кусмеш
     Механизмом невротизации личности в современном  обществе, на мой взгляд, является реклама. Она раздувает потребностную сферу человека, заставляет его желать то, что ему в принципе не нужно, затем психологически расщепляет его на центробежные желания отдельных частей лица и тела – зубов, волос, кожи…
      
      И вот уже реклама от имени ваших волос говорит: «Ваши волосы любят…(такой-то шампунь)», «Ваши зубы скажут вам спасибо», «Ваши глаза будут благодарны вам за…». То есть, от имени человека отдельные части его тела начинают как бы «желать» вместо него самого. Как будто бы человек согласно  рекламе – это конгломерат частей тела с самостоятельными потребностями и намерениями, которые могут не совпадать с собственными желаниями индивида.
    
     То есть, человек как целостная автономная личность рекламе не интересен, а только как ходячий кошелек в сопровождении постоянно "желающих" частей тела, которые являются предметом конкретного вида бизнеса.  Сам человек рыночной экономике не нужен, отчужден от самого себя. «Нам нужны не вы, а ваши зубы» - и актер в образе стоматолога обращается непосредственно к ним. 
   
     Если человек не делаете то, что хочет реклама от имени частей его тела (грустной печени, о которой некому позаботиться, кроме производителей лекарств  и др.), в ответ человеку навязывается чувство вины перед своими частями тела, которые не получили «желаемое», а также от того, что за просмотр очередного «мультика» не поступила оплата по принципу взаимного обмена.
   
      В рекламе рисуется идеальный образ потребителя – поверхностного и легкомысленного простачка, который готов верить всёму, что ему говорят и делать то, что от него хотят, а именно: платить как можно больше не понятно за что и при этом жизнерадостно улыбаться. Этим реклама дает подсознательную установку и поведенческую модель – «будь таким же уступчивым, и будешь счастлив, как персонаж рекламного ролика».   
   
    Реклама пытается заставить человека подсознательно следовать этим искусственным образам псевдоуспешных идеальных потребителей, обладающих свободой и легкостью расставания с деньгами.
   
    Это искусственные интроекты, внедряющиеся в сознание потребителя, обращаются к нему в образе заботливых «родителей», позиционирующих покупателей в состояние детей, доверяющих всему, что им внушают с экрана.
    
   Реклама хочет, чтобы в момент покупки люди становились детьми и  покупали эмоцию радости от лицезрения красивых картинок на упаковке и  фотографий успешных людей, с которым потребителю предлагают подсознательно идентифицироваться в обмен на приобретение сомнительного товара.
   

    Реклама усыпляет бдительность взрослых звучанием сладких,  чарующих  голосов актеров, читающих байки о товарах, чтобы у человека не было возможности в тишине вдумчиво и внимательно изучить цену и состав продукта на предмет его безопасности.
   
    Реклама приглашает доверять фантазиям нанятых художников, придумавших красивые картинки на упаковке,  не имеющим ничего общего с реальным продуктом, чтобы эстетическое удовольствие от лицезрения привлекательной рожицы автоматически распространялось и на то, что находится внутри обертки без какой-либо критичности.
    
   Рекламе не нужны автономные, свободные, независимые и мыслящие люди. Манипуляторам от продаж нужны невротические, зависимые, не уверенные в себе, отчужденные от своих эмоций (не осознающие себя и своих подлинных желаний) люди, однако, достаточно сохранные в своем стереотипном поведении, чтобы они могли зарабатывать деньги, которые будут легкомысленно отдавать производителям товаров.
   
    Основная цель рекламы – это развод на деньги при помощи технологий  манипуляции сознанием, эксплуатации желания человека в вере. «Отдай рекламодателю свои деньги, иначе  будешь чувствовать себя неуспешным» – современный рыночный механизм ласкового грабежа.
    
     И вот уже невротизированный человек, чувствующий себя ненужным в этой системе экономических отношений,  идет в магазин за своими положительными эмоциями, которые ему продают вместо действительно нужного его организму продукта, чтобы купить очередную порцию воздуха из фантазий рекламистов.
   
    В общем, если человек хочет оставаться внутри своих иллюзий, которыми он защищается от реального мира, он вправе следовать рекламе, которая позаботиться о том, чтобы он никогда не прозрел. Если же человек осознает свою потребность в свободе, есть смысл изучать манипулятивные технологии рекламной индустрии, чтобы сознательно воздерживаться от ненужных покупок.
   
   

декабрь, 2010 год