Хозяин коробки

Роман Кранк
    С  Шуриком  я  познакомился  в  январе ,  на  каникулах. Погода  в  тот  день  была  исключительно  мерзкой : солнечный  свет  едва  пробивался  сквозь  затянутое  тучами  небо , снега  не  было , подмерзшая  жижа  чавкала  под  ногами   редких  прохожих , с  востока  дул порывистый  морозный  ветер. Четверо  съежившихся  и  посиневших  от  холода  ребят десяти-двенадцати  лет ,  среди  которых  был  и  я  , стояли  у подъезда. Тело  требовало  движения ,  и  оживленный  разговор  время  от  времени  переходил  в  шутливые  стычки , который  день  составлявшие  основу  нашей  развлекательной  программы , а  потому  изрядно  надоевшие. Было  холодно  и  скучно. Мы  усиленно  крутили  головами   и  чуть-чуть  мозгами   в  поисках  чего-нибудь  новенького.
    Метрах  в  тридцати  от  нас  между  деревьями , сжавшись  от  холода ,  взад-вперед  ходил  пацан нашего  возраста  , в  тонких , насквозь  продуваемых  ветром , трикотажных  штанах   и  болоньевой  куртке. Он  делал  вид , что  ищет  что-то  на  земле. Притворство  это  было  абсолютно  очевидным  и  нелепым , похоже , он  просто  ждал , когда  кто-нибудь  из  нас  его   заметит.
-  Это  Шурик , - наконец  увидев  его  , сказал  Генка , свистнул  и  взмахом  руки  позвал  к  нам.
    Шурик  охотно  подошел   и  поздоровался  со  всеми  за  руку. С  появлением  нового  человека  компания  оживилась.
- Пойдем  в  подъезд , пацаны. Хоре мерзнуть , будем  с  Шуриком  базарить ,-  воодушевленно  весело  сказал  Генка  и  мы  дружно , один  за  другим  вошли   внутрь.
   Странное  поведение  парня  и  его  оригинальное  одеяние  быстро  нашли  объяснение.  Шурик  был  классическим  дауном  и  мог  бы  работать  наглядным  пособием  в  медицинском  институте. Все  характерные  для  этой  патологии признаки  были  налицо : низкий  рост  с  пропорциями  взрослого  человека , узкий  лоб , глубоко  посаженные  воспаленные  глаза , чуть  приоткрытый  рот , безвольный  подбородок. Как  большинство  умалишенных , возраста  он  был  совершенно  неопределенного. Ему  могло  быть  и  пятнадцать  и  тридцать  пять. Как  тогда  мне  показалось , толком  говорить  он  не  умел , хотя  практически  не  умолкая  бубнил  что-то  себе  под  нос. Время  от   времени  в  потоке  монотонных  звуков  исходящих  из  него угадывались  слова , часто  нелитературные.
-  Как  дела , Шурик?-    обстоятельно  начал  Генка , очевидно  имевший  некоторый  опыт  общения  с  нашим  новым  знакомым , - Что  жена  не  родила?
    Шурик  что-то   промямлил.
-  Давно  из  армейки  вернулся?
    В  ответ  снова  каша.
    Осмелев , в  переговоры  вступил  Денис.
-   В  Комбоджии , говоришь ,  воевал? Это  правильно. Много  узкоглазых  положил?
-  Положил,- ответил  Шурик  и  часто  серьезно  закивал  головой.
    Мы  покатились   со  смеху.
-  А  как  ты  с  автомата  стрелял? -  спросил  я.
    Шурик  счастливо  брюзжа  слюной , держа  в  руках  воображаемое  оружие  и   мелко  трясясь  всем  телом , имитировал   стрельбу  из  автомата.
-  А  у  тебя  Шмайсер  был  или  автомат  Томсона ?- поддержал  Андрей
-  Томсона , - Шурик  в  девяти  случаях  из  десяти  повторял  последнее  сказанное  собеседником  слово.
    Так  в  нашей  компании  появился  Шурик.
    Как  в  день  знакомства  , так  и   впоследствии   общение  с  ним  практически  всегда   сводилось  к  издевательству. Кроме  занимательных  вопросов  мы  задавали  Шурику  занимательные  поручения :  сходить , отнести , сказать , передать.
     После  выполнения  общественного  поручения  Шурику  в  награду  доставались  то  ругань  вслед , то  пинок  под  зад , на  предусмотрение   «приколополучателя». Но  он  не  обижался  ни  на  обидчика , ни  на  нас. Всем  было  весело. Мы  смеялись  над  Шуриком , а  он , похоже , смеялся  над  нами.
    Впрочем , смешно  было  не  всегда. Время  от  времени  Шурик  демонстрировал  фокусы , погружавшие  зрителя  в  глубокие  раздумья. Свидетелями  этих  чудес  всегда  оказывались  только  дети.  И  когда  каждый  из  нас, приходя  домой, рассказывал  родителям  о  произошедшем ,  никто  из  взрослых  не  воспринимал  эти  небылицы  всерьез , списывая  их  на  богатое  детское  воображение.
    Но  чудеса  были. В  ста  случаях  из  ста  Шурик  мог  угадать  в  каком  кулаке  зажат  камешек , даже  если  на  выбор  мы  предлагали  ему  восемь  наших  рук , он  мог  быстро  найти  в  высокой  траве  футбольный  мяч , и  со  стопроцентной  точностью  сказать , какая  завтра  будет  погода. И  еще , если  долго  и  внимательно  слушать  словесную  кашу , непрерывно  валящуюся  у  него  изо  рта , среди  обрывков  слов , предложений , просто  звуков , иногда , можно  было  услышать  удивительные вещи , впрочем , можно  было  и  потратить  несколько  часов  в  пустую.
    Из  этой  болтовни  я  узнал   оценку  по  тогда  еще  не  написанной  годовой  контрольной  работе  по  алгебре  ,  чемпиона  мира  по  футболу  за  месяц  до  окончания  чемпионата  и  имя  нового  учителя  истории. Каждый  раз  когда  его  пророчества  сбывались ,  пораженный  произошедшим ,  я  задавался  одним  и  тем  же  вопросом , а  были  ли  его  слова   предсказанием , либо  это  были  вслух  высказанные  намерения , и  будущее    слагалось  по  воле  сумасшедшего  живущего  в  нашем  дворе.
     Потом  впечатление  блекло. Не  находя  объяснений , и  не  продвигаясь  в  своих  размышлениях  ни  на  шаг , я  уставал  думать  об  этом , и  переходил  к  более  простым  вопросам , постепенно  забывая  произошедшее  и  все  реже  мысленно  к  нему  возвращаясь. Потом  все  повторялось  снова.
    Чаще  всего  эти  пророчества  вываливались  из  него , когда  он  раскладывал  всякое  барахло: игрушки , прищепки , тряпки   из  белой  обувной  коробки , которую  он  вечно  таскал  с  собой.
     Однажды , спустившись  из  квартиры  во  двор , я  застал  его  сидящим  на  бордюре , с  этой  коробкой  на  коленях  , бормочущим   себе  под  нос  всякую  охинею. Пацанов  во  дворе  не  было , от  нечего  делать , я  сел  рядом  с  ним  и  попытался  разобрать , что  он  там  городит.
- … она  зашла  к  Гене , а  Гены  не  было  дома , она  зашла  к  Андрею  и  Андрея  не  было  дома , тогда  она  зашла…
- Кто  она , Шурик?- не  вытерпел  я
- Кто-кто. Смерть , конечно , - не  глядя  на  меня , как  бы  между  прочим  ответил  Шурик , - и  как  ударит  его.
- В  глаз , - подсказал  я.
- Электричеством – закончил  Шурик.
- Кого  ударит , идиот  ты  хренов?
   Шурик  замолчал  и  стал  собирать  свои  пожитки  обратно  в  коробку , когда  он , уже  встав  с  бордюра  наклонился  за  очередной  тряпкой , я  не  удержался – уж  очень  удачно  он  стоял -  и  отвесил  ему  смачного  пинка. Шурик  разогнулся  и  ответил  мне  моими  последними  словами.
- Идиот  ты  хренов.      
    Я  рассмеялся  и  пошел  в  соседний  двор. О  ком  была  та  история  с  электричеством  я  узнал  только  много  лет  спустя. 
    Конец  нашим  взаимоотношениям  с  Шуриком  положила  соседка  тетя  Рая , которая  оказалась  случайным  свидетелем  очередного  розыгрыша. 
- Как  вам  не  стыдно , он  же  больной , а  вы  его  так  унижаете.
    Она  сказала  это  спокойно , беззлобно , но  очень  проникновенно , так , что  долетело  до  каждого  из  нас  и  в  каждом  осталось. На  том  веселые  диалоги  и  общественные  поручения  прекратились. Мы  перестали  звать  его  к  себе , а  он , так  же  как  и  в  первый  день  знакомства , ходил  кругами  поодаль  в  поисках  неизвестного, время  от  времени  исподлобья  поглядывая  на  нас.   
    Вскоре ,  похоже ,  ему  надоело  ждать   приглашения , и  он  перестал  мозолить  нам  глаза. Время  от  времени  я  встречал  Шурика   на  улице , а  позже   не  раз  видел  его  в  компании  малышей , с  восторгом  слушавших  его  нечленораздельную  речь.
     Прошло  много  лет , и  жизненные  обстоятельства  подтолкнули  меня   к  ревизии  своего  прошлого. Взяв  текущий  момент  за  отправную  точку  и  двигаясь  от  настоящего  к  прошлому , восстанавливая  в  памяти  минувшие  события , встречаясь  с  участниками , либо  свидетелями , сопоставляя  сказанное   с  собственным  восприятием  тех  или  иных  событий , анализируя  их  последствия  для  себя  и  для  окружающих , сквозь  пласты  лжи и  бутафории  я  пытался  докопаться  до  истины  в  собственном  прошлом. Так  постепенно , шаг  за  шагом  назад  в  прошлое  я  подошел  к  воспоминаниям  из  детства.
    В  четверг  я   нарочно  вышел  на  работу  пораньше , с    запасом   в  час , чтобы  зайти  в  свой  старый  двор , где  прошло  детство , найти    Шурика  и  поговорить  с  ним , расставив  все  по  местам.
    Девятиэтажка  изменилась :  деревянные  оконные  рамы  поменяли  на  металлопластиковые  , рядом с  окнами   на  стенах  появились  белые  жестяные  короба  сплитсистем , в  подъездах  вставили  железные  двери  с  кнопочными  кодовыми  замками. Еще  больше  изменился  двор. За  прошедшие  годы  деревья  и  кусты  сильно  разрослись  вверх  и  в  ширину, оставив  минимум  свободного    пространства. Тротуар  , спортивная  площадка ,  песочница , проезжая  часть  и  стоянка  – все  тесно  сжалось. Асфальт  пешеходных  дорожек   местами  порос  травой , в  проезжей  части  зияли  глубокие  выбоины.
- Вовка , ты  что  ль? – окликнул  меня  женский  голос.
   Я  повернулся. Это  была  тетя  Рая . И  как  она  меня  узнала – последний  раз  мы  виделись  лет  двадцать  назад , когда  я  был  еще  пацаном.   
   Разговорились. Я  сказал , что  хочу  встретиться  с  Шуриком , впрочем  особенно  не  распространяясь  о  целях  этой  встречи.
- Так  они  ж  переехали  давно , лет  восемь  назад , наверное.
- А  куда , не  знаете?
- Слышала , вроде  как  за  границу , в  Канаду , что  ли.
   Я  вспомнил  отца  Шурика , невысокого бородача , лет  сорока,  в  очках  с  толстыми  линзами  в  роговой  оправе.
- С  отцом? - поинтересовался  я.
- Какой  еще  отец? Чей? – тетя  Рая  рассмеялась, - Это  ты  про  Виктора  что ли , с  бородой  который? Так  он  Сашке  дурочку  братом  младшим  приходиться.
- Невероятно , - удивился  я.
    Мы  распрощались ,   и  я   поспешил  на  работу.
    Если  хорошо  порыться ,  в  каждой  работе  можно  отыскать какие-то  положительные  моменты. Моя  работа  хороша  отсутствием  ранних  подъемов , возможностью  поразмышлять  на  непроизводственные темы   в  рабочее  время , веселой  атмосферой  и  приятной  музыкой.
    Через  двадцать  минут , переодевшись , я  сидел  за  стойкой  бара  кафе  «Пеликан» , пил  чай  с  лимоном  в  гордом  одиночестве  и  все  думал  о  Шурике.  Посетителей  в  этот  ранний  час  никогда  не  бывает , а  повар , толстая  армянка  с  пакетами  свежих  харчей  и  порцией  протухших  сплетней  должна  была  прийти  через  час.
    Я  порылся  в  стопке  компакт  дисков , подбирая  музыку  под  настроение  и  найдя  подходящий  вставил  в  музыкальный  центр. 
    Есть  такая  певица - Джоан Осборн , довольно  известная. Большая  часть  ее творчества , так  сказать , на  любителя. Однако , есть  в  ее  репертуаре  и  безусловно  стоящая  вещь – песня  «One  of  us». Она  начинается  словами : «What  if  God  was  one  of  us?».  Я   всегда    подолгу  размышляю  над  этим  вопросом , и ,  кажется , мне  есть , что  ответить.