Легкая сила Мечты

Саша Мельник Валерич
                Александр Мельников
                Ольга Лой
Вместо предисловия

Перед вами, уважаемые читатели, интервью, которое мы дали одному из челябинских изданий в 2006 году.
Продолжая исследовать тему "Мечта и её достижение", мы, обнаружив этот текст, сочли возможным его опубликовать на Проза.ру в первоначальной редакции.


1.Что такое мечты и зачем они нужны?

Обратимся к классикам, что бы ответить на этот вопрос.

Мечта - мысленный образ чего-нибудь  сильно желаемого, манящего, предмет желаний, стремлений. (Словарь Ушакова)

Мечта - всякая картина воображения и игра мысли.
Мечтать что, или о чем - играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем (Словарь Даля)

А теперь обратимся к английскому языку.

По-английски мечта – dream.
А вот синонимы:
Vision - проницательность, предвидение, дальновидность;
«a vision of the future» — взгляд в будущее
Hope - надежда,
Goal - задача, цель, место назначения;
«to set a goal» — поставить цель/задачу
«long-term goal» — долгосрочный проект
Design – замысел, план; намерение, цель

Если очень коротко, то мечта – это создаваемый воображением образ желаемого.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что мечта (мечты) нужны затем, что бы жить в настоящем, создавать будущее, управлять своей жизнью и наполнять жизнь новыми смыслами.

В большинстве своём мы всё ещё относимся к «мечте» как к феномену «поэтическому», дескать, мечтать оно, конечно, не вредно, но нужно и о хлебе насущном подумать.  И совершаем ошибку, отказываясь от «игры мысли», «игры воображения», «проницательности», «предмета желания», «надежды». А ведь ещё Альберт Эйнштейн говорил, что «воображение важнее знания».

Конечно, мечта нуждается в «заземлении», «отливке в форму», «мечта должна уметь ходить по земле ногами» (Д. Давидович). Иначе она рискует остаться пустой фантазией. Но мечта - это прагматичное понятие. Миром управляют образы и в этом смысле миром управляют мечты! 

Без образа будущего, без воображения жизнь возможна только лишь на уровне жёстко заданной биологической программы: родился – достиг детородного возраста – произвёл и вырастил потомство – умер. Всё!

Так что мечтать не просто полезно, но жизненно необходимо! Возьму на себя смелость утверждать, что все великие люди в истории были великими мечтателями.


2.Есть люди, которые считают, что у них нет мечты? Что вы можете им посоветовать?

Таким людям мы можем посоветовать вспомнить свои мечты и отнестись к ним внимательно и уважительно.

Предположим, что каждый человек приходит в этот Мир с определённой целью, с конкретной миссией. Иначе, зачем бы ему сюда приходить? И предположим так же, что ребёнок знает эту цель, по крайней мере, на уровне метафор. И в мечтах, фантазиях,  так или иначе, её проявляет, озвучивает. А поскольку это цель жизни и она глобальна и величественна, то, как правило, она вызывает насмешки, неприятие, недоумение у «умных», практичных взрослых.

Более того, логично предположить, что мечта связана с творчеством, Сотворением «тогочегоникогданебыло». Но для того, что бы создать «новое», необходимо усомниться в «старом», в том, что уже есть. Не многим из тех, «кто уже есть» это понравится. И тем не менее дети всё время творят, сотворяют свои миры. До тех пор, пока их не «воспитают».

В процессе воспитания, социализации ребёнок (за редким исключением) забывает свою цель жизни и отказывается от мечты – «…то, чего он больше всего желает, просто неосуществимо» (П. Куэльо). Ведь для того, что бы двигаться к своей мечте, нужно «выйти из толпы».

Пока ещё воспитание направлено на прямо противоположное. Когда свои собственные цели подменяются целями другого («потому что так принято, так надо, так сказали и т.д.»), сознание заполняется целями социальными, которые направлены на воспитание «удобного», лояльного члена общества. И не важно, кто этот другой – родители, воспитатели, учителя, директор компании, очередной политический лидер.

Человек начинает жить по принципу: «Запрещено всё, что не разрешено».   Перефразируя Р. Кийосаки, можно сказать, что такой человек  говорит: «Я не могу достичь этого», вместо того, что бы задать вопрос: «как я могу достичь этого»? И сам опускает вокруг себя «железный занавес».

Одна из технологий вспоминания мечты так и называется – «Ворошение Мечты». Те, кто придут на нашу мастерскую 28.04 2006, смогут с ней познакомиться.


3.Существует формула победы, любви, а есть ли формула харизмы?

Да, теперь есть. Управляющими партнёрами TERRA LIBERA Group Ольгой Лой и Александром Мельниковым в лаборатории ТЛ была создана технология проявления «Формулы Харизмы».
 
Но сначала о том, что же такое «харизма». В древнегреческой мифологии харизма означает «притягивать к себе внимание». А хариты — это древнегреческие богини красоты, грации и изящества.

С точки зрения церкви, харизма - это Божий Дар, Божья Милость, данные человеку для выполнения своего жизненного предназначения.

Классическое определение харизмы дано немецким социологом М. Вебером: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям».

Мы можем к этим определениям добавить, что харизма – это ещё и способность к иррациональной власти над окружающими, а так же проявление своей подлинности.
 
«Формула харизмы» - это социально принимаемая стратегия достижения своей мечты. Цель её проявления - разрешение базового противоречия между стремлением явить себя миру, выйти из толпы и стремлением слиться с толпой, стать незаметным, неуязвимым.

Технология состоит из нескольких этапов и включает в себя

Инвентаризацию "стратегий удачи" и "стратегий поражения"
Инвентаризацию привычек
Составление инвентарной (текущей) модели проявления Харизмы
Выведение Формулы Харизмы
Презентацию результатов исследования и моделирования на Рынке (в группе)
Определение текущей Рыночной Цены Харизмы
Разработку сценария создания Добавленной Стоимости 

В результате заказчик получает

Социально принимаемую стратегию проявления личной Силы
Социально принимаемую стратегию достижения своей Мечты
Алгоритм управления Собственной Подлинностью
Алгоритм создания Добавленной Стоимости

Подводя итог, можно сказать, что человек, осознавший свою харизму и проявивший формулу харизмы, обретает  уверенность и  вдохновение, силу и власть над собой,  страсть к жизни и любовь, желания и возможности, умение вести за собой и идти своим путём, управление временем и пространством, видение и чувствование, слушание и слышание, следование Мечте и Подлинность Себя.

4.Является ли харизма уделом избранных или ее можно выработать?

Частично на этот вопрос мы ответили выше. На наш взгляд, каждый человек от рождения наделён Божьим Даром и в этом смысле, наделён харизмой. Но сам по себе этот дар не превратится в  «качества личности, признаваемые необычайными», которые позволяют управлять своей жизнью и вести за собой других. Он требует взращивания и развития. Единицы делают это с детства, некоторые приходят к осознанию своей харизматичности, когда становятся взрослыми и начинают целенаправленно развивать её. Большинство же отказывается от своих «необычайных качеств».

На основании многолетних наблюдений мы выдвинули гипотезу, что существует некий «критический порог» в жизни каждого человека, переступив который он уже не в состоянии проявить свою харизму и развить её. С этой точки зрения харизма есть удел избранных. Стой лишь оговоркой, что к «избранным» причисляет себя сам человек.
 
5.Личный бренд - это производная от харизмы? Или они могут быть независимы друг от друга?

По нашему убеждению – да, производная. В противном случае брэнд будет конфликтовать с объектом брэндирования, будь то человек, компания или территория. В основе любого брэнда лежит сильная идея – идея, от которой «штырит», которая, безусловно, привлекает внимание. А харизма – это и есть «сильная идея» человека.

Проиллюстрирую конфликт между брэндом и объектом брэндирования (его харизмой) на примере моего родного города - Санкт-Петербурга. Что бы не переходить на персоналии. Принципиальной разницы между созданием персонального брэнда или брэнда территории нет, хотя и есть особенности для каждого случая.

Нам придётся для этого ввести ещё одно понятие – «архетип», которое тесно связано с понятием «харизма» и, по сути, является базовой формой проявления харизмы.

Вот одно из определений архетипа, данное К. Г. Юнгом, который первым фундаментально исследовал этот феномен, позаимствовав понятие из классических источников, включая Цицерона, Плиния и Августина: «Коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся продуктами индивидуального бессознательного происхождения». В Австралии архетипы известны как «вечные формы Мечты».

Разные авторы выделяют значительное количество архетипов, некоторые более 100. В своей практике мы пользуемся моделью, предложенной М. Марк и К. Пирсон. Она включает 12 архетипов, объединённых в четыре группы: Простодушный – Искатель – Мудрец; Герой – Бунтарь – Маг; Славный Малый – Любовник – Шут и Заботливый -  Творец – Правитель.

Теперь вернёмся к Санкт-Петербургу. В последние годы он продвигается как минимум в трёх ипостасях: «Город Знаний» (архетип Мудреца); «Культурный Центр/Город-Музей» (вероятно архетип Шута) и «Северная Столица» (архетип Правителя). Ни один из этих архетипов не отражает подлинности города и территории, на которой он расположен. Как результат – серьёзное размывание брэнда по сравнению с Ленинградом, постоянное соперничество с Москвой, приобретение городом имиджа «бандитской столицы», а в последнее время ещё и «националистической столицы».

А ведь ведущий архетип лежит на поверхности.
Вспомните - город основан Петром Первым как ВЫЗОВ: «Окно в Европу», «Морские ворота», «Отсель грозить мы будем шведу», «Россию поднял на дыбы». Петербург построен в местности, которая в принципе для жизни не подходит – болото. О петербургском климате слышали даже те, кто там ни разу не бывал.
Город трижды менял имя. «Город трёх революций», город - герой, выстоявший в блокаду 1941 – 44 г.г. А о Санкт-Петербурге, как магическом городе, написано множество произведений.
Конечно, ведущий архетип Санкт-Петербурга – Герой – Бунтарь – Маг. Что не мешает ему оставаться и городом знаний, и одним из крупнейших в мире культурным центром, и музеем под открытым небом, и Северной столицей.

Харизматические, архетипические смыслы Санкт-Петербурга, как и любой другой территории, для России и для мира в целом требуют серьёзного и глубокого осмысления. Пока такого осмысления нет, брэнд и харизма остаются «независимыми» друг от друга, что порождает разрыв между подлинностью и проявленностью её в социуме, в восприятии её в коллективном, массовом сознании.

Что, в свою очередь ведёт к недосозданию добавленной стоимости брэнда и, соответственно, к недополучению прибыли. Территории, человека или компании.   

6.Какие технологии создания персонального брэнда Вы можете выделить?

Элементы технологии создания брэнда (персоны, компании, территории) уже описаны выше. Принципиально можно двигаться с разных сторон. Один путь – от личного архетипического мифа - «в словах данной чудесной личной истории» (А. Ф. Лосев), другой – от сильной идеи себя, через создание «Стратегического Сценария» (С. Быков).

В марте 2006 года в Ижевске, в рамках «Весенних Сессий ТЛ 2006» компанией была создана технология «Новое СтилеВИДЕНИЕ». Эта технология позволяет, опираясь на ведущий миф/архетип Заказчика, через проявление его «Формулы Харизмы» (О. Лой) с помощью «Стратегических Сценарных Постановок» (А. Мельников) описать и смоделировать «Образ Результата» и «Образ Пути Достижения Результата» (С. Быков).

Результатами, в данном случае, становятся:
Стиль/Имидж Заказчика;
Социальные Контексты, максимально выгодные для его проявления;
Последовательность Действий для организации наиболее выгодных Контекстов.

Все названные технологии – авторские, созданы в лаборатории TERRA LIBERA Group.

7.Приведите 1-2 примера из своей практики, которые были построены на таких технологиях.

Год назад в семинаре-мастерской «Ваш личный брэнд» одной из участниц, владелицей сетевого бизнеса, был проявлен архетипический миф. В нём она предстала императрицей, что соответствует архетипу Правитель. На основе мифа был смоделирован персональный брэнд. В течение последующего года события в её жизни развивались стремительно – подъём бизнеса, быстрое расширение контактного поля, получение престижной премии правительственного уровня, приглашение войти во властные структуры страны.

По собственным словам заказчицы, только проявление и принятие своего архетипа помогло ей осознать столь стремительные изменения в жизни и адекватно на них реагировать.

В марте 2006 года она смоделировала свой стиль/имидж и наиболее выгодные социальные контексты для его проявления. По завершению работы в «Весенних Сессиях ТЛ 2006» она узнала, что уже назначена на должность, которая дословно соответствует той модели, которая была создана в мастерской.


8.В этом году фестиваль Viva Glam проходит в формате de luxe. Почему вы выбрали для своей мастерской именно эту тему?

Компания TERRA LIBERA Group – компания инновационная. Мы создаём продукты, «которыхникогданебыло» и технологии для создания «тогочегоникогданебыло». И ещё мы создаём среду для производства таких продуктов и технологий.
Каждый наш семинар-мастерская, бизнес-лагерь – это всегда новый продукт, новая тема. При проведении творческой мастерской мы стремимся показать самые последние свои разработки, а данная тема как раз и отражает работу компании за последнее время.

С другой стороны на наш взгляд проявление харизмы автора и персональный брэнд автора в индустрии моды и красоты имеют первостепенное значение. А если учесть, что вся эта индустрия направлена в первую очередь на создание образов,  напрямую работает со стилем/имиджем,  то выбор темы закономерен.

И ещё эта мастерская станет логическим продолжением прошлогоднего мастер-класса «От динамики образа к харизме формы».

декабрь 2006