Шелковый путь Ч. 7

Заметки Географа
Шелковый путь Нуратау – укороченная версия опубликована в Китае в середине первого десятилетия 21 века на английском языке

В период до существования Великого Шелкового пути, в районе Нуратау, существовали древние караванные дороги. Они соединяли как различные местные, локальные и субрегиональные, центры, друг с другом. Кроме этого через район Нуратау проходили важнейшие торговые транзитные артерии, связывающие страны Центральной Азии, Индии с Мавераннахром, Семиречьем, Поволжьем, Южным Уралом и Сибирью.

Около 15 века до н.э. вероятно через район Нуратау, Согдиана и Бактрия получала дополнительные металлы из районов Восточного Казахстана и Алтая (Vasil’ev ,1947). В районе гор Букантау,  с середины 15 века до н.э. вероятно приручали и разводили верблюдов (Os’kin, 1976). Естественно, предположить, что вся эта инфраструктура, была связана друг с другом, торговыми путями, разной типологической классификации.

В период с 15 века по 6 веков до н.э. в субрегиональных центрах сопредельных с Нуратау, действовали рудники. Они добывали кремний, известняк, бирюзу, олово, медь, серебро, золото, железо, свинец (Mirbabaev, 1961; Aleskerov, 1976; Shtek, 1996; Buryakov, 2003; Nemceva, 2004; Zakirov and etc., 2004).   По данным археологических раскопок, в этих субрегиональных центрах (Букантау, Кульджуктау, Тамдытау, Ауминзатау, впадина Аягытма, Лявляканские озера – расположенных в Центральных Кызылкумах) были обнаружены древние выработки и остатки древних путей (Vakturskaya and etc., 1968).

Некоторые авторы (Buryakov, 2003), высказывают предположения что эти горно-рудные центры могли быть связаны с гроно-плавильными центрами Карнаба, лежащими на юго-западных границах района Нуратау. Которые, затем перевозилось на базары, разных местностей и стран (Восток и Индия) (Savchuk-Kurbanov, 2006).  Внутри района Нуратау, в 6 в. до н.э также разрабатывались месторождения золота, меди, железа, свинца, бирюзы (Сев. и Южн. склоны Хребта Нуратау, Гобдунтау) (Aleskerov, 1976; Buryakov, 2003). В этот же период времени происходит интенсивное освоение горных ущелий Нуратау, под земледельческие нужды, переселенцами из Хорезма и Самарканда (Kamelin, 1990). В тот же период времени с первой четверти 7 в. до н.э. в бассейн р. Зарафшан (т.е. страну Гаву-Согдиану), проникают отряды царя мидян Киаксара (Хувахштра) из Персии.

Во второй четверти 6 века до н.э. войска персидского царя Кир 2 вероятно достигли среднего течения Яксарта (Сырдарьи) недалеко от ее выхода из Ферганской долины, т.е. открыли Голодную степь.

В начале 6 века до н.э. Дарию 1 удалось завоевать земли «саков, которые за Согдом», т.е. проникнуть в бассейн верхней Сырдарьи – в Ферганскую долину (Magidovich, and etc. 1982).

Через район Нуратау, как видно из вышесказанного, проходили торговые пути, которые связывали субрегиональные горно-рудные центры, районы земледелия, с другими культурными областями не только района Нуратау, но и региональных центров. Эти торговые пути в основном пролегали в юго-восточной и юго-западной частях района. На юго-востоке дорога из Бакртии, пересекала Зарафшан, далее проходя по Джизакскому проходу, выходила на Голодную степь, дорога там разделялась. Одна часть шла вдоль Мальгузарского и Туркестанского хребтов, через Кайракумский проход в Ферганскую долину.

Вторая часть дороги, пересекая по диагонали Голодную степь, выходила к средней части р. Сырдарьи. На юго-западе, дорога ответвлялась от меридионального пути (выходившего на Южный Урал, Поволжье, Сибирь, Семиречье), проходила через Центрально-Кызылкумский горно-рудный центр, и шла вдоль южного склона хребта Нуратау, далее в Зарафшанскую долину. Где одна часть дороги соединялась с юго-восточным путем, а другая направлялась верховья Зарафшана, а третья в верховья Амударьи в Хорезм.