Шелковый путь Ч. 6

Заметки Географа
(Кое-что о методике)

Расцвет цивилизаций всегда напрямую зависит от динамики развития торгово-экономических и культурных взаимоотношений между странами.

Реконструкцию торговых дорог, проводили на основе данных полученных из древних арабских дорожников (Petrovskiyi, 1894),  а также, информации, о расстоянии между караван-сараями, так в Персии в пустынях расстояние между колодцами и караван сараями было 2-3 фарсаха (1 фарсах = 6-8 км), то есть около 15 км (Nemceva, 2000).  В Средней Азии однодневный путь, пройденный караваном, составлял 23-26 км (относится к первым векам до н.э. – первым векам н.э.). В арабо-персидских дорожниках (7-11 веков) пройденное расстояние исчислялось в 5-6 фарсахов. Следовательно, дневной проход был равен примерно 25-30 км (Rtveladsze, 1999) . В 12-начале 13 вв. в юго-восточном Устюрте, караван сараи находились на расстоянии 20-25 км друг от друга (Fehner, 1981).  В монгольское время «Ямы, Джамы» (почтовые станции) отстояли друг от друга на расстоянии 5 фарсахов (30 верст), то есть около 30-32 км (Karaev, 1991). Таким образом, можно предположить что в степной и пустынных частях района Нуратау, караван-сараи располагались на расстоянии 15 км друг от друга, а в горной части на расстоянии 25-32 км.. Исходя из этих сведений, информации о колодцах, руинах оставшихся караван-сараев и топонимических названиях, можно экстраполировать все эти данные для реконструкций направлений торговых маршрутов. Наложив эти сведения, на космический снимок высокого разрешения, можно выделить, направления древних трасс и контуры руин караван-сараев, для дальнейших полевых исследований.