Секрет Иронии судьбы

Екатерина Щетинина
Многие задумываются над секретом этого фильма, над его силой воздействия и живучести. Отчего он так люб нам и приобретает черты вечности прямо у нас на глазах? Такие вещи – не частое явление, согласитесь.

Если интересно, вот что думает  ваша покорная слуга на этот счёт.

Сначала изложу гипотезу, а потом буду её аргументировать.

Стихийно или сознательно - не знаю, но в данной ленте заложены глубочайшие эзотерические принципы.

Краткое отступление. Эзотерика – наука или точнее, Знание о внутреннем, тайном, сокровенном. И цельном. Это "первый круг". В отличие от экзотерики – множества оторванных друг от друга наук о внешнем. Поэтому так повелось на земле, что эзотерика – удел немногих, допущенных к сердцевинному Знанию, а экзотерика – для масс. Однако произведения искусства массам подавай с элементами эзотерики - вот в чем дело. Основанные на эзотерических вещах – они бьют в самую точку, в сердце, воздействуют на генном уровне, они – вечны. К сожалению, бОльшая же часть произведений создана без эзотерики – с помощью ремесла, использования техники и прочих внешних явлений. Эти вещи подлежат старению и носят одноразовый характер. По сути, хлам. Им полны каналы ТВ. Посмотрел, прочёл – всё. Больше неинтересно, возврата  к этому «творению» нет. Как правило, это утилитарные, коммерческие продукты.

Результат эзотерической призмы – многослойность (понимают ВСЕ, но сообразно своему уровню), многогранность (можно найти все аспекты бытия и сознания), и потому у касающегося эзотерического творения возникает ощущение фактической бездонности и  вытекающего из неё восторга. И свежесть – каждый раз, новые грани и нюансы, новое прочтение – тоже.

Глубоко эзотерично учение Христа – вот на чём держится его могущество и непреходящее значение для нашего сознания. Его можно наложить на всё, что с нами происходило, происходит и будет происходить. Это безконечность смыслов и иносказаний, это живая жизнь во всём её проявлении.
Сама жизнь, смерть и воскресение Христа, его рождение, преображение  –  воплощение эзотерики. Это модель пути любой души…

Но вернёмся к «Иронии». Перед нами классическая схема древней мистерии Посвящения.  Смотрите. Герой – символ однобокой, не-жизнеспособной, запуганной, зашоренной, ущербной, несчастной Души. Любовь им понимается лишь на житейско-бытовом плане и потому страшит (и правильно!). Но Душа внутренне страдает, так как обреченность, не-вечность свою тоже чует. Она одноразовая – то есть рожденная, чтобы умереть.
 
Хорошо. Хотя что ж хорошего? Мы все подсознательно стремимся к бессмертию, к «другой» жизни, которой мы достойны и которая наступает… каждый раз в Новый Год. То есть, мы мечтаем, чтобы она, эта  совсем-совсем другая, прекрасно-вечная жизнь (а не существование белковых тел во вредном пространстве), наступила с боем курантов. Опять-таки неспроста, так как число человека обычного, одноразового – 12. Всё у нас имеет двенадцатиричное строение – ДНК, зодиак, месяцы, сказка о которых отнюдь не случайна и тоже эзотерична и т.д.  12 -  это кон. За КОНом – нечто новое: новый порядок, новая система координат. Но туда - страшно, как в смерть, туда нас не пускает суеверное подсознание. И многовековое внушение: 13 – число не-человеческое. А о том, что оно сверхчеловеческое, обычно не говорится.

Таким образом, мы сами себя не пускаем в эту «другую» жизнь, хотя страстно ее хотим. И хочется, и колется. Как ёлка. Вот еще одна новогодняя мистерия надвигается… Но она не настоящая, как всегда. Ожидания остаются напрасными. Так было всегда, все 36 (3х12) лет  и у героя Мягкова.
Правильно. Герой – точно такой же, как мы, потому узнаваем нами и любим.

Но в этот раз  (чудо, за которое мы благодарны) мистерия осуществилась по-настоящему.
А именно: ангелы (или демоны, что в данном случае одно и то же) ведут Душу в баню! Символ очищения. С помощью алкоголя Душа погружается в беспамятство, фактически в околосмертное состояние, в Бессознательное. Это происходит именно в 12 ночи, когда единожды в году, приоткрывается  щелочка туда, в Бессознательное, в Иной мир… И наши души знают о том. В древних мистериях посвящения это могло осуществляться через погружение под землю, дня на три, включая укладывание в гроб, схождение в ад и т.д.  То есть, в полную тьму, где человек либо отключался навсегда, либо, наоборот – преображался. За счет того, что видел всё уже ДРУГИМИ глазами. Можно это назвать без-умием, (у Лескова это выражение «дочитаться до Христа»), схождением с привычного ума. Вторым рождением. А «дважды рожденные» – это и есть бессмертные. Так гласит ее величество эзотерика.

И наш Герой попадает в Иной мир. Куда-то ЗА… Можно расшифровать это как Зазеркалье, так как это мир противоположный мужскому миру героя. Дело в  том, что это мир женский. Хотя по форме ничем не отличим от его, мужского. И это сводит Героя с ума. Помните фразу из фильма «Мы все немножко сошли с ума»? Это же и есть главный принцип Посвящения!
Но сначала, до Воскресения бывает по законам эзотерики что? Правильно, распятие. Мало того, что Герою физически плохо – до дурноты, стыдно морально – перед брошенной невестой, холодно и безденежно, он еще смотрит на себя как бы со стороны - «мерзкий, противный, несимпатичный» и пр. эпитеты, которыми его награждают в этом Зазеркалье.
Что ж, таков путь к Преображению, ничего не поделаешь.

Женское Начало (а оно сильно в этом Зазеркалье!) добавляет не цельной до встречи с Надей (Надеждой!)  Душе то, что ей не доставало. Любовь? Да. Но это любовь Иного Плана. Ведь Герой попал в именно в него.
Символически это значит – сознание обретает цельность взгляда, гармоничность. Душа уже неоднобока и ущербна, она вернулась сама к себе! В СВОЮ квартиру! В свой Дом - как блудный сын.
И мы видим, как постепенно Герой преображается: в нём появляется уверенность, даже развязность, как говорит героиня Брыльской, талантливость, смелость, сила и красота. Словом, СОВЕРШЕННО другой взгляд на мир и всё, в нём происходящее, включая себя.
Он может порвать с прошлым серым существованием, как ж/д билет, он может излучать светлое обаяние (признак преображенных), он может петь в полный голос (признак дважды рожденных). И прочие метафоры и символы – здесь в этом фильме их не счесть.

Это – классика! Почему? Потому что здесь так иронично, просто и изящно объяснен великий смысл сотворения наших драгоценных душ.
Нам хочется и нравится быть причастниками Преображения. Это вполне здоровое желание, может, даже главное в жизни.
И поэтому мы снова и снова, бросая все дела, вместе с детьми и внуками,  будем погружаться в эту новогоднюю мистерию – втайне, то бишь, эзотерично,  уповая на то, чтобы она когда-нибудь непременно сбылась для всех нас.