Преодоление

Виктор Дущенко
      Ехал как-то на работу зимой. Автомобиль хороший – Опель «Рекорд», но резина летняя и не первой свежести. Затяжной спуск, в низине мост через ручей. За ним длинный подъем. Дорога гравийная. Вся покрыта снегом и заезженная. Скользкая. На спуске сначала еду медленно. Где-то на середине разгоняю автомашину, чтобы с разбега выскочить наверх. Но слишком быстро ехать опасно: были случаи, когда легковушки сбрасывало с моста. Сам видел. А высота моста не менее двух метров. Поэтому ускоряюсь, но осторожно. Жму на акселератор так, чтобы меня и слышно не было, но машина прибавляла бы скорость. Сам сижу как пушинка, чтобы и веса моего не ощущалось. Рулевое колесо в руках держу крепко-накрепко, но так, чтобы машина меня не чувствовала. Малейший резкий поворот не в такт движению и развернет! А там уж держись потом. Вот мост, низшая точка. Теперь больше газу и - на подъем. Метров четыреста проехать, а дальше спасительная верхняя точка. Потом равнина. Там можно перевести дух. Привод задний, поэтому и вверх не очень-то прибавляю. Вот половина подъема преодолена. Еще пятьдесят метров. Еще прошла немного. Осталось метров восемьдесят. Всё! Колеса крутятся, машина стоит. И даже начинает скользить задним ходом.

      Напрасные хлопоты. Выворачиваю руль. Потихоньку разворачиваюсь и спускаюсь обратно. Разбег. Нужно как можно дальше проехать в обратную гору, чтобы был запас для набора скорости на вторую попытку. Обратный подъем в два раза длинней и поэтому пологий. Здесь выехать легко. Но мне хватит и третьей части, чтобы разогнать машину. Разворот и еще один подъем. Всё, то же самое, только чуточку быстрее. Проехал дальше, чем в предыдущий раз. Теперь при замедлении на педаль «газа» сильно давить не приходится – забуксует. Еле-еле прижимаю ногу. Она идет! Еще немножко, еще, еще! Ну, давай, родимая! Осталось метров сорок, а там уже равнина.

      Нет! Остановка. Машина буксует на месте. Молниеносная мысль – помочь! Выскочил из салона и стал толкать сзади. На холостом ходу, когда сцепление с дорожным полотном минимальное, колеса легко прокручиваются, двигатель не глохнет, но и автомобиль не едет. А тут я помощь свою предложил. И пошла потихоньку. Пять метров проползли, десять. Осталось немного. Падаю на колени, скользко! Встаю и дальше толкаю. Руки горят от мороза и ветра.

       Навстречу спускается москвич. Водитель слегка притормозил, краем глаза вижу, как люди из машины удивленно созерцают это представление. Представляю картину: поднимается в гору совершенно пустая машина. Колеса вращаются, в салоне никого нет. И только при сближении видно водителя, работающего помощником двигателя. Но они не додумались выйти и помочь. Это придало мне сил. Еще немного усилий, последние сантиметры и мы наверху подъема. Пошла сама! Ой, не убегай, матушка! Догнал, прыгнул в салон. Поехали! На улице мороз пятнадцать градусов. В салоне – пот лавиной. Отдышимся и обсохнем по дороге.