Дети войны

Лидия Седова
    Лето 1945 года. Закончилась война. Мама работает на Карельском
перешейке, за Зеленогорском. Очень красивое место в лесу. Раньше здесь была
дача адмирала Макарова, а потом располагался дом отдыха работников леса и сплава.
Поселили нас в финской землянке. Стояло их штук семь или восемь недалеко
 от дачи,
там жил обслуживающий персонал.
Что такое финская землянка? Это стены из картона и крыша, покрытая
даже не толем, а какой-то черной толстой бумагой.
Лето пролетело быстро. Наступили холода. Приходит мама с работы.
Трое детей спят вповалку, а под окошечком вдоль стены висят глыбы льда.
Как спасти детей? До весны не доживут, заболеют туберкулезом. Для мамы
это было самое страшное заболевание. Но мама у меня оказалась сообразительной.
Принесла из столовой большой кухонный нож и разрезала картонную стенку.
Обвалилась стена вместе с землей. Привела мама комиссию и нас переселили в
комнатку при даче. Так мы пережили зиму.
На следующий год я пошла в первый класс. Вместо портфеля у меня была
клеенчатая сумка из дермантина. Ее сшила мне мама. Вместо тетрадей  были
листы бумаги в простую линейку, маме где-то удалось их купить. Мы их
разрезали и
прошили нитками. В школу надо было ходить 4км.в Рощино (б. Райволо). Идти надо
было лесом и потом через большое поле. Я очень боялась ходить через лес.
Сердечко сжималось от страха и я старалась бегом пробежать это темное место.
Однажды я стараясь сократить путь, пошла напрямик через поле.Снега было много,
я была очень маленькая, чуть не утонула в сугробах. Пришла в школу к концу
занятий, вся промерзшая и промокшая. Как добралась из школы до дома
уже
не помню.
Потом нас переселили в отдельный домик в лесу, километра за полтора от дачи.
Однажды меня провожали старшие девочки из школы.
Довели до тропинки. До дома оставалось метров пятьдесят. Домик светится
всеми окошками и я побежала одна.
Дергаю за ручку двери , а она закрыта. Я как закричу от ужаса, окошки светятся,
а меня не хотят в дом пускать. Оказывается моя сестра и братик уснули и закрыли дверь.
А девочки побежали не ко мне, а на дачу. Как видно, тоже испугались.
Я так кричала, что мои крики были слышны за полтора километра.
Моя мама в это время разгружала машину с продуктами.
Когда мама услышала мои крики , она побежала. Шофер ей кричит:" Садись в машину!".
Мама так бежала, что машина не могла ее догнать.
Незадолго до нашего переселения в этом домике было совершено убийство, и мама
решила, что нас всех убивают.
Когда мама добежала до домика и увидела меня живую и невредимую, у нее
подкосились ноги, она рухнула в снег и потеряла сознание.
Так я подорвала мамино сердце. Дорогая моя,родная, милая мама!
Я до сих пор помню маму, лежащую в снегу. Было ей тогда 35 лет.
Сколько же ей понадобилось сил, чтобы вырастить троих детей,
дать всем образование, а не отправить после семилетки
на трикотажную фабрику "Красное Знамя", как ей все советовали.