Крупным планом. Вера Семёновна

Анисия
Отрывок из автобиографической
повести "Ода врагам"


Когда я работала в училище, у меня была сотрудница, Вера Семёновна. Это была не просто сотрудница. Это была приятельница. Хотя ни то, ни другое, не подходит. Вера Семёновна была больше, чем сотрудница, и больше, чем приятельница. Не имея своих детей, она относилась ко мне, как к родной. Помогала во всём. Очень часто брала к себе мою младшую дочь, давала возможность нам со старшей сходить в театр или просто погулять.

Вера Семёновна работала библиотекарем, но в тот год, когда я пришла в училище, ей исполнилось 55 лет, она стала пенсионеркой и уволилась с работы. Уволиться уволилась, но на партийном учёте стояла в училище и принимала активнейшее участие в его жизни.

Первый раз я её увидела, когда меня выдвигали на общественную работу в профком. Список кандидатур должны были утвердить в парткоме, членом которого была и Вера Семёновна. Пригласили меня туда. Начали задавать вопросы. Я отвечала. Потом проголосовали. Не помню, сколько человек там было, но все были готовы проголосовать «за», и только Вера Семёновна – против. Она сказала, что я в училище проработала всего лишь один месяц и пока что трудно сказать, смогу ли я справиться с этой общественной работой. Меня не включили в список.

Я была рада этому. Профсоюзная работа, это не по мне. Но, вместе с тем, думала и о том, чем же я не понравилась этой пенсионерке? 

Через некоторое время в училище освободилось место кассира, и Веру Семёновну взяли на эту должность. Постепенно мы узнали друг друга ближе и, не смотря на большую разницу в возрасте, нам было интересно вместе. Она жила рядом с училищем, часто приглашала меня в гости к себе. Муж Веры Семёновны, Алексей Викторович, человек военный, лётчик, но ко времени нашего знакомства, он уже был в отставке, и работал на Комбайновом заводе, заведующим парткабинетом.

Это была необыкновенная пара. Как заботливо они относились друг к другу! Они поженились сразу после войны. Для Алексея Викторовича это был второй брак, первая жена не дождалась его с фронта и вышла замуж.

У Алексея Викторовича от первого брака был сын, который в детстве и юности больше жил с Алексеем Викторовичем, чем с его женой. У Веры Семёновны была племянница, о которой она заботилась и которая тоже жила в её семье. 
До Таганрога они жили в Москве. Алексей Викторович числился персональным пилотом Сталина, хотя Сталин и не летал с ним ни разу. Часто летали Молотов, дочь Сталина – Светлана и другие важные лица. После смерти Сталина Алексея Викторовича перевели в наш город.

Как трогательно Вера Семёновна заботилась обо мне! Она не только помогала всем, чем могла, но и следила, так сказать, за моим моральным обликом. Как-то она сказала:
- Многое из того, что позволительно делать замужним женщинам, тебе делать нельзя, - и увидев мой недоуменный взгляд, продолжила, - Да-да, нельзя! Если какая-то женщина увидит, что её муж будет идти по улице с женщиной, реакция у неё будет разная, в зависимости от того, кто эта женщина. Если это замужняя женщина, то тут всё в порядке. Если же, как ты, разведена, то… Сама подумай, какие у неё возникнут чувства. И не важно, что тебе с её мужем было просто по пути.

В училище работала преподавателем Светлана Щукина. Это была удивительно интересная женщина! Но все знали о её бесконечных и разных романах. Одно время Светлана начала захаживать ко мне в кабинет, пыталась завязать дружбу. Вера Семёновна это быстро просекла и присекла! «Никаких Светлан! Тебе с ней не по пути!» - говорила она. А я восхищалась этой женщиной, её умением следить за собой. Каждое лето мы с учащимися выезжали в лагерь труда и отдыха, а точнее, на уборку овощей. Какими жалкими становились там женщины преподаватели! Отсутствие элементарных удобств, а также работа под палящим солнцем делали своё дело, и женщины становились неузнаваемыми. Но, не Светлана! А у Светланы всегда были розовые пяточки и кокетливо повязанная косынка или панама. Помимо этого, Светлана была и сама по себе интересным и эрудированным человеком, поэтому и у меня было желание подружиться с ней. Но… Её романы всё перевесили.

Вера Семёновна взялась за меня отчаянно, вырвала, как она говорила, из рук Щукиной.

А, возможно, Вера Семёновна просто ревновала. Ведь она ревновала меня даже к моей маме! Когда приезжала ко мне мама, у Веры Семёновны всегда падало настроение.

Следила Вера Семёновна и за тем, чтобы я в день Выборов обязательно пошла голосовать. Мне всегда было жаль единственного выходного, и я старалась уклониться от выполнения своего долга по голосованию. Но не тут-то было!
Они приходили ко мне с Алексеем Викторовичем и сопровождали меня на избирательный участок.

Казалось бы, навязчивая дружба. Но, другое, что делала она для меня, всё перевешивало.

А когда у меня начались проблемы в училище, за которыми последовало моё увольнение, Вера Семёновна заболела. У неё случился инсульт. И я думаю, что это был результат её переживаний обо мне.

Слава Богу, она хоть и медленно, но поправилась.

Умерла она в 1998 году, за десять лет до этого, похоронив своего мужа. Трудное это было время для неё. Она, не привыкшая экономить, и надеющаяся, что накопленных сбережений  хватит на оставшуюся жизнь, оказалась в затруднительной ситуации. Накопленные сбережения государство отняло у неё, заморозив счета в сберкассе. Конечно, было много людей, которые могли помочь ей. Это и сын Алексея Викторовича, работавший в то время директором крупного металлургического завода на Украине, это и бывшие сотрудники, и друзья Алексея Викторовича, это, конечно, и я. Но какой гордой она была! Никогда не принимала помощь деньгами! Отремонтировать холодильник, заменить трубы, это можно, это принималось. Сын с Украины передавал рейсовым автобусом для неё сумки с продуктами, я тоже делала что-то в этом роде. Кроме того, включила её в список подшефных пенсионеров, о которых заботилось моё предприятие. К каждому празднику она, как наша подопечная, получала подарки в виде продовольственных пайков.