Ганчар о коллективном разуме А. Бурого

Открытый Текст
Антонуан Бурый, «Коллективный разум» http://www.proza.ru/2009/11/09/75          

          Говорить в данном рассказа об интересном сюжете, или находить здесь оригинальный язык, или искать скрытые смыслы – всё это теоретически можно, но лишь для демонстрации собственной учёности, выдаваемой за превосходство.
          Поскольку профильной учёности, равно как и превосходства, у меня нет, скажу по-простому: ничего перечисленного не нашёл. Оно может и есть, даже скорей всего есть, но…
          Рассказ – шутка. В этом смысле читается легко, местами забавно, фантазийно, если можно так выразиться. А не торкнуло потому что порядком заштамповано. Штампы не унылые, нет! Но и не радуют. Все герои выглядят так, и делают то, что уже давно, даже в просторечии, стало общим местом, и растиражировано в анекдотах.
          Парочка сцен в стиле трэш – если я правильно квалифицирую этот важнейший из жанров продвинутых постмодернистов – могли бы оживить повествование, если бы, как говорят в музыке, не было переченья тонов. Например, взять ля-минор, а в басу сыграть си. Представьте лёгкую звонкую попсу и вдруг, ни с того ни с сего, врывается полёт валькирии.
           В общем, не буду оспаривать право автора писать, что ему хочется, сосредоточусь на том, как он это делает. Не очень аккуратно делает, вынужден отметить.

//Она смердела, пачкалась, хлюпала под ногами, стягивала с ног ботинки.//
          Пачкалась – сама себя пачкала? Я уже смирился с глаголом убралась, под которым понимают убрала дом, но тенденция употреблять возвратные глаголы где ни попадя несколько напрягает.
          В тексте очень много сорных слов. В данном предложении таковым является слово ноги. Мало того, что оно употребляется дважды, так ещё автор напоминает нам, что ботинки обычно надевают на ноги, а не, скажем, на руки.

//…внося свою скромную лепту во всеобщее благополучие//
          скромная лепта здесь явно чужое – на помойке. Почти архаизм с устойчивым смысловым оттенком даже в качестве иронии здесь не катит.

//посадил бомжей в свои полосатые машины//
          свои – сорное слово

//Одним своим недобрым взглядом//
          то же самое

//…огородил территорию дырявым деревянным забором, раздобытым по случаю на соседней стройке//
          раздобытый по случаю -  это по смыслу совсем не стыренный, как об этом говорится далее

//отхреначивания от него дула посредством болгарки//
          от него – сор. Чисто теоретически интересно было бы посмотреть, как болгарка возьмёт орудийную сталь. Кстати, читательницы вправе заподозрить некое ужасно непотребное действо совершённое над болгаркой-женщиной.
 
//он выкопал котлован//
          а зачем перед этим трамбовал?

//При помощи деревяшек, оставшихся от забора, гвоздей от него же//
          почему не написать в простоте: при помощи деревяшек и гвоздей, оставшихся от…?

//Условием мира, правда, было отдать в безвозмездное пользование//
          было отдать – звучит неуклюже

//Наши разведчики регулярно наведывались на кухню и однажды сообщили нам радостную весть, что ремонт окончен.//
          По каким признакам они определили окончание ремонта? По тем, которые потом их же повергли в шок?

//Гораздо бОльший интерес вызвала у нас одна деталь://
          у нас - сор

//…укутанный в какую-то тряпку//
          если автору неважно, какая тряпка, то читателю и подавно

//Жизнь каждого из нас ничего не стоит, ибо именно вместе мы составляем единый организм, готовый подчинить себе всё и смести любую преграду, вставшую на нашем пути. Каждый из нас готов умереть ради общего дела, и у нас не было особых сомнений…//
          избыток местоимений и производных от них

//Мы пока не знаем, для чего нам пригодится эта информация, но мы уверены, что она не будет лишней. Сигизмунд - наш враг, мы объявили ему войну, и мы должны знать про него всё.//
          то же самое

*****
          Не буду множить примеры. Думаю, автор и посторонние читатели уже сделали для себя выводы, как положительные, так и отрицательные.
          В целом, рассказ не плох и, вероятно, может быть выправлен до уровня настоящего триллера – городского ли, коммунального, национального? Чёрт знает… Решать автору.