Всё миновалось

Владимир Либман
Роза, моя однокашница, вышла замуж за очень симпатичного парня, Сашу.
Саша поступил в только что созданный в Киеве торгово-экономический.
Я разговорился с ним, и он рассказал, что пошел в этот институт по призванию!
Я не очень представлял себе, как можно иметь призвание к... торговле!
Но он так увлеченно мне говорил об этом, что я вынужден был поверить.
Мало того, он мне рассказал, что его мечта - стать заведующим гастрономом на Подоле...
Тут я совсем обалдел, но он показал мне этот малюсенький гастроном, и рассказал,
что ждет этот магазинчик, когда он, Саша, выучится, и возглавит его!
После этого я даже поверил в ту шутку, которая говорила о том, что манией величия может быть не только желание быть Наполеоном, но даже желание грузчика стать Заведующим складом...
"Тут, - увлеченно говорил он, - будут стоять холодильные прилавки. Вот здесь я отгорожу место для маленького кафетерия, куплю кофеварку, и поставлю два столика... Благодаря этому, в гастрономе будет пахнуть кофе! А это так приятно!
Полы выщербленные, я переложу белоснежной плиткой, а стены и окна мне распишут ребята из Института Культуры - художники-декораторы. Там, в глубине, будет склад, где товары будут лежать не так, как сейчас - кучей, а на полочках, аккуратно... И тёток этих жутких сменят симпатичные продавщицы, которые не будут обсчитывать и хамить, а будут улыбаться, и создавать атмосферу праздника"...
Пролетели годы учебы, и Саша стал заведующим именно этим гастрономом на Подоле.
Настырный парень. Можно сказать - одержимый.
Ну, что, один идет в космонавты, другой в танкисты, третий в футболисты, четвертый в Зав. складом... Саша - в зав. маги...
Через полгода гастроном было уже не узнать!
Правда, ни витражей, ни белоснежных полов, ни чудо-склада не было!
Но в уголочке появился аппарат для кофе, столиков не было, но стойка, где можно было выпить кофе, появилась.
В магазине стало чисто, и продавщицы (те же, что были) хамили осторожнее... Оглядываясь...
Саша по-прежнему ходил не по-завмаговски одетым, то есть, не в пыжиковой шапке, не в дубленке и не джинсах Wrangler, ездил на работу на трамвае, явно выпадая из привычного образа заведующего магазином. На его жене тоже не появилось известных признаков: ни бриллиантов, ни черно-бурых шуб...
Скоро на одной вечеринке Саша рассказал мне о том, что я знал только теоретически.
Трест установливал Сашиному гастроному план товарооборота.
Это значит, на какую сумму следует продать товара.
Точно так же Трест определил Саше и перечень товаров, которые должны быть в его гастрономе.
По-научному - "Ассортиментный минимум".
Чашечка кофе в этот минимум не входила...
Но дело не в этом.
"Ассортиментный минимум", как ни странно, не включал в себя товары "повышенного спроса"!
Не беда! Но без них как можно выполнить план товарооборота?
- Крутиться надо, - объяснили Саше в Торге.
- А куда ж крутиться, когда с базы мне дают только вот эти консервы, минтай и ...
- Проявляй солдатскую смекалку. Короче, хочешь жить - умей вертеться. А мы тебе поможем. Как сможем...
Пребывая в поисках решений, Саша приехал на Киевский Холодильник. Это огромный холодильный завод.
А там оказался его однокашник, Серёжа, который, видимо, с детства был одержим идеей что-нибудь заморозить...
- Ха! Серёжка! Выручай! Дай пару тонн кур!
- О! Корешок! Так, а кому ж дать, если не тебе, дорогой дружбан!
- Ну! За одной же партой сидели!
Саша, получив две тонны кур, вздохнул полной грудью: теперь товарооборот можно было выполнить!
А это - премия, это зарплата, это категория...
Мечты, подумал Саша, сбываются!
Куры быстро продались.
Саша вновь предстал пред Сережины очи:
- Дружище! 3 тонны! Дай!
- Понимаешь, Саша. Я тут не один... Тут... начальство... и это... санэпидемстанция... пожарники... милиция... стол заказов...
- Ну? - насторожился Саша.
- 50 рублей, - покраснев, сказал Сережа, - за тонну.
- Но, где ж мне взять 150 рублей?
- Ну, так... Прояви солдатскую смекалку, - где-то Саша уже это слышал.
- Да я, хоть лопну! Я ж не ворую!
- Ну, тогда... на тебя нет разнарядки ж... пойми.
- Да. Нет... Что ж ничего нельзя сделать?
- Ну, почему ж! Для друга всегда найдется выход! Раз денег у тебя нет, - поработай!
- Я готов!
- Вот тебе человек, а вот тебе куры. Поедете к проходной «Большевика», и там этих кур продадите быстренько.
Если все не продадите, то поедете к "Коммунисту", и там... Этот парень знает.
Машину загрузили курами, и двинули к "Большевику" к концу смены...
Там помощник быстро открыл борта машины, о начал продажу. Кур разбирали, как горячие пирожки! Хотя куры были, наоборот, жутко холодными...
Помощник был парнем лихим, и справился с курами очень быстро!
Когда труп последнего животного нашёл своего хозяина, парень сел за руль и поехал, хотя борта машины были еще открыты!
- А борта закрыть! - закричал ему Саша.
Но грузовик повернул за угол...
План товарооборота был вновь спасен.
Но, как оказалось, парень не зря уехал, не закрывая бортов машины.
Выяснилось, что все, проданные куры, были... протухшими!
Поэтому на холодильнике их заморозили до звона.
Об истинной пищевой ценности ходового товара несчастные граждане догадаются только дома, когда куры "отойдут"...
А борта машины скрывали номера...
Саша, было, намерился поскандалить с однокашником, но... кур... продал... он... Вот, накладная. Вот, деньги. Вот…
М-да, пора включать солдатскую смекалку, соображал Саша, когда на следующий месяц получил несуразно увеличенный план товарооборота. Тут уж не до белых полов.
Выбирать приходилось между статьями Уголовного Кодекса.
Либо по-черному продавать кофе, либо торговать гнилыми курами...
Но за гнилых кур могут еще и набить морду...
А, если кофе продавать по-черному, то будут наличные деньги...
И тогда можно будет договориться и с Холодильником,
и с Начальником планового отдела своего Треста...
И куры будут, и план товарооборота станет нормальным.
…Будем делать растворимый кофе!
Банка кофе стоит 6 руб.
Можно сделать 150 порций кофе по 28 коп.
Один на ум пошел... Два с ума сошли...
Саша хорошо учился.
А если за день продать три-четыре банки? Пять-шесть...
Место проходное. Конечно, кофе паршивый, но...
Из тюрьмы Саша вышел уже во время перестройки. Трест попал под раздачу…
Получил он 9 лет, отсидел 6.
Инкриминировали ему получение взяток от продавцов, и дачу взяток в торг.
Саша открыл на Подоле кафе. Красивое. И пахнет там кофе…
Теперь уже можно было покупать нормальных кур, делать нормальный кофе...
Никакого Треста уже не было.
Конечно, все равно не мёд, но хоть можно что-то из задуманного тогда, в молодости, сделать. Эх, кабы ещё не эти кошмарные налоги, не рэкет, не санэпидемпоборы, не пожарники и не менты…
А ведь по-прежнему ни дубленки у меня, ни черно-бурой шубы у Розы… А витражи таки сделали. Студенты Института Культуры. Красиво.
--------------------------------------------
Пять лет назад Саша ушел из жизни (Светлая ему память). А сегодня  я неожиданно узнал, что Сашиным хобби были... переводы поэзии с немецкого (Он публиковал их тут, в Стихи.ру). Понимаете? Я рыбу ловил, а он Гейне переводил...
То есть, днем командовал гастрономом, а вечером...  писал свои стихи. Замечательные, ироничные, милые  и добрые! А еще мне напомнила его жена, что в молодости я мечтал иметь... два автомата! Зачем два? Один будет сильно перегреваться в беседах со сволочной советской властью, испоганевшей нашу жизнь - считал я...
Теперь у меня есть дело: каждый день я оплакиваю не получившуюся нашу дружбу с этим необыкневенным человеком!