Распознать коня...

Ирина Вагнер
Мне всегда было интересно знать, каким образом , а, главное -
почему и что именно - какие силы, или механизмы, или нити,
невидимые глазу, неподвластные точному и трезвому анализу,-
заставляют меня так всецело отдаваться магии чужих стихов,
песен, полотен, размышлений? Как такое происходит, когда
не тобой написанное и созданное не твоей рукой, не
твоим ходом мыслей и образов - как всё это вдруг становится для
тебя своим, родным, желанным - словом, уже всем тем, без чего
и представить себе себя, бывшую, просто нельзя, невозможно?..

Смотрю фильм Михалкова - не с начала, которого никогда не видела.
На этот раз повезло больше - фильм, кажется, только начался.
Его просмотр всегда отпугивал меня своим названием -
"Свой среди чужих, чужой среди своих" - вероятно, потому, что,
живя вдалеке от родных мест, я с течением лет становлюсь почти
своей среди чужих - и чувствую себя такой отчуждённой от
того, что когда-то называла своим...

На то, что вижу на экране телевизора, смотрю, буквально
замерев - душой и телом...Всё - в напряжении: не пропустить,
впитать в себя каждый жест, каждый взгляд, каждую
интонацию звучащих голосов этого великолепного ансамбля
артистов... За одной сценой следует другая, и вот уже
крупным планом показана тёплая, мягкая, простенькая
кофточка сидящей девушки-подружки, поднимающей
свой взгляд к стоящему рядом с ней Егору Шилову -
Юрию Богатырёву, - и вот уже он таким простым -
а для меня - полным какой-то необъяснимой магии, жестом,
сдвигает набок свою фуражку... Молнией проносится
мысль - в следующем кадре я увижу коня - это просто
необходимо, это должно случиться, без этого -
не обойтись!..

...и вот он - именно там, где должен был появиться -
и именно тогда, когда мне это было так жизненно
важно - летящий где-то там, за большим русским
полем, на горизонте,  ставший какой-то связующей сутью
между небом - и землёй, удивительным символом
всего происшедшего, происходящего, увлекая за
собой в своём неостановимом беге - туда, где, быть
может, и есть ощущение покоя - и счастья...

А я всё еще не верю. Не верю тому, что так просто
можно докричаться до заветного - через расстояния,
сквозь такой загустевший слой времени, - докричаться,
достучаться - и быть услышанной, быть так предельно
понятой... Мне - хорошо: я на мгновение стала своей -
среди своих...

20.09.2010

На снимке: худ. Лесли Харрисон

Для просмотра и прослушивания:

http://www.youtube.com/watch?v=6DhCVBUkvaI