Почему нет экологического туризма на Дальнем Восто

Михаил Кречмар
Элемент романтики всегда присутствовал в жизни Дальнего Востока. Геологические экспедиции и маршруты отважных путешественников-первопроходцев, плавания гидрографов и разведка полезных ископаемых приучили в начале семидесятых жителей Дальнего Востока к тому, что путешествия являются неизменным атрибутом человеческой жизни. Они были работой и одновременно – удовольствием для нескольких тысяч человек, поэтому вполне закономерно, что люди постарались найти себя в близкой, как им казалось, сфере деятельности. Я говорю о туризме.

 

"Подвиги" первых лет

Разглядывая многочисленные проспекты, постеры и книги, расхваливающие уникальную природу Дальнего Востока, читатель вправе спросить, а где же люди, толпами рассматривающие красоты скал и изобилие птиц во время прибреж­ных круизов, восторгающиеся рыбалкой и фотографирующие пятнистых оленей? Спро­сить он, может быть, и не спросит,  а вот подумает обязательно. И не он один. Думает об этом чертовски много народа.

Когда-то, при самом зарожде­нии частного предпринимательства в тогда еще Советском Союзе, сот­ни ОАО, ТОО и ИЧП пытались в свои уставы записать как можно большее количество видов дея­тельности - от торгово-закупочной до преподавательской. И среди ог­ромного числа экзотических спосо­бов добывания денег, порожденных больным воображением советских людей, на почетном месте находи­лись туризм, охота и рыбалка.

Основными клиентами в этом бизнесе виделись этому больному воображению советского человека, конечно же, иностранцы. В те вре­мена, когда зарплата подавляюще­го большинства населения колеба­лась между пятью и двадцатью дол­ларами, обладатель сотни "баксов" выглядел состоятельным челове­ком.

Пальма первенства все же от­давалась охоте, как самому эконо­мически выгодному виду туристской деятельности.

Подвиги охотничьих туристских фирм тех лет можно перечислять многие страницы, и выглядят они не менее увлека­тельными, чем приключения Остапа Бендера. К примеру,– фирма вывозит группу экспертов на так называемый «пробный тур». Должен сказать, что "пробный тур" - это мероприятие, которое проводится обычно за счет фирмы и на него приглашается уважаемые члены какого-либо охотничьего клуба. В случае, если пробный тур одобрен, то фирме, как пра­вило, обеспечена устойчивая клиентура из этого и родственных ему клубов.

Повезли проводники на бурановских санях экспертную группу в балок,  где на полу еще лежал лед, выкатили сорока­литровую флягу самогона, напоили кли­ентов…  А на следующее утро, когда один из гостей с разламывающейся головой вышел на улицу и спросил: «Где и на кого мы будем охотиться?", - проводник с де­моническим хохотом ответил:  "Да хоть где и хоть на кого!», - и метким выстре­лом убил зазевавшегося на ближайшей помойке белоплечего орлана, занесен­ного в Международную Красную кни­гу, между прочим. Естествен­но, экспертная группа с дикой руганью покинула Дальний Восток на следующий день

Не удивительно, что к сере­дине девяностых годов из 37 фирм, пытавшихся на нашей территории заниматься этим ви­дом бизнеса, выжило только восемь.

 «Другой» туризм

А что же другие формы туризма? Почему разговор идет только об охоте и рыбалке? Как же сплавы по дальневосточным рекам (они на самом деле довольно красивы), пароходные круизы по побережью, фототуры?

Проблема в том, что у нас до сих пор любой вид бизнеса считается нерентабельным, если он не приносит двухсот процентов прибыли. Бизнес с доходностью двадцать процентов большинство туроператоров даже не воспри­нимает. И не надо говорить о недостатках налоговой и бюрократической систем! Просто у нас количество активных людей, способных делать бизнес на международном уровне, ничтожно по отношению к общему числу населения. И у этих людей работы так много, что из огромного количества возможностей они могут выбирать только дела, сулящие сверхприбыль. Все остальные предпочитают доить родное государство.
 

Мир и наше место в этом мире.

Человеку, собирающемуся приглашать к себе гостей, следует хорошо задуматься, что он знает об окружающем бывший Советский Союз мире.

Мир этот очень велик. Человек, приглашающий туриста на Охотское побережье, должен объяснить клиенту, почему ему следует предпочесть Поронай или Шантары ледникам Антарктиды, Баффиновой Земле, Шпицбергену, острову Бали и той же Камчатке, в конце концов.

Здесь есть много аргументов, но постсоветскому человеку сразу же приходит на ум один – демпинг!

«А залужу-ка я ему цену в 2 раза меньше камчатской» -думает постсоветский человек и тут же делает. «Не хватит бабок – на месте все вытряхнем, куда он денется?»

Эта дорога напрямую смыкается с грабежом, и поэтому такой туроператор изначально не имеет шансов принять больше одной (первой) группы. Другой путь - использование обезьяньего язы­ка, при котором клиент и туроператор подразумевают разные вещи.
 

«Экстремальный» – значит «свинский»

«Чертов клиент - все ему не так. И лодка, говорит, спускала, и палатка про­текала, и жрать он с утра всякие йогурты привык! А ты давай, как мы, - с утра натощак стакан водки, потом пятьдесят километров по реке, потом пей всю ночь и лови хариуса! Это ж экстремальный туризм, понимаешь!»

Удивительное дело: постсоветский человек, живущий в свинских условиях, похоже, свято верит в то, что человек, попадающий в них из нормального бытия, должен испытывать блаженное чувство, подобно тоске по родине. Но так как в глубине души даже постсоветский человек в этом сомневается, он заменяет слово «свинские» в своем языке на «экстремальные». И твердой рукой пишет в буклете – «экстремальный туризм при наличии полного сервиса».

Эти слова написаны не на том языке, на котором их прочитают. Для пишущего слово «экстремальный» подразумевает купание в холодной воде, блуждание в тумане по пьянке, отсутствие вертолета на заключительном этапе. Под словом «сервис» он же разумеет возможность пьянствовать вместе с клиентом и за его счет, гадить под каждым кустом. Туда же входит предоставление граненых стаканов и колбасы, а также (иногда0 знание потаенных хибар, где можно преклонить голову.

Прочитают же это так – руки будут приятно болеть от гребли на резиновом каноэ, но на месте каждой стоянки меня будет ждать разбитый лагерь с печкой, костром и приготовленным ужином. Может быть, комары немного покусают лицо, но я буду вознагражден десятью-двенадцатью рыбинами, которых собственноручно вытащу из реки. Может случиться, что я по собственной неопытности что-нибудь натворю в незнакомых мне местах, но меня выручит гид, которому я плачу за это деньги.

Выпивка, которую постсоветский человек считает неотъемлемой частью отдыха на природе в этом варианте прочтения НЕ ФИГУРИРУЕТ ВООБЩЕ! Кстати, это совсем не значит, что ваш клиент будет от нее отказываться. Но по возвращении он даст вашему туру такую уничтожающую характеристику, что к вам больше не поедет даже идейный алкоголик.

На самом деле все это может быть. И отсутствие туалета, и протекающая палатка, и даже водка с утра. Но при условии, что все это: а) оговорено в проспекте фирмы и в графике тура и б) приведет к получению клиентом нужного ему результата.

Но даже если вы хорошо искушены в туристическом бизнесе, имеете представление о том, как все это делается в мире, полны решимости исполнить свои обязательства – это не значит, что у вас все получится. Есть несколько факторов о которых кому угодно легко споткнуться.

Фактор времени

"Когда Бог делал время, он сделал его много", - гласит пословица, которую приписывают то грекам, то индейцам, но которую, бесспорно, выдумали бездельники. Один из главных факторов успеха туристского бизнеса - четкий график тура и его не менее четкое соблюдение. Клиент - человек занятой, его мир велик, ритм жизни - четок. Он точно знает: сегодня он ловит рыбу на реке Студеной, а послезавтра должен вести переговоры с "Баух-Штайнгартенгезельшафт" в Цюрихе. Его бизнес - это езда на велосипеде, где надо все время крутить педали, - иначе падаешь. А тут вертолетная фирма, изначально предложившая выгодные условия вдруг дает сбой - просто вертолетчикам предложили более выгодный конец, где частично расплачиваются икрой. В промежуточных квадратах низкая облачность, говорят они, и наш бизнесмен вместо Цюриха остается где-нибудь в верховьях Бикина. И туроператор оказывается в "черном списке" даже без особой собственной вины.

Фактор денег

 - Буржую что – денег жалко, - удивленно говорит постсоветский человек, когда видит, как клиент отчаянно торгуется за каждую услугу в прейскуранте. Должен сразу заметить -да, жалко! Поэтому одна из самых распространенных ошибок - вышибание денег из клиентуры сверх оговоренной цены. Клиент пойдет на это, он, бедняга, с первых дней пребывания на дальневосточной земле понимает, что полностью находится в ваших руках. Но аукнется это -нет, не скандалом (скандал обозначает разговор, и во всяком случае - желание продолжить контакт), с таким туроператором просто не будут в будущем разговаривать и отвечать на его корреспонденцию. Забвение – страшнее смерти. В бизнесе, во всяком случае.

Фактор персонала.

Персонал – гиды, повара, переводчики – смерть туроператора. Причем на Дальнем Востоке все это вроде как должно быть – и должно быть самого лучшего качества. Многочисленные, оставшиеся не у дел геологи и туристы, Университеты с их иностранными языками – вроде бы  прекрасное основа для подготовки персонала. Но чер­та с два! Сопровождающий персонал склонен очень быстро поменяться с клиентом местами, ест пищу клиента, пьет пиво клиента, приговаривая на непонятном клиенту языке: «Ну что ты волнуешься, медведя мы тебе убьем - выпей-ка водки». Многочисленные кузьмичи надолго загнали наш край на самые задворки турбизнеса. Бывшие охотники, геологи и туристы постоянно забывают, что их дело - не охотиться, сплавляться и путешествовать самим в свое удовольствие, а обеспечивать это своей клиентуре. Поэтому те туроператоры, которые у нас еще остались в бизнесе, предпочитают обучать персонал "с нуля" - мень­ше накладок.

Результат

Клиент по окончании тура должен ,что-то получить. Лосиные рога, максимальную пойманную рыбу, фотографии его с медведями или медведей с ним. Тур прошел и тут процесс - не в счет. Так же, какие в счет объективные трудности. Высокая вода, ураган, цунами, пьянство местного населения, отсутствие вертолета и прочая "героизьма", на которую привык ссылаться постсоветский человек при докладах начальству, тут являются личными трудностями гида или туроператора. Если, несмотря на всю описанную героику, результат не получен – тур не удался. И это пойдет оператору в минус - у каждого туроператора или гида есть своего рода негласный рейтинг-лист, хочет он того или нет. Если все прошло хорошо и, несмотря на "стихию", клиент получил результат - это - нет, не подвиг -это нормальная работа, а если оператор делает упор на трудности - что ж, парень, - философски отвечают ему, тебе надо было заложить в бюджет больше денег А мы бы уж подумали, ехать в твой тур по другой цене или нет. Мир велик, мы ведь так и не были на Южной Георгии, правда, Джон?

Пишите четко!

Мир велик и, по последним данным, в нем проживает больше шести миллиардов  человек. Так что большая часть проблем решается шириной: захвата информацией, до недавних пор развернутая рекламная кампания была доступна только состоятельным организациям вроде уже упоминавшегося "Кречета". Сейчас электронная почта и Интернет дают эту возможность даже самым небольшим фирмам и отдельным людям. Поэтому, если вы напишете: гарантируется сплав по глухой сибирской реке с ежедневным пьянством, мордобитием, помойным питанием и возвращением, сроки которого колеблются от трех до десяти дней - за бешеные бабки , - вы тоже можете найти своего клиента. И это будет именно ваш клиент - клиент, который хочет получить то, что написано в рекламе. Из шести миллиардов людей наверняка найдется тысяч пятьдесят мазохистов именно в этой области, у тысячи могут найтись подходящие средства, а человек пять захотят приехать. И получив то, ради чего сюда стремились, распространят эту информацию в своем кругу А в конце концов обеспечат то, что является пределом мечтаний каждого туроператора - постоянный круг клиентов.

Но упаси вас Вот написать про романтику, экстремальный туризм и сервис, имея в виду все вышеперечисленное. На первой группе кончится не только ваш бизнес - пострадают очень многие фирмы, случайно оказавшиеся с вами в одном регионе. Так что - пишите четко!

Сегодня желание делать деньги на въездном туризме и смежных с ним видах деятельности в наших краях постепенно сходит на нет. Скорее всего, здесь действуют сразу две тенденции. Во-первых, в этом секторе надо уж слишком много и слишком хорошо работать. А во вторых - в наших краях путешествия уже десять лет как перестали быть нормой жизни обитающих здесь людей. Нормой жизни здесь стала торгово-закупочная деятельность.