Тюремный раввин всея Руси

Роман Янушевский
Роман Янушевский
"Вести", 23 декабря 2010 года

В эти дни в Израиле находится с визитом делегация Федеральной службы исполнения наказаний РФ, включая ее главу генерал-полковника Александра Реймера и главного военного раввина Аарона Гуревича.

Российская делегация посетила ряд израильских исправительных учреждений, встретилась с главой ШАБАС Бени Каниаком, провела консультации с местными коллегами. Характерно, что генерал-полковника Реймера сопровождал главный военный раввин РФ Аарон Гуревич. Гости прибыли при содействии адвоката Алекса Гамбаряна, председателя комиссии по связям со странами СНГ Коллегии адвокатов Израиля.

Должность военного раввина была восстановлена в декабре 2007 года – впервые со времени октябрьского переворота 1917 года. Инициатива исходила от российских властей, обратившихся к главному раввину России Берлу Лазару с соответствующей просьбой, и тот выбрал Аарона Гуревича. После одобрения его кандидатуры в высших эшелонах власти, ему присвоили воинское звание полковника, и открыли доступ на территорию всех военных баз и тюрем России.

- Рав Гуревич, где вы получали религиозное образование?
- Начинал в Москве, в Марьиной роще (там находится один из крупнейших в России  еврейский общинный центр), продолжил в Иерусалиме, где учился три года, потом в Германии. В Москве я работаю больше десяти лет.

- Какова ваша официальная должность?
- Я главный военный раввин России, член Общественного совета при министерстве обороны, советник министра обороны, министра внутренних дел, а также директора Федеральной службы исполнения наказаний Александра Реймера. Помимо этого, руковожу департаментом ФЕОР по взаимодействию с вооруженными силами, МЧС и правоохранительными учреждениями, куда входят Минюст, прокуратура, МВД и другие силовые ведомства.

- Почему назначение главного военного произошло только в 2007 году?
- Мы начали заниматься возрождением военного духовенства в 2006 году. В 2007 году был пик интереса к этому вопросу, и власти пошли навстречу - нам и в первую очередь Русской православной церкви. При министерстве обороны создано Управление по работе с верующими военнослужащими, я должен войти в его состав. Это политический момент - все традиционные для России религии должны предложить армии свои услуги капелланского свойства. Но большую часть времени занимает работа и опека над евреями-заключенными и подследственными.

- Сколько их?
- В 900 колониях, изоляторах и тюрьмах у нас находится более 400 евреев, включая задержанных и подследственных. В России действуют три синагоги в исправительных колониях (две в Архангельской области, одна – в Красноярском крае), в ближайшее время будет открыта синагога в следственном изоляторе «Бутырка», мы планируем открыть еще одну в «Матросской тишине».

- Кто эти люди, сидящие в российских тюрьмах?
- Практически вся палитра УК – контрабанда, торговля наркотиками, убийство, мошенничество, экономические статьи. Около 10 процентов из них -  израильтяне, 40 человек.

- Есть израильтяне, не говорящие по-русски?
- Как правило, это люди, арестованные за совершение экономических преступлений, по роду своей деятельности бывавшие в России, знающие язык или умеющие на нем изъясняться. Граждане Израиля, совершившие преступления на территории РФ, могут добиться экстрадии на родину, что возможно, хотя и непросто. Юридические маховики работают крайне медленно, и выдача может растянуться на срок свыше трех месяцев.

- Насколько Федеральная служба исполнения наказаний РФ идет вам навстречу?
- Работаем в полном объеме, есть взаимопонимание, и лучший пример тому – помощь  администрации в открытии синагог.

- Вам приходится сотрудничать с главным раввинатом Израиля?
- В начале 2008 года я приезжал сюда, знакомился с работой раввината Управления тюрем Израиля (ШАБАС), а еще раньше - в конце 2006 года встречался с главным военным раввином Израиля и главным полицейским раввином.

- С какими трудностями приходилось сталкиваться в работе?
- До сих пор существует непонимание того, что священника мало, нужны еще раввин и имам.

- Как вы помогаете заключенным?
- Это люди, у которых может возникать немало проблем. Мы переписываемся с каждым из них, эти письма архивируются. Они получают несколько раз в году продуктовые посылки, медикаменты, теплые вещи, и т. д.