А был ли мальчик?

Виталий Глухов
 
Именно под таким заголовком, скорее всего, скоро появится статья в газете «Известия», о самоубийстве питерского школьника Ромы Лебедева. И такие ожидания не плод воображения отдельного читателя, а обоснованный вывод, к которому приходишь после прочтения статьи Марины Гариной, «Предсмертную записку Рома Лебедев написал под диктовку».
Трагедия, произошедшая в Красном Селе, где восьмиклассника из 262-й школы Рома Лебедев покончил жизнь самоубийством, всколыхнула всю страну, так как с поборами в школах сталкиваются практически все родители. Поэтому и внимание граждан, к развитию событий вокруг произошедшей трагедии, весьма пристальное.
И тут появляется статья Марины Гариной, где эта дамочка, под видом подачи новых обстоятельств и собственного расследования газеты, пытается настроить читателей, что во всем виноваты какие-то неведомые личности, да сам, психически неуравновешенный мальчик.
«Самоубийство, деньги, издевательства и классная руководительница Вера Аркадьевна – все это связано вместе из-за записки, найденной у погибшего Ромы Лебедева. (Всего лишь из-за записки. Никаких поборов в школе нет. Никакого давления учительница на мальчика и не оказывала – примеч. авт.) На весь лист – крупные печатные буквы «Из-за Аркаши». Внизу мелким почерком приписка: «Я, Лебедев Роман, подтверждаю, что классная руководительница Вера Аркадьевна требовала 300 рублей..."» -– и так далее. Для 14 – летнего ребенка текст подозрительно «взрослый», такое ощущение, будто подросток, о котором учитель русского языка говорит как о довольно безграмотном мальчике, писал под диктовку».
Вот так! Не больше и не меньше. Ну не мог 14 летний мальчик, по мнению Гариной, написать так по-взрослому, и тем более грамотно. Рома, видимо, должен был нести какую-нибудь ахинею, прежде чем решится на самоубийство. Только вам скажет любой учитель или воспитатель, общающийся с детьми, что дети иногда могут и в более раннем возрасте ставить вопросы и подходить к их решению гораздо серьезнее, чем иные взрослые. Гариной это не понятно, а поэтому, ей видится здесь заговор против учительницы, школы, министра образования и всей системы образования.
И это она утверждает несмотря на то, что эксперты по ее же словам, «смогли установить лишь, что во время написания этой записки Рома Лебедев находился «в измененном психофизическом состоянии». Интересно, как представляет себе автор ребенка, решившегося на самоубийство, вставляя в статью определенные выдержки из заключения экспертов. Конечно же, любой человек, доведенный до самоубийства, будет «в измененном психофизическом состоянии». Но разве об этом надо писать?
Но эта мадам, видимо насмотревшись боевиков, или получившая заказ на подобное толкование событий, упорно продолжает тему заговора. «Эксперты, кроме того, не обнаружили на лице и теле мальчика, который положил голову между колес и ждал, когда электричка тронется, ни одного повреждения. Иначе говоря, ребенок лежал на рельсах совершенно неподвижно. Хладнокровно. Таких странных самоубийств не помнят подростковые психиатры». А что, спрашивается, мальчик должен был себе исцарапать лицо, или насадить синяков, прежде чем лечь на рельсы? Но, уж тогда точно, и еще более уверенно, стали бы муссировать версию об убийстве, а не просто намекать.
Похоже, что если так и дальше пойдет собственное расследование газеты «Известия», то, возможно, мы услышим о международном заговоре, и корреспонденты «Известий» расскажут нам, кто диктовал ученику текст, потом проверял грамотность написания записки, потом связывал и нес тело на железнодорожную платформу, а затем положил мальчика на рельсы, для верности накормив его грибами содержащими галлюциноген.
Но Гарина не останавливается на одной версии, на версии заговора против учительницы, а дает сразу несколько вариантов возможного исхода. Здесь и намек на грибы содержащие галлюциноген, и на «крышу», которую, якобы, имел погибший, и на терзание совести по поводу проигранных в игровых автоматах денег, которые он нес в школу. В общем, выбирайте граждане. «Между тем наиболее обсуждаемой частью истории о самоубийстве подростка в Красном Селе стала практика «школьных поборов». Вот где собака зарыта! И школьные поборы то, взяты в кавычки, как сомнительный факт.
Эта последняя фраза, по поводу школьных поборов и выдает окончательно, что Гарина не ведет расследования, а исполняет заказ тех, кто непосредственно виновен в организации данных поборов. Поэтому она и пытается всех запутать.
То, что Гарина исполняя этот грязный заказ, пытаясь обелить истинных виновников трагедии и оболгать самого мальчика, просматривается и в том, как ведется расследование. «Охранник 262-й школы Борис Манусович рассказывает: то ли 21, то ли 22 сентября (очень интересны в тщательном расследовании такие отступления – «то ли») в 7.20 утра он пришел открывать школу и увидел мужчину, который курил возле дверей. Выяснилось, что это – отец Ромы Лебедева, он ищет сына, потому что мальчик не ночевал дома.
Охранник и Ромин отец вместе выкурили по сигарете. Лебедев-старший пожаловался: «Я ему деньги дал, то ли он их в автоматы проиграл, то ли был кому-то должен…» (Отец уже знал, что Рома проиграл деньги или отдал долг кому-то, еще не встречаясь с сыном, и не предполагая трагедии) Значит, те самые деньги, которые, по официальной версии, семья сдать не могла, у Ромы все-таки были, но до школы он их не донес.
Господа, «следователи», а что же вы спрашиваете какого-то охранника, который даже не помнит числа, хотя прекрасно помнит время и то, что поведал ему отец Ромы. И почему бы ни спросить самого отца? Но спрашивать отца им и не нужно. Им лучше привести высказывания охранника, от которых, при случае, можно и отказаться. Автор пытается убедить читателей, что у Ромы была требуемая сумма, да он их проиграл. И тут же рассказывает, что «В игровом зале часто видели ребят из 262-й школы».
Логика у Гариной просто железная. Если кто-то видел ребят из 262-й школы играющей на игровых автоматах, то Рома обязательно должен был проиграть деньги, которые, как говорит охранник, который когда-то, когда он не помнит, слышал от отца Ромы, Рома получил на оплату школьных поборов.
Исходя из такой логики рассуждений Гариной даже не придется возмущаться и опровергать, а сразу признаться, если ее обвинят в том, что она посещает публичный дом, или торгует телом на Тверской, так как там, кто-то и когда-то, видели кого-то из корреспондентов газеты «Известия».
И Гариной, подвязавшейся еще и вести расследование, даже не приходит в голову мысль, что все эти рассуждения о деньгах полнейшая бессмыслица, если не брать во внимание давление учителя на ученика. Если не брать во внимание, что руководство школ просто превратило школьных учителей в орудие по вышибанию денег из родителей. Ну, мало ли кто из детей мог потерять, проиграть, отдать долг или еще что-то сделать с деньгами, такое происходит с детьми довольно часто. Но, ведь, ребенка страшит не потеря денег, а последствия. Возвращение к той ситуации, когда его вновь будут унижать, ставя на вид всему классу, лишь из-за того, что у него денег.
Но не стоит подробно останавливаться на этих продажных личностях, готовых выполнять самую грязную работу. В данной ситуации должны разобраться официальные органы и подробно донести общественности результаты расследования. Но, нам важнее услышать и понять: Почему школьные поборы существуют повсеместно? Почему бездействует прокуратура и не заводит уголовных дел на тех, кто эти поборы организует? Почему министр образования заявляет, что все школьные поборы незаконны, а они все равно существуют? Почему в Конституции записано, что государство гарантирует бесплатное школьное образование, а оно, фактически, платное? Почему Конституция не соблюдается, а гарант молчит, как будто его это и не касается?
И если обществу не будет даны ответы на поставленные вопросы, то никто не гарантирует, что подобная трагедия не повторится, а поборы как существовали, так и будут существовать.
Руководителям же газеты «Известия» хотелось бы напомнить известную народную мудрость, которая имеет отношение не только к отдельному человеку, но и к газете: Береги честь смолоду, а платье снову. Тогда и не придется хвалить себя печатанием восторженных писем читателей о своей газете. Оставьте эти дешевые трюки. Пусть другие оценят ваш труд.
Берегите газету. Ведь, сегодня газета «Известия» и так является весьма посредственным периодическим изданием, заполняемая материалами по принципу - что вижу то и пою, да набором пустых морализаторских разглагольствований. Но, как известно, пределов падения нет, как и пределов роста. Так что выбирайте, что вам по душе – расти или падать.

20 ноября 2005г.