Прощание славянки

Гулин Юрий Павлович
И ноги промочил, и без яиц остался. Как-то, даже, грустно. Доносящееся со сцены пение грусти только прибавляет. Вся печаль в том, что поют ребята хорошо – но не так. Мне же надо уговорить их петь «так», и я их уговорю. Для этого мне необходима предельная собранность в целом и чистая оперативная память в моей голове в частности. Надо удалить из оперативки яйца и ноги. Яйца я не купил потому, что на них в преддверии Пасхи взвинтили цены. Принципы мне дороже яичницы. После Пасхи куплю по старой цене. Del – яйца удалены. Ноги – вернее одну ногу – я подмочил из-за капризов природы. Она всегда в марте со сна капризничает. То расканючится легким дождичком, то швырнет в лицо снежком запоздалым. А мне вот жижи противной в ботинок плеснула. Так ведь все уже почти и подсохло. Отправляю ноги к яйцам, и пытаюсь сделать лицо попроще. Не успел. Хормейстер смотрит уже не на хор – на меня, и вид у него самый что ни на есть суровый.
– Вам не понравилось?
Хороший вопрос: тяжелый и в лоб. На такой как не ответь, все одно хреново получится. Ну, так и не буду отвечать, подожду: может еще чего скажет?
– Может вы обратились не по адресу? Может вам больше подошел бы хор ветеранов?
Другой компот! Теперь есть за что зацепиться. Изображаю легкую улыбку и произношу:
– Да нет, Станислав Игоревич, обратился я по адресу. Если позволите, я это прямо сейчас и докажу. Вот только давайте сделаем рокировку: вы займете места в зале, а я поднимусь на сцену – лады?
Хор во главе с руководителем потянулся к выходу со сцены, а я, стало быть, к входу. По дороге прихватываю какой-то стул, ставлю его посреди сцены спинкой к зрительному залу и сажусь на него верхом. Отлично! Говорить сверху вниз куда как удобнее – шея не затекает.
– В том, что между нами происходит, больше вины моей, чем вашей. Надо было сразу побеседовать по душам, а не доверяться электронной почте. Мой косяк – каюсь. И для того, чтобы внести полную ясность, начну от печки. Ко Дню Победы группа энтузиастов задумала снять короткометражный фильм с использованием компьютерной графики. Я являюсь автором сценария этого фильма. В качестве саундтрека (Прости, Господи!) использован старинный военный марш «Прощание славянки»...
– А почему именно он?
Кто это там такой любознательный?
– Ведь русский патриотический марш «Прощание славянки» был написан  композитором и дирижером Василием Ивановичем Агапкиным еще в начале двадцатого века...
Вижу тебя, типичный ботаник. Хорошо, блесни эрудицией, делу это не помеха. В пару минут уложишься? Молодец! Ну-с, будем продолжать:
– Все что вы сказали – абсолютнейшая правда. Но уникальность этого марша состоит в том, что он связывает между собой и тяжесть разлуки, и готовность к самопожертвованию, и веру в победоносное возвращение. Начинается фильм с проводов сибирских полков на фронт в 1941 году...
– Историческая реконструкция!
Мне опять пытаются помочь из зала. Вот только на этот раз – все мимо.
– Никоим образом! Мы не собираемся с исторической точностью воссоздавать события тех суровых дней. Наш сценарий это слепок народной памяти о Великой Отечественной Войне. Наши предки постарались, чтобы  наша общая память была памятью победителей. Победа в Великой Отечественной Войне это особая победа. Невиданная по силе волна народного гнева сокрушила самую мощную за всю историю человечества армию. Наш с вами долг помнить об этом. От того какой эта память закрепится в сознании вашего поколения в первую очередь зависит память поколений будущих. Именно поэтому мы предложили озвучить фильм вашему хору, а не обратились к ветеранам.
Вглядываюсь в лица ребят в зале. На них легкое сомнение или мне это только кажется? Поднимается тот же ботаник.
– Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Как вы считаете, в будущем, пусть отдаленном, человечество объединится?
Вопрос на засыпку? Подловить меня хочешь? Ни фига у тебя, сынок, не выйдет!
– Думаю что да. У всех народов составляющих нашу цивилизацию одно будущее.
– И что тогда случится с памятью отдельно взятого народа?
– Она станет частью общей памяти и сохранится в душе потомков каждого народа как важная составляющая их индивидуальности. Не совсем понятно? Ничего, доживете до тех времен – поймете!
Смеются. Это хорошо. Смех разжижает пафос.
– Вот в чем я абсолютно уверен так это в том, что основу единого человечества составят именно нации-победители. И мы просто обязаны оказаться в их числе – нет?
Смотрю прямо на ботаника. Парень кивает головой.
– Скорее – да.
Ну вот, какое-никакое взаимопонимание достигнуто. Можно двигаться дальше.
– Значит, договорились? Если других замечаний нет, перейдем непосредственно к сценарию. На музыку марша было написано довольно много текстов. Для нашего сценария я выбрал текст написанный Владимиром Яковлевичем Лазаревым. Изменения, которые я внес в авторский вариант, сделаны исключительно с целью вписать текст в сценарий. Первые кадры фильма переносят нас в осень 1941 года. На сборном пункте крупного сибирского города собрались женщины, чтобы проводить отъезжающих на фронт солдат. Они возбуждены и несколько растеряны. Они не привыкли видеть своих мужей, отцов и братьев в военной форме и не сразу могут найти их в однообразии замершего на плацу строя. Но вот строй распушен, солдаты спешат к своим женщинам, звучит музыка.
Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.
Прощание окончено. Солдаты снова в строю. И вот они пошли. Пошли к Победе через бои, через кровь, через потери.
Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовёт вас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.
Ветер, поднятый сибирскими полками, набирает силу и гонит тучи на запад. Вот они уже над линией фронта, где измотанные в боях солдаты Красной Армии с надеждой вглядываются в хмурое небо, надеясь расслышать за дальними громами тяжелую поступь спешащих на подмогу братьев. А тучи уже над Германией. Ветер рвет нацистские флаги, а немецкие фрау с тревогой наблюдают за надвигающейся стихией и гонять домой детей.
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай…
Прощай, дорогой,
Прощай, любимый мой,
Прощай, мой герой,
Вернись с Победой в дом родной!
Идут в сторону фронта эшелоны.
Летят, летят года,
Уходят во мглу поезда.
А в них — солдаты.
И в небе тёмном
Горит солдатская звезда.

Солдаты покидают теплушки и вскоре вступают в бой.
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай…
Прощай, дорогой,
Прощай, любимый мой,
Прощай, мой герой,
Вернись с Победой в дом родной!
На фоне карты с отползающей на запад линией фронта меняются года: 1942, 1943, 1944, 1945.
Лес да степь, да в степи полустанки.
Свет вечерней и новой зари —
Не забудь же прощанье Славянки,
Сокровенно в душе повтори!
Нет, не будет душа безучастна —
Справедливости светят огни.
За детей, за любовь, за Отчизну
Отдаете вы жизни свои!
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай…
Прощай, дорогой,
Прощай, любимый мой,
Прощай, мой герой,
Вернись с Победой в дом родной!
Развивается знамя Победы над поверженным Рейхстагом. Поезда с победителями идут на восток.
Летят-летят года,
А песня — ты с нами всегда:
Тебя мы помним,
И в небе тёмном
Горит солдатская звезда.
Встречай, отчий край,
С Победой встречай,
Встречай, милый взгляд,
Идет домой герой-солдат!
Я рассказал вам, как это будет выглядеть на экране, ваша задача это спеть.
Хор и я меняемся местами, репетиция продолжается. Ну вот, совсем другое дело! Хорошая все-таки у нас молодежь, понятливая. В кармане вибрирует мобильник. Это  беспокоится руководитель нашего проекта.
– Как дела, как идет репетиция?
– Все хорошо. Можно назначать дату записи.