За бортом цивилизации - статья

Татьяна Кузнецова 4
                ДАВАЙТЕ СПОЁМ! А ЧТО? (рубрика в "Литературной газете")

                ЗА БОРТОМ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Наконец-то о таком явлении, как низведение индивидуального таланта до некой усреднённой «попсовой культуры», оккупировавшей центральные каналы телевидения, серьёзно заговорили. Действительно, за последние два десятилетия на смену эре сплошного дефицита пришла эра сплошного потребления. И быть в роли потребителя всего, что тебе сегодня отовсюду с оглушительной силой навязывается, отнюдь не просто: можно легко и надолго отравиться недоброкачественным продуктом.

«Плохо скроена, зато крепко сшита» – говорилось о советской власти, но отнюдь не о культуре при этой власти. Конечно, советская песня, романс тоже были ей подцензурны, как и всё остальное. Но они всегда пробивались к свету, как трава из-под асфальта, и держались на плечах атлантов, которые держали небо. Многие из них составляли тогда нашу гордость.

А чем можно гордиться теперь? «Мы сегодня имеем в России пример полумер, – говорит острый на язык писатель-философ Михаил Веллер. – То есть костюмчик распороли, новый сшить – не сшили, а портной ушёл выпить». Гордиться здесь нечем. Песня, душа нашего народа, на глазах превращалась в средство для его дебилизации. За довольно короткий срок произошло падение эстрадной культуры, низведение личностей до «попсового» уровня. Всемогущий шоу-бизнес держит уже не «небо на каменных руках», а держит доллар на собственном счету и поэтому спешно, с завидным постоянством поставляет дорогой и любимой публике всё новый ширпотреб.

Так день за днём портится вкус у народа, который уже по привычке сам давно халтурит и готов смеяться и рукоплескать всему, только рукоплескать и смеяться. Над чем смеётесь? Не важно. Публика готова рукоплескать любой пошлости, любому мыльному пузырю, случайно всплывшему на сцену, чтобы зарабатывать себе популярность.

Вот как честно признаётся сам артист эстрады, композитор и исполнитель Виктор Чайка: «В определённый период мне стало стыдно, что я артист. Мы потеряли стыд, потому что зрители позволяют это делать. Идя на концерт, они не берут и не бросают в нас помидоры». Выдающихся на сцене почти незаметно, зато заметно стирается грань между теми, кто поёт, и теми, кто их слушает. Только первые в отличие от вторых теперь все себя величают «звёздами».

Мне как автору книг о деятелях культуры посчастливилось приблизиться к звёздам настоящим, а не «сделанным», «раскрученным» или «навязанным» нам с экрана телевизора. Это легенды, корифеи эстрады, которые могут служить образцом в любые, даже самые смутные времена, – Алла Баянова и Людмила Лядова. Не нужно даже называть их званий и регалий, эти имена говорят сами за себя.

Получились книги, которые быстро разошлись среди поклонников их таланта. Это «Судьба и магия Аллы Баяновой», «Людмила Лядова, знаменитая и неизвестная». А вторая книга о композиторе Лядовой – «Людмила Лядова в противостоянии «попсовой культуре» – прямо попадает в тему нашей дискуссии.

Не сговариваясь, мы все почувствовали момент, когда надо уже во весь голос говорить о таком противостоянии, иначе есть опасность, что «всеобщее культурное одичание становится уже на уровень вопроса национальной безопасности» (Г.Красников).

Уже приводилось множество жутких примеров. Юрий Поляков обстоятельно разобрал тексты только одного популярного автора-исполнителя – Олега Газманова (за которые, кстати, его приняли в Союз писателей!). А сколько ещё более убогих текстов, называемых сейчас песнями! И поют их почему-то не люди с человеческими именами, а с какими-то странными псевдонимами: Сливки, Виагра, Жасмин, Стрелки, Шнур, Тату, Шура…

Ещё один пример. Одному семилетнему мальчику из семьи новых русских подарили диск с песнями Людмилы Лядовой. Известно, какая у неё всегда интересная музыка – искристая, задорная, с выдумкой, юмором и разнообразными неожиданными музыкальными ходами. Тексты к своей музыке она тоже выбирает со смыслом и с изюминкой.

На следующий день мальчика спросили, как ему понравилось. «Эти песни вообще за бортом цивилизации», – ответил он, вряд ли понимая, что это за слово такое (очевидно, повторил мнение папы с мамой). Не думаю, что людям взрослым надо растолковывать разницу между цивилизацией и культурой. Но это чувство сейчас присутствует почти у каждого: культура с каждым годом незаметно остаётся за бортом этой самой цивилизации.

Тогда возникает логичный вопрос: куда же эта цивилизация ведёт, если за её бортом остаётся человеческая душа? Душа, которая, по меткой формуле Марины Цветаевой, есть не что иное, как «совесть и память». За бортом остаётся всё самое лучшее, что сделано в песне, ещё не затронутой пресловутым техническим прогрессом? Шульженко, Утёсов, Русланова, Лемешев – все они за бортом? А с ними и лучшие композиторы и поэты?

Тогда такая цивилизация с одними только «продвинутыми» в технике мальчиками и девочками, подходящими под расхожее сегодня понятие «наш формат», превращается в «Титаник». Там, на его борту, тоже были люди удачливые, богатые, всеми силами развлекающиеся и ничего не подозревающие о своём близком конце…

А те, кто всё-таки спасся на своей одинокой лодочке и доплыл до берега, попали в герои своего времени. Думаю, что тем, кто сейчас успешно плывёт на борту «Титаника», надо кричать «SOS» и просить помощи как раз у тех, кто за его бортом.

И такие люди есть, они живут, действуют и творят, вовсе даже не мелькая на телеэкране. Они пытаются сохранять «совесть и память» о своей родной исконной песне, не дать ей уйти в забвение у следующих поколений.

Помечтаем немного. А что если предоставить время на Первом канале телевидения не только эпатажной Лолите, ежедневно решающей с домохозяйками проблемы, как удержать мужа или как выйти замуж за олигарха, но и действующим сейчас композиторам – Хренникову, Лядовой, Пахмутовой, Фельцману, Тухманову, Эшпаю?

Только представьте, они каждый день будут нам рассказывать о песенной и музыкальной истории, исполнять свои произведения и представлять творчество своих сегодняшних достойных собратьев-композиторов. Ведь это наш золотой фонд. Не кажется ли, что через два-три месяца в стране может начаться оздоровительный процесс?

Посмотрите, сколько сайтов в Интернете, посвящённых старой песне! «Ностальгия», «Виртуальная ретрофонотека», «Старая пластинка», «Советская песня», «Помним, слушаем, храним» и т.д. Сергей Борисов создал обширный и блистательный по качеству сайт «Красная книга российской эстрады», где собрал и продолжает собирать всё о композиторах, исполнителях, поэтах – одним словом, «всё, что было сердцу мило». Там, за «бортом цивилизации», хранятся в первозданном исполнении лучшие наши песни.

Думаю, что вот-вот настанут времена, когда именно этим песням придётся спасать и одухотворять грядущую эпоху…

      P.S. И всё же она его победила! Того самоуверенного представителя подростковой цивилизации, легко выбрасывающего за борт то, чего пока не умеет оценить. Мальчик со всей семьёй был приглашён в Дом учёных на концерт Людмилы Лядовой. И вот тут-то она покорила юнца. Произошло то самое, что под силу совершить лишь настоящему таланту. Мальчик пришёл в полный восторг и от песен, и от исполнения. Побежал на сцену с букетом, обнимал и целовал её, искренне.

                Татьяна КУЗНЕЦОВА  («Литературная газета», №11, 2007 год)