Сюжет про панков на Муз-ТВ и его последствия

Джеймс Александр Даркфорс
  Эта история началась в Москве. Началась она вполне банально. Музыкальный канал начал снимать сюжет про неформальную молодёжь, причём, технология создания сюжета была отработана до мелочей. Собрали мифы о движении (это были панки). Наснимали разрозненных сюжетов, в итоге чего получилось нечто комичное и дубоватое. Ведущие – плохая пародия на THE MUMMIES: обмотанные полиэтиленом, в жутковатых масках с резиновыми «ирокезами». Имена (Позер и Лузер – жалкая пародия на Бивиса и Баттхеда, даже манера говорить «слизана» из того самого сериала с MTV). Сюжеты построены, что уже было сказано выше, на различных мифах, а то, что всё-таки серьёзно выглядело, было опошлено так, что в итоге стало выглядеть довольно тупо.
  Уже само вступление к сюжету Муз-ТВ (а это именно оно снимало провокационный по своей сути сюжет) говорило о многом. Использование давно ставшего штампом термина «г&внопанки» тоже говорит само за себя. Рыгающие в экран клоуны в «правильных» субкультурных тряпках (один-два на общую массу) – это нечто весьма характеризующее, как говорится. Подача, недалеко ушедшая от пародируемого на все лады советского клише «Их нравы». Как говорится, Андрей Лошак был… Да, этот сюжет был довольно однобоким местами, но, по крайней мере, для метрового телеканала – таковым является НТВ, – такая подача в высшей степени шикарная. А здесь… Крики панков в конце блока «что в сюжете будет» – уже (как и закадровый голос) говорят о том, что серьёзной подачи в этом сюжете можно не ждать.
  А дальше начинается «поиск панков» (помойные баки в кадре). Не очень внятное введение в курс дела (откуда ноги растут), причём, на фоне музыки, больше напоминающей thrash metal, чем даже crossover, не говоря уже о хардкоре. Опять всплывает миф о «помойных панках». И понеслось.
  Девочка по прозвищу Алисон. Куда больше напоминает радикальный авангард, чем панк, и то, если это по-настоящему серьёзно. По титрам понятно, что это – модельерша, которая часто находит материалы для коллекций на помойке. Скорее, мы имеем дело не с панком, а с fashion-перформансом.  «Чтобы быть панком, нужно умереть в 32 года»… Расскажите эту сказку Питу Шелли и Чарли Харперу. Оба поддерживают стиль, при этом лет им уже явно не 32 – в особенности это касается Харпера, которому на момент создания UK SUBS было именно 32 года, и он уже успел отыграть в паре-тройке групп. Но «панков после 32 лет не бывает, или это что-то не то». И каркающие голоса Лузера и Позера… Немного ска-панка (модно). Подвал, «панковский» борщ, вымазывание головы какого-то парня. Переодевание, показанное в скоростном режиме…
  Далее – тема того, что панки делают только то, что хотят, опять многострадальные «придурки с “ирокезами”», миф о том, что «панк должен измазаться фекалиями животных» (уже давно не вызывающий даже смеха). И всё это – под бодрую ска-панковую темку. Тема еды, естественно, перерастает в сюжет о веганской акции Руслана Пургена (о ней стоит поговорить отдельно, что мы сделаем ниже – вернее, поговорим о том, какой она вызвала резонанс).
  Возле мясного отдела Руслан, его барышня (Валентина, кажется) и ещё двое ходят с плюшевым телёнком, иногда имитируя кормление молоком из бутылки с соской. Всё это время они предлагают покупателям торгового центра «свежего мяса», обещая отрезать что-нибудь плюшевой животинке. Даже продавцы в отделе возмущаются речёвками Пургена. По титрам, рассказывающим о Валентине и Руслане, проходит издевательское «планирует стать святым (святой)». У кого-то на кистях рук – наклонные кресты, знак Straight Edge. Остаётся только имитировать погром мясного и молочного отделов или нападение на дамочку в меховой шубе. Или кому-нибудь раздеться догола, выставившись вместо манекена в отделе «Меха и кожа» – типа, сойдёт за Памелу Андерсон. Проход по торговому центру и плачущие дети, которым предлагают кусочки порезанного телёнка, размахивая в воздухе пластмассовыми скальпелями из детского набора. Не могло не обойтись без фрагментов клипа ПУРГЕНА. В некотором смысле – реклама. И опять дикие крики. Это значит, что дальше будет ещё один сюжет.
  Питер, флэт, так сказать, причём, панки, судя по всему… Нет, нет, не «судя по всему», в сюжете действительно были настоящие панки, мы эту ситуацию обсудим немного позже, когда поговорим о последствиях этого вброса. Много дебиловатого (возможно, это было сделано сознательно, всё равно цирк получится) юмора. Дескать, сунь себе электрошокер, куда не надо – будет классная причёска. Или два пальца сунуть в розетку, чтобы такой же результат получить. Банальные рассуждения о «серых, затюканных существах» в офисах (возможно, панки были искренними в этом), имитация репетиции с ударной установкой из кастрюль и неподключенной электрогитарой, немало серьёзных (по-своему) суждений о всё том же «ирокезе» и его необходимости, лозунги… Серьёзная попытка разрушения стереотипов – не Омск 2005 года, конечно, но в общем контексте это просто теряется и смотрится очень глупо и наигранно. Попытки панков доказать, что помойные персонажи – это не панки, выглядят крайне наивно. Чуть не забыл – опять тема веганизма в лице Маши «Капусты», которая ушла из дома, сказав: «Сами жрите трупы».
  И опять Пурген. На сей раз акция в общественном транспорте. «Поминки по невинно убиенным животным» (портреты в траурных рамках прилагаются). Раздача яблок пассажирам транспорта. Агитпроп.
  Далее – тема концертов. Концерт, разумеется, даёт ПУРГЕН. Слэм. Всё это действо сопровождается закадровыми объяснениями. Постепенно возникает тематика того, насколько «культурны» панки. Опять отрыжки. Под конец – опять тема г@внопанков. И уже в финале – рассуждения про то, что, мол, хорошо, что панки вместе (в каком – объясняется, что в глубокой попе). Занавес, цирк уехал, клоуны остались.
  Вот тут и начинается самое интересное. Ведь существует такая вещь, как Интернет. И по соцсетям (и специальным сервисам) начинают распространяться видеоролики, а им ставят рейтинг. Или их комментируют. История с серией роликов «Год Молодёжи» показала, что эта среда просто благодатна для информационных вбросов, не всегда таких колоритных, как легендарный «Ленин – гриб». Но (убедился на примере некоторых хамов, которые дают хороший материал для мемов) весьма эффективных. Вот об этом и стоит поговорить.
  Одним из наиболее дальновидных оказался ветеран московского панк-движения Жабер. Он просто не поверил в серьёзность сюжетов о неформалах на канале Муз-ТВ. И с порога отказался давать интервью, хотя ему предлагали. Конечно, кто-то скажет, что задним умом легко рассуждать, а если уж ты на молоке обжёгся (это не к теме веганизма, ещё успеем об этом), то будешь дуть и на воду.
  Но это не суть важно сейчас, опять же к Жаберу мы вернёмся, он очень важен в данном рассказе. Важно то, что начался вброс, который попал в социальные сети (конкретно – «ВКонтакте»). С подставной страницы (позже выяснилось, что страница ради интриги была создана фашистами и лишь имитировала quincy-панка, а те, к кому Salo Панк Salo добавился в друзья, могли быть спокойны за то, что их фотографии попадут на нацистские сайты – последствия очевидны)… Иными словами, выкладка этого видео в относительно открытый доступ и возможность комментирования – это грамотно осуществлённый (один из многих) вброс, после которого в рядах тех, кто называет себя панками, начинается ещё одно выяснение, кто настоящий панк, а кто нет. Легендарный Крейг О’Хара, автор книги «Философия панка», ради шутки называл себя OPOC (Only Punk On Campus), но его-то стиль изложения ничуть не туп, хоть и эмоционален и личностен. Но Крейг сказал в той же самой «Философии» всем недовольным: «Сделайте это сами».
  Понятно, что в среде панков, придерживающихся веганизма, название и описание ролика, в которых Salo оскорбляет панков-веганов, называя их продажными, не могло вызвать положительной реакции. Серьёзно относящиеся к этой теме люди возмутились, а Salo продолжил «атаку», которая на самом деле являлась не чем иным, как классическим случаем сетевого троллинга. Кое-кто повёлся. И понеслась душа в рай, а ноги в милицию. А бетономешалка – по кочкам. От Москвы, как говорится, до окраин. В воздухе повис забористый мат, в котором стороны спора не особо заботились об интеллектуальном содержании своих суждений, а если и заботились, то это тонуло во взаимных оскорблениях и просто претензиях. Поначалу это была банальная «сутолока в доме Облонских». Но потом – как часто бывает в случаях троллинга, – стороны забыли, с чего всё началось, и просто полезли в пучину тотальных переходов на личности, вспоминая, кто и что плохого в этой жизни сделал, кто «трупоед», а кто «травоядный». Вот сюда-то на свою голову и влез Жабер, которого покоробил мат. И получил по лбу. В первую очередь в конфликт полез некто Александр Кучанов, называющий себя веганом и анархистом. Он уже начал поливать густой грязью первых подвернувшихся оппонентов. Маша «Капуста», как мифологическая персона, была отправлена в Смольный институт благородных девиц, если сравнивать с тем, что сказал Кучанов. «Добрые пожелания» в адрес охотников и «трупоедов» (так называет не-вегетарианцев Кучанов) были такими, что шедевр любви к слесарям «Ненависти к мирозданию псто» смотрелся романтическим стихотворением о детсадовской любви.
  В итоге внимание сторон сосредоточилось на том, как Жабер пытался урезонить Кучанова, а тот поливал его отборной нецензурщиной, потому что Жабер, как показалось Кучанову, встал на сторону «трупоедов». Между этим чуть не забылось, что ролик-то снят на метровом канале и выставляет панков с не самой лучшей стороны. Впрочем, об этом не раз за диспут говорил и Жабер.
  Да, чуть не забыл. Обещал рассказать о некоторых «тайнах мадридского двора». Начать с того, что красной нитью через весь сюжет проходит тема группы ПУРГЕН. А сейчас о них говорят много очень плохого в панк-среде. Что Пургену наплевать на аудиторию, что он требует за концерты очень большие гонорары, что своим музыкантам он платит копейки, поэтому музыканты у него долго не задерживаются. И самое главное – что Пурген давно уже продался, а та же акция с телёнком была оплачена. И сделана она была именно для этого сюжета Муз-ТВ. Из этого был сделан вывод, что веганизм – это просто мода, и все те, кто называет себя панками, но не употребляет спиртное, табак и наркотики, а также отказывается от продуктов животного происхождения, панками не являются, и что они – «эмари», «педовки», «хиппи» (и прочие обидные слова). Что Straight Edge и веганизм не обязательно взаимосвязаны, и в природе есть эджеры, не придерживающиеся веганских убеждений, а также веганы, которые употребляют спиртное и курят. Впрочем, стоит заметить, панки из сюжета (они откликнулись на страничке видео, размещённого троллем по прозвищу Salo Панк Salo) подтвердили, что их снимали просто так, а Руслан Пурген получил за участие в сюжете гонорар. Стоит заметить, что в споре Жабера и Кучанова кое-кто из них поначалу резко высказывался против первого, и лишь потом они поняли, что всё-таки Жабер здесь прав, и веганизм не обязательно заключается в агрессии по отношению к тем, кто употребляет в пищу продукты животного происхождения (от себя могу добавить, что мои знакомые-веганы в курсе того, что я не один из них, но наших отношений это не портит). А главное – что проблема на самом деле заключается не в том, кто «трупоед», а кто «травоядный». Проблема – в сюжете, который вполне можно назвать провокацией или просто цирком, последнее даже ближе к сути.
  Претензия Жабера к Кучанову к сюжету, стоит отдельно сказать, не имела никакого отношения. Это была банальная на самом деле, почти «лурковская» (не в обиду Жаберу будет сказано) история с «балабольством в Интернете» и тем, что Кучанов закрыл свою страницу «ВКонтакте» для просмотра, чем пользуется для большей безнаказанности, когда оскорбляет оппонента. Но Жабер (у которого страница «ВКонтакте» открыта, и на ней можно видеть не только его видео и коллажи, но и фотографии самого Жабера, включая поздние) был не то, чтобы «против балабольства». Он был против мата (это ему не нравится) и очередных разделений в мире панка, о чём он говорил во всё тех же комментариях. Дискуссию он вёл вполне серьёзно, не потрясая «медалями» (в виде того же участия в походах «Хранителей Радуги» – хотя он это упомянул). А Кучанов опустился до оскорблений, причём, мат хлестал изо всех щелей, и нельзя сказать, чтобы сильно «по теме». А аргументация его была основана на частом употреблении того, что дельцы с Муз-ТВ как раз и пытались сделать новым штампом панк-рока, чтобы получить долю с продаж модной атрибутики «по вегану», готовых трафаретов на острые темы и дорогой краски в магазинах граффити, не говоря уже о концертах. Кстати, частенько идут ещё и разговоры о «модных антифашистах». Но вернёмся к тому, что было после ролика.
  Кучанов стал жертвой создателей демотиваторов, причём, авторы демотиватора про Кучанова опустились до националистических высказываний, тупость которых очевидна. Жабер поступил намного изящнее, создав про Кучанова несколько коллажей, часть из которых доступна и в его открытых сетевых дневниках. Стоит ли говорить о том, что эти коллажи спровоцировали «карикатурный скандал» почище знаменитого датского, хоть и масштабом намного меньше. Жабер стал получать от Кучанова постоянные оскорбления в «контактовскую» личную почту и в виде комментариев под некоторыми из коллажей. За это дело Кучанов получил прозвища Саня-Матерщинник и Вождь Закрытых Страниц.
  Архип Ахмелеев (ДОЛИНА ПАТИССОНОВ, ТУШКА, АРХИП И ЕГО АЛИСА) отписался Жаберу «ВКонтакте», поддержав его, в том письме Ахмелеев вспомнил, как он жил в сквоте в Европе, и как там относились к вопросам питания (дескать, там старались готовить вегетарианскую пищу, но никто не устраивал скандала, если кто-то из приезжих отдавал на общую кухню мясные или рыбные консервы).
  Нельзя сказать, что поддержка Жаберу была сильно большой, хотя хватило и тех, кто его поддержал (автор этих строк добавил в цитатник на LiveInternet оба сообщения Жабера, касающиеся Кучанова). Более того, Кучанов был первым, но явно не последним, кто стал искажать часто употребляемый Жабером ник «Жабер Punk» (возможны варианты), всё это крутилось вокруг Кучановского «Ж%пер Г&внарь» и претензий по поводу того, что Жабер относится к той части панков, которых презрительно называют «совдеповскими». Поддержка, кстати, тоже часто оказывалась из-за стажа в движении (который составляет не меньше 20 лет, а то и побольше).
  Это, кстати, можно считать основанием для того, чтобы говорить о тех самых «модных веганах», которые повторяют на самом деле фразы, заученные от тех, кто в кустарных условиях делал имеющие очень маленький тираж фэнзины, над «упёртостью» позиции которых нередко посмеивались (Сид против «Ножей и Вилок») и начинал движение по борьбе с фашистами, когда Иван Хуторской впервые вдел в «мартенсы» красные шнурки. Не в обиду, а в почёт и память тем, кто начинал – тому же Хуторскому, Денису Градову, Дмитрию Иванову (эти двое, вроде бы, живы), Владу Тупикину… И в позор тем, кто своими высказываниями создаёт образ подростка-модника, который увидел в журнале (Интернете) «правильного панка» и просто «снял» внешние атрибуты, благо, свой стиль у таких панков есть, и скопировать его на внешнем уровне несложно.
  Конфликт Жабера (и друзей) с Кучановым (и его некоторыми друзьями) продолжается по сей день, в основном, застрельщиком является Кучанов, которого не устраивает то, что Жабер делает коллажи на тему деятельности Кучанова. Интересно, кстати, что на самом деле проблема давно уже крутится не вокруг вопросов веганизма (Кучанова пытались осаживать даже веганы), а просто вокруг того, что панк-рок панк-роком, но в таком тоне дискуссии вести просто неумно. И ещё: таких персонажей на самом деле очень и очень немного в веган-среде.
  И самое главное, на что обратил внимание тот же Жабер. Провокационная выкладка «ВКонтакте» спровоцировала очередной раскол и очередное горлопанство, которое с огромным удовольствием использовали противники веганизма, не говоря уже о том, что подобная провокация панк- и анархо-среде пользы не приносит уже по той причине, что между тусовками вбиваются клинья, и появляются те самые «дурные пробы», которые дают противникам неформального образа жизни хороший козырь.