А. В. Щукин. Принимали присягу... 66г. 2

Галина Щукина
 Спасибо всем, кто поддерживал меня своими рецензиями.
Из огромного уважения и нежелания, чтобы понравившиеся мысли авторов остались незамеченными, привожу хотя бы некоторые из них:

"Тепло и в то же время печально. Вроде ностальгии по чему-то очень светлому, но давно минувшему..."
                Васильевна.

"В этих письмах особенно ярко видна необыкновенная целеустремлённость Александра. Его мечта о небе стала целью, и он её достиг. А знаете, что больше всего притягивает читателя (меня в первую очередь) к старым письмам - это безусловная подлинность момента".
                Виктор Свиридов.

В письмах "самым скупым, но абсолютно точным языком, дан абрис эпохи".
                Олег Шах Гусейнов

"Живые молодые письма о знакомом мне времени...Читала и вдруг подумала: письма живут, и не верится, что его уже нет".
                И. Буевич.

"Читала я эти письма и вспоминала свою юность".
                Галина Кириллова.

"Мне близки Ваши занятия, я занимаюсь чем-то похожим и, кроме приятного и полезного, вижу в этом нечто серьёзное. "Масштабная оцифровка реальности выключает время".
                Олег Ханов.

"Письма - мостик из прошлого, какое счастье, что они сохранились.
                Людмила Солма.

"Читая эти письма, невольно вспоминаешь себя в 19 лет..."
                Анатолий Бешенцев.

"Странное ощущение. Вроде слепок, примерно, моего времени, но я живу, хотя случайно, а пилот от чьего имени написано нет? Странно. Заставляет сильно задуматься".

Евгений Колобов.

"И так хочется вновь отрешиться от мрака
 Чтоб гореть до конца - ради тех, кто ушёл...
 С той поры на земле ты не ведаешь страха,
 И уже навсегда
 с ними вместе
 душой."
                Александр Красин.

 
Ещё раз всем спасибо. Благодаря вам, я ещё раз убедилась, что пример Сашиной жизни может быть интересен широкому кругу людей (здесь наша общая история).


Волгоград. 2.09.66 г.
Здравствуй, Галка.
Только вчера отослал тебе письмо,  а сегодня пишу снова – сейчас идёт самоподготовка; делать нечего,  многие спят,  а я вот пишу.
Ты наверно, уже приехала из Севастополя и,  наверно,  пошла на работу. Конечно,  на море законно ((т.е. отлично, хорошо)). Ты,  наверное,  здорово загорела... Фрукты там, овощи разные...
А вот у нас (только что сообщила лектор) суточная норма 3862 калории, а у солдатиков 3864!! Вот те раз!
 Хочу есть, а она всё о пище. Во, сейчас на витамины перешла...

7.09.66 г.
Каждый день, после обеда бегал к почтовому ящику. Теперь хожу. Вчера проспорил ребятам – клялся,  что письмо будет. Письма не было. Нет и сегодня.
Потихоньку втягиваюсь в «ритму». Это тем более трудно, так как «ритма» сейчас, как в джазе – свободная, то быстро, то медленно.
Когда у тебя начнётся учёба? Опять будешь поздно вечером ездить в трамвае, это мне больше всего не нравится. Конечно, конечно, ты скажешь, что так ездят все. Но мне всё равно не хотелось бы ((была возможность перейти на дневное отделение института с потерей курса, но у меня желания не было).
Из дома получил письмо. Владимир Митрофанович (( отец Саши )); переписал почти пол-устава дисциплинарного и строевого. Мама,  правда,  попросила разрешения прислать посылки фруктовые – это, конечно, хорошо.
Получил, наконец, письмо от Витьки ((Копылова,- товарища из Ленинграда)). Прислал фотокарточку Эдвина (( сына))– здорово похож на отца. А когда у тебя будет следующий отпуск,  в августе? Вот бы сейчас на море. Можно в Джубгу или Архипо-Осиповку (…)
Вот ещё – бумаги достал. Сейчас самоподготовка. Начал подписывать конверт (лучше заранее,  пока есть) …
Кажется, что были вместе лет 300 тому назад. Черти что…Ведь не видел же тебя год. А сейчас, как подумаю, сколько до февраля…Скорее бы учеба (…)
Адрес у меня теперь намного проще – Волгоград 10, КВВАОЛКУЛ «Ш»,  мне. Видишь, как просто?
 А ходить особенно некуда. Правда,  вечером ходим минут 10 строем и с песней – вечерняя прогулка по территории училища…
Саня.


Волгоград. 28.09.66 г.
Здравствуй,  Галка!
Ну что молчим? Неужели так мало времени. Хоть бы раз написала более или менее подробно, что делаешь в субботу или воскресенье, неужели только институт и работа? Загадочное КВВАОЛКУЛ им. АФМ расшифровывается очень просто: Качинское Высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени Александра Фёдоровича Мясникова.
На этом я закончил вчера писать своё письмо, потому как мне опять показалось, что сегодня я, наконец, получу от тебя «изобретение письма». А "изобретение" потому, что так говорил пацан 9-ти лет от роду по имени Инженер Вошкин. Не знаю, читала ли ты Вяч. Шишкова "Странники"? Я "заглотнул эту книжицу" дня за три и очень доволен...
Что написать о себе? Я,  конечно,  такой же,  разве что немного подтянулся; так же как и раньше мне нравится осень,  здесь она немного холоднее. Я лежу на верхней койке,  а в окне,  в левом верхнем углу,  маленькая звёздочка,  ну может быть планета, но всё-таки, наверно, звезда. Она каждый вечер появляется в одном и том же месте – интересно.
Немного простудился – пустяки.
Только очень жаль многих хороших ребят, которые очень хотели поступить, а поступило столько... Слов «нету» от злости,  может потому, что ревную свою «мечтуху». Она,  наверно,  слишком чиста,  чтобы в ней могла уместиться хоть капля вот эдаких маминых с папой сыночков...!
А нас каждое утро ведут убирать «золото осени», ну и лежало бы оно себе спокойно, шуршало бы под ногами – красота, так нет же, лучше голая серая пыль(…)
Саня.


Волгоград. 11.10.66г.
Здравствуй, Галка.
В воскресенье принял присягу. Теперь я полноправный воин…Был торжественный обед +1.5 яблока!  Потом  3 «кина»  за один день. Началась учёба.
Год будет здорово напряжённым. Даже очень. Готовимся к параду. Пока по 1 часу. Позже будет больше. Немного простудился...
С понедельника началась учёба. Аналитика и начерталка, пока ещё знакомы - особых трудностей пока нет.
А вот на английском превзошёл себя. Уже три года,  как не сказал ни слова на английском,  а поди ж ты,  разговорился – будь здоров!
Вообще,  предметов уйма и всё довольно концентрированно.
 
Отстоял 3 наряда вне очереди. Страшное дело. Но, всё это даром не пройдёт: «что не делается всё к лучшему».
Ну, в общем, пишу я пишу письмишко, а сам думаю – не то пишу. Надо бы как-то так написать,  чтобы тебе захотелось ответить, чтобы чаще писала…
Скоро будут пускать в увольнение. Особого желания вырваться в город нет. Вчера подходил спортивный босс. Говорит надо начинать плавать. Ладно, посмотрим. Для здоровья это, во всяком случае, неплохо. Как только разделаюсь с простудой,  начну бегать.
Принимали присягу на Мамаевом Кургане. Как-нибудь целое письмо напишу о нём. Вообще здорово оформлено. А будет ещё лучше.
Ты хоть в кино ходишь? Что видела? А то я тут совсем, наверно, отстал. Фильмы показывают, но такие старые или несусветную дрянь...
Да, Саня – передовик за курс молодого бойца! Из 30 выбил 23 (из «ружа»). Это тебе не бублики кушать.
 Ну,  закругляюсь – зовут на вечернюю прогулку(…)

Саня.
Завтра получка, а в субботу,  пожалуй,  отпустят на почту. Накуплю конвертов, а то не успею,  наверно, отписывать тебе ответы.


Волгоград. 22.10.66г.
Здравствуй,  Галка!
Ну вот, видишь,  к чему приводит твоё молчание. Отписал тебе письмо..., а у тебя, оказывается, просто не было времени и всё. Видишь пустяки-то какие. Действительно!
А я вот не знаю,  куда девать это самое «время». Дай, думаю,  письмишко напишу…
А интересного сейчас много мы проходим. Особенно эта, как она,  РТСС называется.
Вот, скажем, написать так (- - ·) , то получится «Г», а если (· – ) -получится «А», добавить ещё (· - ··) и ( - -) – получится ГАЛЯ! Четверку я за неё получил.
А какой-то дурак взял да ножом и вырезал на стенде, как раз против тумбочки дневального, это имя. Вот и стою я возле этой тумбочки со штыком, а передо мной и днём и ночью одно и тоже слово. Ну, прямо чёрти что...! Какое кому дело «Галя» или не «Галя». Так нет же, необходимо вырезать именно ГАЛЯ…
А в прошлую субботу приезжали мои родители. Субботу и воскресенье я был в «увольниловке». Даже выпил (коньяку) немножко. В воскресенье я их проводил,  а в субботу получил от тебя письмо.
Да, я ведь,  кажется. Ни разу не передавал привет Елизавете Ильиничне и Александру Гавриловичу ((моим родителям)). Большой-большой им привет. Ну вот,  до подъёма осталось 1.5 часа, побегу, может чего  и «высплю». Ведь ещё мне 3 наряда вне очереди отстоять надо. Так - то.
Ну,  не скучай. До февраля остались считанные дни…
                Саня


Волгоград. 4.11.66г.

Здравствуй, Галка,
Знаешь, сколько я ни пытался выдумать другое начало – ничего не получалось. 
Изобретал и Галя, и Галочка, и Галинка, и чёрти чего я ещё не выдумывал, но… ничего не подходит.
Так,  пока пишешь,  вроде складно, а прочтёшь - нет,  не то. Только «Галка». Ну и что. Всё равно это самое лучшее имя и ты у меня самая лучшая. Правда? Правда. Это ты уже мне поверь. Я тебе совершенно официально говорю…
Вот уже и праздник на носу... Ну,  так вот, - одели нас в «зимнюю робу». Шапки дали,  шинели. Тепло.
 А осень я,  наверно, не заметил. Да и какая осень может быть здесь на территории. Она нам только лишние листья добавила к уборке…
Вчера были первые снежинки. Если бы я был дома – обязательно вытащил бы тебя из твоих 4-х стен.
 Завтра в 4.00 подъём и в город на тренировку к параду. Потом 5-го и 7-го.

Большой привет и поздравления родителям.
Саня


Волгоград. 9.11.66г.
      Здрасьте,  Галиночка Александровночка…
Ну, чего ж вы там надумали? Небось,  и на демонстрацию не «пошли-с»?
А это уже совсем нехорошо. Вот мы так аж два раза прошлись «строевым» перед трибуной.
Сначала шли как курсанты–качинцы и женщины кричали: «Ура качинцы!»,  «и в воздух чепчики бросали», а потом нас одели в спортивное трико ((сапоги оставили)),  и пустили впереди спортсменов – знаменный расчёт. Нам опять кричали: «Молодцы, ура!»,- поговаривая: «Хорошие солдаты выйдут из этих спортсменов" или «Смотри! Пожалуй, лучше Качинцев идут!!»
Мы шли, всё спокойно слушали и думали: «Мы-то своё дело сделали. Прошли лучше всех, а вот в увольнение или ещё куда,  ну,  к примеру, в кино или театр, пустят или не пустят?». Не пустили. Правда, обед был праздничный    и два часа спали после обеда. А потом был вечер отдыха… Отдыхали мы значит, «массовокультурно». Танцы, разумеется, игры…
Танцы у нас, наверно, самые грандиозные во всём в Волгограде – одних студенток пригласили 280!!

А у меня в этот самый вечер тоже большое событие – первый раз сделал «подъем»,  в смысле «выход в упор» на перекладине с разгибом. Колоссально!
А сегодня была первая очередная медкомиссия – здоров по I группе… Теперь ещё через 3 месяца,  и так - до конца. А потом и чаще.
Завтра коллоквиум по физике. «Механику, Кинематику и Динамику» сдадим и на экзаменах уже этого не будет – дифференцированный зачёт называется. Отличная вещь - разгружает экзамены колоссально!
А ты смотрела «Дни лётные»? Так вот, там показывают наши выпускные самолёты и песня там хорошая.


((Позже, Саша прислал слова этой песни:
  "Небо, ты радость и ты наша беда
   Небо, полёта счастье, но иногда
   В небе ломаются крылья...

Фильм крутили в 1966г. каждый день для вновь прибывающих абитуриентов.
Поступать не передумали, а песню выучили.))


А вообще много хороших песен за последнее время вышло,  только их редко слышу (…)
Всё чушь. Да и как писать письма,  когда в голове лишь одно слово. Но как писать,  если оно уже однажды было сказано? (…)
                Саня.

Волгоград. 17.11.66г.
…Непредвиденное свободное время.  Ушли вперёд по аналитике и вот целый час «ничего неделанья». Вчера пытался изобрести тебе письмишко – ничего не получилось. Хотелось написать сразу и мягкое, и дельное, и нежное, и ругательное. Но… но ничего не получилось.
А вчера получил от Люськи ((моей сестры)) послание. Пишет,  что приболела и чуть не приехала на праздники домой. Вова ((мой брат)) раз написал трогательное письмишко и всё. Ну,  я,  конечно,  ничего и не требую. Да, и что нам можно писать часто друг другу…
А тебе – хитро как-то получается. Напишу письмо – и, вроде бы, поговорили. Конечно, здесь мне приходится допускать, что ты меня понимаешь и настроения тоже одинаковые. Ну и, как только смогу это допустить, получается «разговор». Вообще-то я, наверно, большой «выдумщик». Иногда как «разговорюсь», а потом думаю, ну и чего его отсылать, если уже поговорили…
А иногда очень трудно представить твоё настроение. А от этого «фактора» всё и зависит – иначе « разговора» не получится.
Вот видишь – вроде бы не похоже на письмо в его чистом понятии – мол, погода хорошая, настроение тоже, скучаю, спешу…
Слова, слова, слова. Интересно бы исследовать письма,  как функцию от слов. Тогда можно было бы, наверно, очень просто писать письма. Да? Ничего, наверно, получилась бы система, к которой можно было бы подобрать определитель и письма потеряли бы свой смысл...
Кончаем аналитику. В субботу переходим к термодинамике. В общем, время идёт и уже чувствуется близость зачётов, экзаменов, контрольных. Система такого обучения мне здорово по душе. Всегда злился в школе, когда «мусолили» один и тот же материал,  уроков 5-6,  и к концу темы забывал начало. А здесь раз-раз и тема готова.
Темпы «страшенные». Да ты и сама видишь - заканчиваем аналитику, начинаем второй раздел физики, а прошли – механику. По мат. анализу прошли – Лопиталя (…) Здорово?! И это только первый семестр! Да и не удивительно, ведь к апрелю 68-го года должны закончить курс института…
А в будущем году прибавятся ещё и специальные дисциплины. Вот где интересно-то будет! Будет да будет. А будет ли? Хорошо, что не дают времени задумываться. Делай и делай, а подумаешь потом, когда или станешь лейтенантом или… или оденешь «гражданку»((гражданскую одежду)).

Делают в некотором роде автоматов. Это объективная необходимость. И не согласиться с этим нельзя.
Надо очень быстро соображать. Очень быстро. Поэтому и психотбор ввели на приёмных экзаменах. За какой-то час выматывает настолько, что потом целый день в голове сумбур. Цифры, стрелки, буквы, кнопки, цвета,  и всё это в бешеном темпе крутится в голове. Интересно разик - другой испытать это. Интересно. Так пролетел час. Сейчас мы уже пообедавшие. И сидим на самоподготовке.
Письма не было и сегодня…
Чего-то не соображу,  что ещё хотел сказать?
Интересная картина: когда приносят письма,  и весь курс направляет свои усилия на то,  чтобы как можно быстрее отвоевать своё.
Но одни получают,  другие не получают. Но, настроение пропало. Все читают. Уже, наверно, по 5-6-му заходу. А я могу лишь достать из гимнастёрки твоё последнее письмо и,  наверно,  в 83-й раз прочесть, что будешь стараться писать чаще и что 7-го обязательно будешь думать обо мне. «Хм»,  - сказал себе Саня и решил поставить последнюю точку в этом письме.               
Не грусти. И я научусь писать хорошие письма.
Саня.
 

Волгоград. 8.12.66г., 01час.
…Захотелось написать что-то очень хорошее,  самое лучшее. Но,  наверно,  пока дальше критики я не продвинулся. Только вроде «мысля» постучится,  и тут же в унисон с другого боку – нет, «шалишь»,- до тебя уже это писали.
А ведь хочется только своё. Только то,  что думаешь,  а не кто-то другой до тебя. А может это невозможно? (…)
Ну,  как вот такую белиберду отправлять? На что тебе эти рассуждения? Вроде сам себя рассекречиваю. А я секретный «у-у» какой. Только сам знаю, что к чему во мне. И вдруг такая небдительность! Ай-я-яй.
До предполагаемого отпуска 2 месяца. Отметки вроде нормальные, даже 5 иногда получаю. Но страсть как боюсь захвалить себя. Расслабишься и ба-бах - никакого отпуска «нету». С огнём не «шутют». (…)
Саня.


Волгоград. 26.12.66г
…Вот и Новый год. Быстро? Ещё незаметнее пролетит январь и февраль. В январе у тебя экзамены,  а у меня зачёты. 1-ый - 3-го,  потом 7-го и 11-го. И будет известно - поедет Саня домой или нет.
Учусь пока без 3-ек. Но, это ещё мало о чём говорит.
Опять Новый год встречаю без тебя. Впрочем,  так будет ещё долго. Ну и что,  будто бы в первый раз?
Интересно получается – все знаем,  что в 68-ом полетим,  а сегодня на политинформации сказали: «Вам ведь через год лететь…» Не верится,  хоть убей. Ведь год - это так мало. Раз-раз, и ба-бах,  и 68 год!  (…)
                Саня.

(( В своё оправдание, отрывки из моих писем:
«Который день прихожу с работы и смотрю, нет ли от тебя письма. Сегодня его тоже нет.
Скучаю по тебе очень...»

«...Времени у меня совсем нет. Но ты не огорчайся. Когда я не пишу, я о тебе больше думаю и вспоминаю: «Вот надо сегодня написать» - и так каждый день» - (пыталась шутить).

«И вообще, хорошо, что я очень занята, не так по тебе скучаю. У тебя ведь тоже так? Жду твоих писем)).

Галя.