Р. Барнет. Гимн матриархату

Критика Текста
http://www.proza.ru/2008/07/07/93   Р.Барнет. "Первый декрет".


        Рассказ Р.Барнета «Первый декрет» нельзя трактовать с позиций обыденного мышления. Рассказ  - это вовсе не страшная-страшная сказка, для которой применимы эпитеты «ужасно», «отвратительно», «кошмарно» и так далее, и тому подобное.  Речь не об этом. Автор никого не хотел пугать умышленно, тем более, что пугать достаточно взрослых людей - аморально, они и без того напуганы самим фактом своего существования в условиях нашей трудной реальности ... Автор даже не ставил своей задачей эпатировать взыскательную публику, которая давно уже утратила эту непосредственную детскую способность вестись на эпатаж. Публика, вероятнее всего, отнесётся к подобным попыткам заигрывания с читателем с большой долей скептицизма, поскольку всё это уже было…

        Прочтение «Первого декрета» может лежать лишь в плоскости отрицания пафоса, связанного с появлением на свет новых людей, в плоскости  иронии над многозначительностью ситуации "ухода в декрет". Что есть человек? Кто и зачем даёт ему новую жизнь? Человек – вторичен, и он ничто перед вечностью.

        Брачно-семейные отношения в условиях  нашей современности всё более доказывают свою несостоятельность, роли «жена» и «муж» всё более смещаются, каждый хочет быть свободным, стремясь ко всё более полной автономии, к исчерпывающей личностной   самореализации. Современный мужчина  нередко представляет собой по сути лишь объект для потрошения.  Его материальный достаток, его способность содержать не только будущих жён, но также и будущих детей, всё больше становится мерилом его личностной ценности для окружающих, в первую очередь для женской половины человечества. Пособия о том, «как соблазнить олигарха», «как выйти замуж за миллионера», «как стать самой обаятельной и привлекательной исключительно корысти ради…» - вся эта «полезная» макулатура заполняет прилавки наших книжных супермаркетов и является показателем того,  что данная тема актуальна. В подобных условиях мужчина чувствует себя дичью, на которую открыт сезон охоты. Удачно выйти замуж, чтобы потом переложить известную долю обязанностей по воспитанию потомства на плечи мужчины – это ли не мечта почти каждой женщины, измученной перманентными хозяйственными заботами и неизбежными процессами воспитания потомства. Женщины хотят быть свободными и самодостаточными, и всё чаще за счёт мужчин. Позиции мужчины всегда были исторически сильнее. Женщина всегда на вторых ролях. Женщина то на кухне, то снова беременна. В конечном итоге, она всегда - на кухне и с детьми.  Доколе?

        Рассказ «Первый декрет» - гимн матриархату. Родить детей и оставить их отцу для последующего вскармливания… Что может быть более абсурдным и желанным? Тайные женские мечты  сумел понять Р.Барнет, те мечты, признаться в которых невозможно, поскольку они противоречат самой женской природе…

        Р.Барнет признаёт поражение мужчины. Мужчина убит, распят и обременён. Он – обязан и должен. Он – источник пищи. Он - зависим. Всегда. С того самого момента, когда в его жизни появляется женщина, а с нею появляются и дети. Он наивно радуется этому обстоятельству, не зная до конца, что это лишь начало конца его независимости.  Женщина оставляет его наедине с прожорливым потомством. Женщина уходит от ответственности.

        Рассказ Р.Барнета может быть интерпретирован и другим, близким по смыслу, образом, но понимание его бесспорно глубоко, и оно не лежит на поверхности данного незамысловатого, на первый взгляд, жестко-натуралистического сюжета.



        Всё это – речь только о содержании рассказа, которое, безусловно, может быть правильно раскрыто  лишь с позиций постмодернизма, которым автор отдаёт предпочтение и ничуть не скрывает этого. Следовательно, упрекать автора в этом нет никаких оснований. И с чего бы им быть, этим основаниям?  Увлечение Р.Барнета творчеством Пелевина и Сорокина, так же, например, как и чьи-то предпочтения в отношении творчества Достоевского и Бунина, совершенно оправданны, естественны и имеют место быть…

        Стоит ли обсуждать форму рассказа, которая в данном случае полностью вторична, и полностью выполняет свою главную роль – раскрывает содержание именно так, как того требует конкретный художественный метод. Форма рассказа – задана. Незначительная редакция может быть уместна лишь в плане усиления отдельных его акцентов.



С признательностью к автору Лора Маркова.