Связисты

Арман Казанчян
Я подготавливаю себя к написанию про связистов. Который день, все хожу кругами, не зная с чего начать. Может мне не хватает расслабленности,  например, в виде бокала вина? Про них так просто не напишешь. Без пол-литра  их не понять. Первую компанию парни протоптали обсираясь и геройствуя по-своему.  Ни слова про это, мне не рассказали! Только один раз оговорились, как тряслись от страха в Грозно. Так  втроем и перешли во вторую. Где-то между первой и второй, потеряли чувство реальности, а у двоих развалились семьи. Третий не успел еще обзавестись такой условностью как семья. Хотел отдельно написать про каждого, но их нельзя разлучать. Они как святая троица. Один татарин и два русских, родом из Набережных Челнов. Они связисты Всея Чечни,
Ильдар. Лет под сорок или за сорок, с небольшим. Зам. министра МВД УВД РФ по ЧР по связи. Единственный татарин из троих. Примерно метр восемьдесят, крепкого, обычного телосложения, жилистый. Очень энергичный, хотя, на вид кажется немного дряблым. Темные волосы. Целеустремленный и очень отчаянный мужчина, смелый. Порой доходит до безрассудства. Его поступки, иногда, резко расходятся с логикой и элементарным инстинктом самосохранения. Немного позволил себе расслабиться в районе пупка, как будто маленькую дыньку проглотил.   Разговаривает быстро, много, жадно и отрывисто. Также двигается.  Очень легкий на подъем и поступок. Он голова и ведущий в этом трио.
Андрей. Сотрудник связи, точнее не знаю.  Я про себя толком-то  не знал долгое время, какая должность, полномочия, обязанности. Что говорить про них, которые звезды свои не носили, прятали от любопытных. Андрюха – любит выпить. Никогда не отказывается. После обеда, постоянно ходит в полуобморочном состоянии.  У него проблемы в семье (жена требует развода) и он зацепился за такую возможность залить горе. Хотя, все при нем. Ростом,  как Ильдар, немного  плотнее. Располагающий к себе, симпатичный мужчина. На тот момент, ему, годиков тридцать четыре. Из троих, самый, внешне спокойный. По крайней мере, на тот период нашего знакомства. Каким был до этого, не знаю, так как при мне, он топил себя в вине. Думаю, что не так спокоен, как выглядит. Так же способен на поступок, в ситуации, связанной с риском. Все время нашего знакомства он ведет борьбу с зеленным змеем. Чем очень сильно раздражает Ильдара. При мне он его не особо трогал (в виду недавних событий, о которых расскажу позже), но все чаще и дольше проводил воспитательные беседы. Злился и грозил отправить его домой, если тот не прекратит свои войнушки со змеями.
Валерка. Самый младший из всех. Ростом, чуть выше меня, может метр семьдесят пять. Худощавый светловолосый. Спокойный жизнерадостный, молодой парень, прошедший  много интересного.  Валера не кидается на амбразуру, но, как и все, способен на такой прыжок. Мы постоянно держимся вместе, возраст у нас одинаковый, соответственно интересы тоже не так  далеко ушли. Валера, связист широкого профиля. Ильдар повесил на него обязанности Андрюхи, заодно и свои подпихивает. В довесок ко всему, на Валерке  машина. Водить умеют все, но Андрюха – пьет, ему некогда и не зачем это делать. Ильдар, делает это, когда ему в кайф. А у Валеры вариантов нет, он  раздражается от такой несправедливости. Ему  приходиться не только рулить, но еще и ремонтировать машину. За что он получает постоянно нагоняй от Ильдара. Особенно если в дороге что-то ломается. Тогда,  Ильдар, купает его в трехэтажном  мате и сам садиться за руль. Оставшуюся часть пути, Ильдар, просто гноит Валерку.
Вся троица одета в камуфлированные штаны, футболки, на ногах кроссовки. Причастность их к высшим кругам, выдают рации. Таких маленьких, импортных  раций не было практически ни у кого, за исключением немногих министерских. И еще одна вещь – аппарат  спутниковой связи. Такого не было уже ни у кого (не считая боевиков).   Парни обеспечивают связь по всей Чечне. И мотаются, соответственно,  по всей Чечне. Они  не особо утруждались поисками жилья. Свой служебный кабинет, Ильдар, переоборудовал в квартиру. Четыре кровати, установленные в два яруса и расставленные около стен. Прямо у окна стол, справа от окна холодильник, слева телевизор (а может наоборот). Такое своеобразное купе  в здании МВД. Поэтому дверь открывали и закрывали нешироко и быстро закрывали. В форточку вставили вентилятор, иначе не продохнуть. Не знаю, откуда они вырвали такой вентилятор, маленький но мощный. Он работал сутками и не раз спасал нас в жару. Когда его включали вверху, под потолком, бушевал ураган.  Ночью разрешалось открывать дверь, но под утро, дверь, обязательно закрывалась. 
Наше знакомство произошло в Моздоке еще в первые дни моего приезда. Потом мы расстались месяца на два. Мы виделись за это время, но окончательно сблизились в Гудермесе. Я тогда остался один из нашей прежней кампании. Все вернулись назад домой. Ильдар предложил мне жить у них. Мне освободили кровать и уравняли  в правах в маленьком коллективе. В первое время я уходил днем и шатался по своим делам. Возвращался вечером. Питался по-своему.  Часто ездил в Моздок, сопровождая грузы. Но, со временем все чаще стал ездить с парнями.  Пока, окончательно не стал четвертым членом команды.   
Первый раз, во время первого знакомства, мы ели шашлык и пили водку в Моздоке, недалеко от временного здания МВД. Шашлычная развивалась на глазах благодаря бесконечному потоку военнослужащих, способных позволить себе такую роскошь. Мясо, просто исчезало и его  привозили на машине  уже насаженными на шампура, сразу на мангал.  Мы сидели на улице и ждали своей порции. Только вот сидело нас пятеро, а порций заказали четыре. Андрюха не мог есть. Он и водку пил через трубочку. Все время молчал, кивал и мычал. Я думал, что у него зубы болят, пока он не оскалился. Зрелище не совсем интересное. Его челюсть была зашита. Через зубы пропущены толстые нитки, какие-то скобы,  от всего этого совсем не веяло свежестью…  В тот день, я узнал  первую историю безумства парней.
 По роду своей деятельности, связисты, путешествовали по всем районам Чечни и имели много знакомств. Проще говоря, нычек, в которых могли схорониться и ….побухать. Ну а как в России умеют бухать знают все. Только не все знают, как бухают люди с оружием.  Хотя, во всем мире, выпившие люди, с оружием, вытворяют одно и тоже.  Люди начинают пить, а оружие начинает стрелять. Примерно так случилось и в тот раз. Есть в Грозном Старопромысловский район. Там расположена  военная комендатура (была, сейчас не знаю). Комендант, близкий знакомый ребят. В тот день, они отдыхали у него в гостях. Долго пили и до усрачки обсуждали кто круче, федералы или менты? Пили, пили и допились! Андрюха, тот просто заливал себя, постепенно погружаясь в нирвану.  Валерка участвовал в процессе активнее. Сначала поддакивал Ильдару, пока тот наседал на коменданта. Становилось все жарче,  и спор подходил к своему логическому тупику.  Дело происходило вечером, на втором этаже,  в одном из зданий на территории комендатуры. Внизу копошился муравейник из федералов. Территория обнесена высоким забором. Мне довелось побывать там и поймать косые взгляды со стороны. Зная происхождение этих взглядов, я не особо удивлялся им. Пробыли мы там не долго, нахаляву заправились топливом,  забрали коменданта (имя не помню), и поехали в Горагорск.   Со своей стороны, он дополнил эту историю некоторыми подробностями. Короче, когда были исчерпаны все словесные доводы, в процессе спора, в ход пошло оружие. Дабы показать кто круче, Валерка,  недолго думая, начал стрелять в открытое окно из пистолета. К нему присоединился Ильдар. А может наоборот, или, первым пальнул Андрюха. Они сами не помнят уже. Это не так важно. Вскоре закончились патроны, и Валере прошлось бежать в машину за цинком. Между делом, отобрали и отстреляли все обоймы у Андрюхи. Пистолет, ни при каком раскладе не получалось у него забрать. В каком бы состоянии он не находился – оружие  не отдавал. Пока Валера вскрывает и заряжает обоймы, Ильдар с комендантом догоняются  огненной водичкой. А, дабы показать, кто круче, комендант начинает стрелять из автомата. Видя такой расклад, Ильдар маякует Валерке и тот бежит в машину. Возвращается с двумя автоматами и сразу притаскивает цинк с патронами для автоматов, что б два раза не бегать.  «Бой» длиться, пока не надоедает. В перерывах выпивают. Андрюха спит. Дальше допиваются уже до поросячьего, а спор в тупике! Комендант, вспоминает, что у него на автомате подствольник… Валера опять бежит в машину…  Дальше происходит следующее. Валера, одуревший от выпитого, и вошедший в раж, пытается выдернуть чеку из гранаты. Ильдар, зная Валерку, трезвеет и кидается на него. Комендант, не зная так хорошо Валеру, но понимающий что происходит, кидается  вслед за ним. Просыпается Андрюха и, зная Валеру с Ильдаром, пролазает через это месиво к столу, выпить. С гранатой не получается, Валера убегает в машину…  Андрюха, очнувшись и въехав в суть происходящего,  начинает палить из автомата, че это, все стреляли, а он нет? Валерка возвращается, видит, что без него стреляют из автоматов, присоединяется к ним с…. гранатометом. Его опять заламывают и отбирают эту штуку. Комендант, видя такое безобразие, предлагает закончить эту ху…  и просто выпить. Андрюхе не нравиться такой расклад – он хочет стрелять. Валера хочет еба…ть  из гранатомета, Ильдар выясняет кто после этого круче, заодно успокаивает Валеру. В итоге: стреляли… пили… стреляли… пили…стреляли, хрен знает сколько. Под утро выключились все.
В это время, идет бой. Те, в чью сторону прилетели  пули, открывают ответный огонь. Они стреляют в обратную сторону. Обратная сторона отвечает тем же. До тех пор, пока с одной  из сторон не поступает команда всем прекратить стрельбу. Наступает тишина.  Начинаются разборки. В ужасе все. Этой ночью никто не спал. От малочисленных местных жителей района, до фанатиков, занявших свои огневые нычки. Все в непонятках!? Хорошо, что обошлось без жертв. Раненных тоже нет. Разобравшись, что к чему, все отправляются в сторону комендатуры. Приезжает ФСБ, ГРУ, ЦРУ, ФБР, межгалактический спецназ и прочие организации. Все жаждут крови. 
Когда в комнату ворвались представители различных структур, было раннее утро. Парни, напившись и настрелявшись, мирно спали. Начинаются разборки. Но, никто ничего уже доказать не может. Комендант сразу включается в тему (тем более ему первому влетит), и рассказывает историю не хуже любого сказочника. Короче доказать кто первым стрелял, а кто оборонялся не реально. Все на нервах. Ильдар, по старой традиции, посылает всех в сад. Начинается потасовка, в которой кто-то кидается на Ильдара, Валерка кидается на обидчика Ильдара, на Валерку кидаются другой, Андрюха кидается на помощь Валерке. Но, спотыкается и летит вниз, где его челюсть встречается с чьим-то сапогом! Андрюхе сломали челюсть в трех местах. На этом разборки заканчиваются. Валеру с Ильдаром слегка помяли, но это ничто по сравнению с челюстью!
В этой жизни, даже если неудачно пернуть в общественном месте, то другой, может получить за это награду. За предотвращение террористического акта, например. Война ху.., главное маневры.
….ночью прошли ожесточенные бои в Старопромысловском районе Чечни….совершено нападение…благодаря оперативным….уничтожена бандитская группировка….как сообщают пресс….операция планировалась…к наградам приставлены…
В этом году лето выдалось жаркое. Вчера градусник показывал за сорок, днем. До шести вечера температура давит. Потом терпимее. Засыпаю под утро и сплю, пока не разбудят. Сегодня встал около часу. Перегреваться начал, вот и вышибло из сна. Оно и к лучшему. Такая хрень давно не снилась уже… хожу под впечатлением… видимо, в прошлое окунаюсь всерьез…
Такая же жара была десять лет назад в Гудермесе. Я жил у связистов и пользовался всеми удобствами своего положения и свободы. На свою работу я откровенно забил, как и на начальство. Тем более знал только одного из них. Про главного, сказали, что я вряд ли  увижу его когда-нибудь. Мне показали его фотографию (на всякий случай), в первый день в Моздоке. Второй, подполковник Голенков, был его замом. Нас осталось двое на всю Чечню в службе. Поэтому, он активно пытался привлечь меня к работе, я также активно пытался не привлекаться. Уезжая, мой покровитель, наказал ему беречь меня, ни в коем случае не трогать  и ни куда не посылать. Но, прошло уже полтора месяца с его отъезда (больше он не вернулся назад) и Голенков начал меня покусывать при каждой встрече, пока не разошелся (видя, что я помалкиваю) и приказал ехать в Шали. Пришлось собираться. Толи случай, толи закономерность, не позволили мне уехать. Я тупо проспал. Маршрут колонны из Гудермеса в Шали подразумевал проезд через Аргун. Я неоднократно проезжал Аргун, сопровождая грузы, и никогда не придавал этому значения. Аргун, так Аргун. Вечером, забегает в комнату Ильдар с криком:
- Ты че, оху….?! Ты че вытворяешь?!
Он грозиться позвонить моему покровителю и рассказать, как я тут не высовываюсь и куда собрался. А утром, лично поговорить с Голенковым.
- А этого, пид… Голенкова, я завтра сам на х…. пошлю! Если ты не можешь!
Позже, я узнал, что кучка идиотов совершила нападение на  БТР, в котором, должен был ехать я. Его  подорвали и обстреляли. 300, немного 200. СМИ молчат. Голенков молчит. Позже, мы еще раз пересекались, но он больше меня не трогал.
С этого дня, служебная деятельность перестала существовать для меня окончательно. С парнями мы еще не очень сблизились, так как мало было  совместного. Это были первые дни наших знакомств и притирок друг к другу, первые шаги вливания в коллектив. Первые шаги становления той хрупкой нити безоговорочного доверия по отношению друг к другу. До этого случая, я исчезал по вечерам. Я жил в чеченской семье. Но это совсем другая история.
Каждый день в жизни, особенно в Чечне,  преподносится что-то новое. Например, простое дело как открыть воду и скупаться может превратиться в загадочную рулетку. После того, как Ильдар окончательно не настоял на моем переезде к ним, бытовой вопрос  омовения тела, в горячей воде, не стоял так остро передо мной. Я купался  в ванной, в чеченской семье.  Ее кипятили, каждый вечер, специально для меня  на газе, перед моим приходом.  Зная, насколько я щепетилен в вопросах чистоты тела. Пришлось искать  решение. В городе было несколько бань. Причем они были с природной водой. Я не знаю и не утверждаю, были ли  они сероводородными, но так поговаривали. Разделенные на две части, отдельно для мужчин и для женщин. Горячей воды в городе не было, и бани пользовались постоянным  спросом и огромной популярностью. Услуги стоили копейки. Я облюбовал самую дальнюю баньку, там было немногим лучше, но дольше идти.  Второе обстоятельство, мне больше нравилось. Поэтому купание переносилось мной на более позднее время. С каждым разом любой шорох или просто тень за углом в темноте, рисовали в моем воображении более замысловатые картинки, заставляя тело неметь от выброса адреналина. Купание превращалось в бессмыслицу, так как приходилось принимать душ после него, смывая липкий пот.  Во внутреннем  дворике штаба, рядом с туалетом, была летняя душевая. По вечерам, после всеобщего отбоя и наступления комендантского часа, я туда часто нырял. Для чего тогда я совершал эти походы в баню? Так поступают  полные придурки. Кто не знает настоящего горя и не ценит того что имеет. Те, кто в поисках  хапнуть, и прикрывшись сомнительным утверждением – проверить  себя, блуждает мимо истинных вещей.  Но как узнать эту истину, не имея возможности сравнения? А для этого, в ваш мир, должна войти беда. Или, в голове должны появиться думающие серые клеточки.
Жизнь, постоянно учит меня одному неменяющемуся закону. С какой силой ты давишь на нее,  с такой силой она давит на тебя. И в итоге – ноль.  Сила действия равна силе противодействия.  Но, вероятность того, что ты попадешь в неприятную ситуацию, всегда выше, как только ты сам  начинаешь движение в сторону этой неприятности. Другими словами: береженного – Бог бережет. Каждый сам должен понять и выбрать путь. Или он с трудностями, со всеми многочисленными тяготами и лишениями подойдет к финишу, или проживет спокойно, обходя острые углы. В первом случае, финиш может закончиться уничтожением пространственного возмутителя покоя. Хотя, во втором случае тоже. Но каждому дано право самому решать, как он хочет прожить свою жизнь – ярко и быстро или спокойно и быстро. Ярко и долго или спокойно и долго. Просто, вероятность того, что тебя ограбят выше, зайди ты в темный угол преступного района ночью, чем сделай ты это днем.
За каждой ошибкой, следует уничтожение. Не обязательно физическое, моральное бывает в сто раз хуже. Чем больше ошибок – тем выше вероятность быть уничтоженным. Очень мудро. Вселенной нужна информация о сильнейших. От наиболее приспособленных к выживанию. Закон естественного отбора. Только новорожденных жизнь не уничтожает, за исключением закономерных случаев и объективных причин. А  может необъективных. Это, весьма относительное предположение. Точно знаю одно, раз рождаемся, значит, мы  созданы правильными и предназначены для жизни. Ломает жизнь, чаще уже взрослых или недоформированных, опять же в виде закономерного случая. Только, чаще, ломает не тело. Если слаб духом – подавит, раздавит, сломает и превратит в удобрение. Вопрос времени и случая. Ну, а когда у тебя в жопе бушует весна, а в голове сквозняк, за случаем дело не станет.
Все самое интересное происходит в момент, когда на отрезке времени и пространства, в одной маленькой точке сосредотачивается понятие – оказаться в нужном месте и в нужное время. Видимо, моя судьба считает иначе. А  может, знает, что я предпочитаю оказываться по ту сторону этой точки. Быть в тени этой точки и наблюдать за происходящим со стороны. Может, еще мое время не пришло? Ведь прошло десять лет, а я только сейчас начал думать и холодеть от собственного идиотизма тогда.  Одно знаю точно – не жалею ни о чем, а это значит, все было правильно.
На выезде из Гудермеса находится еще одна баня. Там все сделано на более высоком уровне в отличие от городских. При входе, она также делиться на две части мужскую и женскую. Внутри длинный коридор  по одной стороне, которого, расположены кабинки. Отдельные, светлые  кабинки с нормальными  ваннами, душем и своей раздевалкой. Я редко там бывал. Нужна машина. В один день мне повезло, или чуть не «не повезло». Хожу около штаба, подходит знакомый чеченец, разговорились, выясняется он едет туда в качестве сопровождения каких-то приезжих шышек. Он соглашается взять с собой и привезти назад. Бегу в комнату за банными принадлежностями. В комнате никого. Выбегаю назад и прошу немного подождать. Он соглашается,  время еще есть. Пока я искал связистов, прошло немного времени, но меня никто уже не ждет. На улице никого.  Я опять, остался по ту сторону точки. Вечером, потягивая пиво и чем-то,  закусывая, Ильдар расскажет про заложенную бомбу и готовящийся взрыв в бане. Он всегда в курсе событий, он же зам. министра.  Купаться уже не хочется. Мне не по себе.
Впоследствии, в одной из городских, тоже обезвредили взрывное устройство. Свои вечерние похождения по банькам я прекратил. Мелочей не бывает.  Только днем, только помыться и только в ближайшую. Пускай там черная от старости и вечной сырости шершавая чугунная ванна. Тусклое освещение в  клубах пара и намокающая одежда от него же. Скользкая деревянная и грязная решетка на полу. Два крана с холодной водой и кипятком (минеральный источник?). Смесителя  нет, просто два крана. Пускай неудобно и невозможно обмыться, не набрав ванну и не одурев от духоты. Пускай, какая разница? Главное ты чист, и делаешь это сам, а не делают это с тобой, как последнее омовение. Как говорил мне Муса, не надо стараться отрывать  от жизни все сразу и сейчас, переусердствуешь и оторвешься от нее сам. Надо отламывать по кусочку и смаковать полученное, а не дрочить судьбу. Короче, вопрос с банями для меня был решен. 
Я ни на минуту не отставал от связистов. Прекратил все свои похождения. Тем более, похождения начались у Ильдара. Периодически, у его происходил эмоциональный срыв и «Остапа» несло. В такие моменты трезвел Андрюха, а Валерка места себе не находил. Они боялись за него. Для меня дико сейчас вспоминать и не помнить(!) Когда начинался  комендантский час, во сколько?! Думаю не надо объяснять, что  значит комендантский час. А Ильдар словно терял рассудок. Переодевался в гражданку (уже не знаю что опасней ночью, в форме или без нее), прятал под одежду оружие и исчезал в ночи. Татарина обуяла страсть к женщине. Страсть превратила его в осла. Поэтому, посовещавшись, парни решили вырвать его в Моздок. Придумали легенду, по которой каждому, срочно нужно было попасть туда. Конечно, Ильдар поддержал кампанию. Он и так ходил как зомби от недосыпания.