Страх и ненависть в Моздоке

Арман Казанчян
(На самом деле, меня немного удивляет, почему так часто читается этот рассказик! Как мне кажется, многих интригует само название, а по сути... это ж такая хрень! Но,  если так нравится - наслаждайтесь! Мне без разницы.)

Моздок интересный город. Для меня он разделился на две части. Если ехать по главной дороге города, то рано или поздно наткнешься на пьедестал с истребителем. Так вот, если встать лицом к памятнику, то слева пойдет дорога, которая приводит мою память во временный штаб МВД России по ЧР. В то время вдоль этой дороги располагался банк (не помню названия). Справа от самолета проходит центральная дорога города, немного проехав по которой, можно увидеть гостиницу «Моздок». Которая окажется как раз с левой стороны дороги по ходу движения. А если повернуть в ее сторону и проехать прямо, то опять наткнешься на штаб только с торца.

Знаменитым, Моздок стал благодаря своему расположению. Стратегический город для дислокации войск, относительно Чечни. В остальном город как город. Небольшой спокойный городок. За исключением одного -  постоянно проходящий поток высокооплачиваемых военнослужащих.

В один прекрасный день, люди проснулись, так и не заметив, что этот поток сумел отравить их души и сердца. И понеслось маски шоу местного разлива, которое отразилось на ценообразовании во всех сферах торговли. Стоило появиться небольшой кучке людей в форме, не говоря о колоннах, как цены в два-три раза взлетали вверх даже у бабулек с семечками. Видимо местное население не понимало или не хотело понимать КАК достаются эти деньги! Рано или поздно, всему есть предел. Так оно и случилось.

Оставшись один, после отъезда Сереги, я проводил свои дни в обществе Мусы. Да и он,  честно говоря, был одинок. Поэтому мы, не сговариваясь, объединились в небольшой коллектив. Мы гуляли по Моздоку, много и долго разговаривали. Он знал, что я скоро уеду в Гудермес и готовил меня для жизни среди чеченцев. Для правильной жизни среди мусульман, озлобленных войной.

Как показывает практика, среди хаоса выживает сильнейший. Причем  сильнейший как идеологически, так и плюющий на любую идеологию. Первые, живут в своем мире и придерживаются определенных правил, вторые – живут ближе к нам и им, наплевать на все правила.  По закономерным правилам причинно-следственных случайностей моей судьбы,  мне довелось встретиться со всеми «представителями» хаоса жизни.

А пока, Муса и я тихонько хандрили. Как-то выпив пивка, он мне признался, что хочет девушку. Как бы это сказать… он не хочет ее в обычном, классическом варианте – слишком стар для такого.

- Я хочу, чтобы она сосала, понимаешь?!
- Давай снимем кого-нибудь!
- Это тебе легко кого-нибудь снять. Ты молод, а я уже стар.
- Зачем так? Не такой  ты и старый! И потом, твоя старость имеет небольшое преимущество перед моей молодостью – у тебя есть деньги! Я думаю, тебе  нужна  проститутка. 
- Да, вот это мне подходит.
- Ну, так это я тебе легко организую.
- Мне неловко самому это делать, понимаешь?
- Да о чем ты, Муса! Я все сделаю!
- Я за все заплачу, хочешь, в сауну пойдем? Ты себе тоже закажи девочку, а хочешь – двух сразу!
- Муса, я не хочу. Закажем для тебя и все. Я лучше попарюсь нормально. Заказывай сауну, я пошел искать сутенера.

Искать сауну долго не пришлось, ближайшая  находилась в гостинице «Моздок», в которой Муса жил последнюю неделю. Не помню точно этаж, на котором находился его номер, по-моему, третий. Номер одноместный, но кроватей почему-то две. Попариться мы решили вчетвером, все-таки, Муса настоял на своем. Ему было неловко одному.  Пришлось мне заняться этим вопросом, и я отправился вызывать такси. Я наткнулся на Андрюху,  таксиста, прямо около входа в гостиницу. Мы договорились с ним на вечер. Причем так, что бы он привез их сам, мой вкус он знал (Мусе все равно). Договорились на вечер, но вечером все круто поменялось.

Я привык к обилию людей в форме и не обратил внимания на то, что людей в форме стало вдвое больше. А в городе, в отличие от меня, сразу просекли вариант подзаработать и отпустили цены в полет… тем самым, отрезав себе всякий путь к отступлению.

У нас началось с облома сауны. Наш заказ накрылся. Когда мы с пивом и в ожидании девочек спустились вниз, вся парная была забита голыми мужиками, которые хотели помыться и буквально на ходу пили пиво. Мусса, сильно  расстроился и пошел в номер. Я не мог уйти, договор был привезти девочек в сауну, там и пришлось ждать. Я думал, встречу их и отведу в номер.  Пока я ждал, я перепарился, по-моему, с ротой бойцов и напился в хлам. Я так нахерачился, что  еще чуть-чуть и меня увезли бы как своего. Короче, когда я вылез, с этой толи парной, толи пивной, на улице уже стемнело. Я буквально повис на перилах и на бровях полез по лестнице в номер.

В номере никого не было. В голове туман и только уже собрался прилечь, когда заговорил Муса. Я чуть не обделался от неожиданности.  И чуть не обделался во второй раз, потому что голос слышал, а его не видел. Муса стоял около окна за занавеской и смотрел куда-то на улицу. Окно выходило на центральную улицу, но высокие деревья закрывали большую половину вида и особенно, то место, откуда шел шум. Там, на улице, что-то происходило. Я не стал долго ломать голову и выворачивать шею просто открыл дверь и вышел на балкон.

А там …. через дорогу, немного правее нашему взору открылось такое…. Не помню, там рынок у них что ли, или его импровизация, короче там федералы нагибали всех подряд…. Мужики, бабки, женщины – все были окружены и зажаты в кольцо. Людей усадили на корточки и что-то им кричали, отчаянно жестикулируя и разбрасывая при этом деньги. Некоторым засовывали их в рот, женщин били пачками по лицу. Это было что-то. Четверо мужиков висели на машине, причем по двое с разных сторон Уазика и держали друг друга за руки. Фактически один держал другого. При попытке ослабить  «союз» – получали прикладом оба. Такая вот командная игра под названием ласточка (это я позже узнал).

Конечно, игра закончилась раньше, чем предполагалось. Кто-то из федералов не выдержал, и началась стрельба, паника, всех положили лицом в асфальт. Когда крики и стрельба немного поутихли, бойцы продолжили свою воспитательную программу. На этот раз перекинулись на ларьки и перебили стекла, оторвали двери и выгребли все, что попалось под руку. Особо крикливым, заткнули рот деньгами.

Странно, но никого не избивали. Вообще все выглядело очень странно, да еще в Моздоке. Я спрашиваю, что происходит, Муса? Или пока я там парился, в Моздоке война началась? Что за херня твориться в центре города? Толком, он мне ничего не объяснил, сказал что вздремнул, проснулся от одиночных выстрелов, как раз перед моим приходом и знает не больше моего. Я решил спуститься вниз и выяснить, что вообще твориться. Мусса не мог так рисковать, он без документов и чеченец. А я, пьяный, без мозгов и тут такая возможность хапнуть адреналина. Короче я пошел.

Мусса не удержал бы меня, и поэтому не стал, попусту терять время. Да и потом, не в этот раз, так в другой ты подставишься, попадешь. Для меня, в этом «возвышенном» состоянии не имело значения вообще ничего.

Спускаюсь вниз. В фойе интересуюсь – что  происходит. Никто толком не знает. Выхожу на улицу, там суета, беготня, разборки. У входа стоит Андрюхин зеленый москвич, сам он сидит неподалеку в окружении еще двоих таких же таксистов, присевших на корточки и руками за головой. Напротив них стоят два бойца и пьют. Третий сидит перед таксистами и держит их в прицеле пулемета (РПК). Не жду, пока меня заметят (тем более уже поздно) и подбегаю к таксистам с криком - ну че, довые…. пид….! Не хрен было так цены загибать!

А у меня был уже нехороший инцидент с одним таксистом. Там пешком-то идти минут десять, считая ворон и кланяясь каждому столбу, а таксист потребовал с меня двести рублей. Тогда первый раз у меня крышу сорвало. Я отказался платить такую сумму, максимум полтинник. Мы с ним сцепились, набежала куча осетинов. Я не ожидал такого от себя, будучи в трезвом уме и твердой памяти, я первый раз в жизни передернул затвор и навел оружие на человека.

Нужен был только толчок, и я нажал бы... бля, когда толпа давит на тебя с ненавистью в глазах и готова тебя порвать – это жестко. Еще чуть-чуть и я нажал  бы…   Толпа видит то, что ей показывают, а я показал свое смятение, они прекрасно поняли, что человек умеет стрелять, но он не управляет оружием, и может наделать непоправимое. Никому не хотелось быть первым, кого срежет очередь. Я же, лихорадочно думал, что если выстрелю в воздух – меня закатают в асфальт. Выстрелю в асфальт – там рикошет, случайные жертвы и опять меня закатают в асфальт…. смятение…. а сзади находился госпиталь, словно злая ирония.

Я всего лишь проехал от самолета до госпиталя, кто знает это расстояние, тот поймет, о чем я. Напротив госпиталя тоже рынок. У меня не было выхода никакого. Я сам себя загнал в угол, и мне пришлось идти на все, с одной мыслью – только не стреляй, только не стреляй… я начал орать на них как сумасшедший, что еще в тот раз им говорил  -  когда-нибудь, кто-нибудь заставит вас отработать эти деньги так же, как они достаются реально! Я крикнул, что готов заплатить таксисту в два раза больше, но он прямо сейчас начнет их зарабатывать под пулями…

Перевод внимания с толпы на конкретную личность позволил всем включить заднюю….особенно мне. Короче разошлись мы, только без автомата я больше вообще не ходил никогда и нигде, и другие вещи держал при себе. Но к оружию начал относиться по-другому. Оружие - это всего лишь палка, мы, люди - мы и есть настоящее оружие!

Теперь, походу местные барыги, нарвались серьезно… но Андрюху надо было вытаскивать из дерьма. Он не гнался за баблом и брал за свои услуги  правильные деньги. Вот это я и начал объяснять солдатам. Пришлось выпить какого-то пойла с ними, за память о погибших. Они мне и рассказали, что происходит в городе. Как я и предполагал, увидев, что в город заехала очередная колонна с людьми в форме, торгаши подняли цены в два раза, даже не постеснявшись ценников на витрине. Не нравиться – иди, покупай, где хочешь! Парни возвращались домой, так и не поняв, что они делали в Чечне. Некоторые прошли первую компанию и тут на тебе – вот что их ждет в мирной жизни –алчность  и зависть к их заработанным деньгам. Они и сорвались.

Я не вникаю, сейчас, в моральный облик военнослужащих и реальный мотив поступка. Мне интуитивно понятна жестокая сущность обезумевших и озверевших военных дядек, т.к я  сам в прошлом обученный федерал, я понимаю суть происходящего в психологии солдата нашей "великой страны" - "великих идиотов". Это, может оказаться жестким и не укладывающимся в привычное сознание рядовых обывателей. Невозможно передать в двух словах, что твориться в головах, в которых стерта грань реальности и на первом месте стоит агрессия – как, источник наслаждения от самой агрессии по отношению к себе подобным.  Это наркотик – вседозволенное, безнаказанное упивание  унижениями другого, прикрытое чем угодно, любым мотивом. Для прошедших и вкусивших такой адреналин, достаточно небольшого толчка и они начнут действовать.

В этот день они трахнули весь город. Причем вместе с проститутками. Сутенера, после этого случая я вообще не видел больше. Видать мозги ему вправили хорошо. Пока мы стояли и пили, бойцы перевернули весь рынок и начали разворачивать оборону. Вся городская милиция, ОМОН и прочие правоохранительные организации оцепили центр города и начали что-то толкать федералам. Федералам, которые и без того еле сдерживались от подлости мирного населения, которому они присягали в лице России…. их мозги просто полетели.
 
Фактически, они были правы. Местному ОМОНу и ментам было не в однозначной форме разъяснено, что если они сейчас не уберутся то Моздоку ****…. Они сейчас разберутся со всеми по-своему, за все заплатят и уедут без жертв. Если нет, то….. Дальнейших объяснений не потребовалось, и пока населению преподавали урок уважительного отношения к людям в военной форме своей страны, ни кто из представителей местной власти не решился вмешаться в сложную ситуацию.

Закончилось тем, что один из ларьков, краном, погрузили на грузовик и колонна продолжила свой путь. По-моему, в газетах писали про этот случай. Только не в таких подробностях. Правда я и сам всех деталей не знаю. Это то, что я мог наблюдать лично и узнал со слов троих солдат. Троих грязных, уставших, черных солдат. Когда они улыбались, то ничего не менялось, у них зубы были чернее, чем лицо.

Я не знаю, что мы пили тогда, потом это все вышло из меня оттуда же откуда и вошло, когда мы с Андрюхой отъехали. Тем двоим таксистам, разломали машины, пробили колеса, вынесли стекла.

Один прикольный момент все же был. Пока мы пили, разговаривали и смотрели, как развиваются события к нам подъехал Уазик. Без крыши, с дугами, на литых дисках и весь в закамуфлированной аэрографии. За рулем сидел боец с такой довольной улыбкой, как у кота. Сзади него сидели притихшие проститутки с выпученными глазами. Вот тогда до меня дошел масштаб погрома в Моздоке. Проститутки видать пожадничали, переборщили с прайсом, и их отымели бесплатно. Они сидели как кильки в банке, боясь шелохнуться. Наверное, подсчитывали убытки и проклинали сутенера.

Но жизнь продолжается. На следующий день проблем уже не было. Барыги, погрустили и принялись за старое, с некоторой опаской поглядывая на людей в военной форме. Потом и вовсе осмелели. Жизнь продолжается.