Моздок

Арман Казанчян
Первые дни.

Так уж получилось, будто насмешка или сбывшееся ироническое предсказание двух Волгоградских взяточников. Кадровиков,  в очередной раз, указавших мое истинное, собачье место в этом мире. Нельзя, конечно, по одной ситуации судить в целом про все. Но, практически все, в моей жизни, происходило и происходит по этому сценарию. Любое начинание достигается конечного результата путем выстраданных действий в этом направлении. Все, чего я достигаю, происходит не с парадного входа, а с поиска лазеек в бетонных стенах людских стереотипов.  Я понимаю, что я не одинок в этом, нас целая страна, целый мир. Мое место при таком раскладе не самое последнее и жаловаться на свой крест, очень несправедливо по отношению к другим более обделенным судьбой. А если посмотреть со стороны, на все происходящее, то  все вполне закономерно и стонать по этому поводу не стоит.

Моздок, 1 марта 2000г. Не хочу утомляться пересказом моего приезда и трудоустройства в МВД Чечни. Я опущу все, что с этим связанно. Ни к чему это, главное – я новый сотрудник министерства. Формы у меня нет и получать ее я особо не стремлюсь.  Благо ситуация пока позволяет, формы моего размера, на складе  просто нет.  Как нет, в нашей стране, людей роста метр семьдесят. Я вообще хочу ее заказать индивидуально, поэтому не спешу. Конечно, кое-что мне выдали, из того что было на складе, это ремень и ботинки. Было у меня желание одеть то, что выдали и прийти на работу в трусах, в ремне и в ботинках. Но это я просто так, к слову. Позже, мне выдали обычный армейский камуфляж, не вечно же мне мозолить глаза начальству своими синими джинсами и белым свитером. Весна 2000г позволяла ходить именно так. В Волгограде все еще лежал снег и вовсю дул холодный ветер, а в Моздоке,  набирала обороты  весна.

Спустя неделю, я уже работаю в милиции в качестве стажера. Я сижу за компьютером и  составляю элементарный  список в программе word, куда  вношу  единицы изъятого или добровольно выданного оружия из Чечни.  Рядом со мной, находиться мое оружие. То, что я делаю, никаким боком, не относиться к моей непосредственной работе, но меня попросил мой наставник и покровитель. Будь у меня даже  объективный  выбор отказать ему, я бы этого не сделал.  Пришлось осваивать программу по ходу работы, а это эффективнее всего, иногда. Когда список был готов и отсортирован по виду оружия и прочему, я решил сравнить имеющиеся данные с данными оружия находящегося в  картотеке МВД. Доступ к ней, лично мне, оказался на редкость простым и доступным, а результат оказался очень интересным. Получалось, что  многие боевые единицы, а именно автоматическое оружие, были или украдены  из воинских частей или числились пропавшими в боях. 

Это, что выходит, мы воевали сами с собой, что ли? Но главное мое удивление, вызвало не это. В течение месяца (пока я занимался этим поручением),  нам постоянно привозили все новые и новые ящики с изъятым  оружием. Я методично вносил в список серийный  номер оружия  и неважно, что еще, а затем оружие забирали и отправляли на уничтожение, куда не знаю. Однажды, я что-то нахимичил в таблице и мне понадобился отпечатанный список для уточнения и корректировки с электронным. Я был немного удивлен, что некоторые номера из списка повторились.  Я подумал, что где-то сбился, все перепроверил, результат оказался тем же. Некоторые номера опять повторились. Сначала, особого значения этому я не предал. Просто решил перепроверять самого себя каждый раз при поступлении новой партии конфиската.  Вот тут, мое удивление переросло в недоумение.

Скажу сразу, таким образом, единицы выводились из-под учета, какой  бы странной и не логичной  не казалась бы  такая форма хищения. На самом деле, все очень логично. Особенно, это касалось пистолетов. Я опишу  эту схему до определенного момента, хотя,  в масштабах нашей страны несколько единиц незаконного огнестрельного оружия находящегося в одних руках разных людей, может не иметь смысла. Те, кому реально нужно оружие, они его всегда найдут.  Но, я точно знаю  одно – это, выведенное из-под учета оружие – сейчас  на руках.  А в масштабах одной, конкретной человеческой жизни – это может иметь очень большое значение. Рано или поздно, оружие обязательно должно выполнить свое предназначение. И оно выполнит. 

В общем, все происходило следующим образом. Первый этап – официальное изъятие или сбор, или находка на поле боя, или где угодно и как угодно. Оружие и взрывчатые вещества, ножи и охотничьи ружья, или что осталось от перечисленного,  регистрируют и  на месте составляют опись,  оно никуда уже не исчезнет, не считая те стволы, которые вообще не указали. Все что не указывается на месте, скорее относиться к числу скрытых единиц во время  находок, но не обязательно,  что именно так. Второй этап – все  в ящик и отправка в МВД. Там под роспись, принятие и регистрация в учетной таблице. Через некоторое время, ящики забирают. Перед этим сверяют со списком и опечатывают. Все происходит,  опять же под роспись. А вместо внесенных в реестр,  привозят новые.

В чем тут суть, почему некоторые номера повторяются? Ведь каждое оружие имеет свой серийный номер, а в каждый ящик я вкладывал отпечатанную опись с нумерацией.  Где здесь логика, ведь получается, что наоборот появляется лишняя единица, вместо того, чтобы исчезнуть учтенной?  Логика все же есть. Но я, ее раскрывать не стану. От себя добавлю только одно, в нашей стране, у каждого шустрого солдата, офицера или просто человека, имеющего доступ к случаю, есть свое неучтенное оружие. Такая возможность есть у всех, оказавшихся в нужном месте и в нужное время … случайно.  Последствия войны, а на самом деле, человеческий фактор и никуда от этого  не денешься.

Работа по учету  изъятого оружия, была закончена, ну, а  я поневоле успел вникнуть и понять суть аферы, информация о которой была мне не нужна. Мне дали отдышаться пару дней  и сразу подключили к следующему делу. В республике началась крупномасштабная работа по обеспечению безопасного проведения предвыборной кампании депутатов. Я опять принял в ней активное участие. Не такое как с оружием, но после первого безвылазного месяца из подвала штаба  МВД в Моздоке, я первый раз поехал в Чечню. Это незабываемо.

Понять где заканчивается граница с Осетией и начинается территория Чечни с непривычки удается не сразу.  Ведь, есть еще третья граница, небольшой аппендицит Ставропольского края, который пересекает обе границы. Небольшая деревенька, в которой в последний раз видишь огромных, лопоухих свинушек. И все же понять границу, точнее реально увидеть, очень легко.   Я бы сказал очень наглядно. Там, где на железнодорожных столбах и вообще на столбах  заканчиваются провода – там начинается Чечня. Слева и справа, можно увидеть останки, остовы военной техники и полуразваленные здания. На дорогах, поток машин, резко сокращается и сразу видно, что по республике перемещаются, в основном федералы или менты. Гражданские, встречаются реже.

Наша группа, из пяти человек, курировала Надтеречный район республики. На  служебном уазике, (подпольная кличка – «Титаник»), мы совершали ежедневные поездки в  подшефный город. Кстати, в Науре находился отряд милиции из города Ростова-на-Дону. Мелочь, но приятно еще раз послушать необычный говор Ростовских ребят. Про саму работу, которую мы выполняли, говорить неинтересно, а вот про один случай есть что рассказать. Начну с «Титаника».

«Титаник».

«Титаник» - тентованный уазик синего цвета, совершенно новый, присланный из Москвы и являющийся служебной машиной моего наставника. В задней, левой дверце отверстие от выстрела огнестрельного оружия, предположительно калибра 5,45. Причем, судя по характеру входного отверстия, выстрел произведен изнутри машины.  В министерстве, нет оружия подобного калибра, автоматы калибра 7,62, пистолеты – 9мм, а может, просто  я не в курсе. Долго голову над этим никто не ломал, всех заинтриговало, кто стрелял в дверь изнутри, зачем? Иногда подшучивали, что кто-то с перепугу или с подпития, от страха, пальнул в дверь. Это так и осталось загадкой для всех. На машине, кроме нас, никто не ездил. Ее получили новой и никому не давали.

Машина, демонстрировала чудеса живучести и выживаемости. Даже масло в двигателе, залитое на заводе,  не поменяли еще, так как машинка не прошла положенную обкатку. Впрочем, это не мешало нам издеваться над ней. Как-то раз,  стрелку спидометра мы умудрились заложить до максимума. Все наши эксперименты над уазиком вызывали у нас  новые приступы изумления и восхищения машиной. Однажды, проезжая по мосту, мы чуть не свалились с него, благополучно избежав падения и немного придя в себя, кто-то пошутил, что уазик и там бы  не заглох,  да и поплыл бы по воде.

Конечно,  нам логичнее было бы назвать его в тот день «Непотопляемый». Но, шутя, смеясь и выдумывая различные небылицы и фантазируя в дороге,  мы все перевернули с ног на голову. Никто специально не придумывал прозвище машине, поэтому, каким боком к машине прочно прилипло нелогичное прозвище «Титаник», я не помню.