Маркс сосватал...

Гавриил Иваниченко
Закончился первый семестр моих  занятий в Медицинском институте. Позади первая сданная сессия. Радовало, что всё прошло хорошо – стипендия есть! Настроение – отличное! Впереди зимние каникулы…  Новогодние Праздники…

Город – в снегу. Сугробы по пояс. По сложившейся традиции после обеда вышел пройтись в центр. Обычно договаривались заранее – куда пойдём. Выбор – небольшой. Пойти в кино «Великан»? Или в один из двух других кинотеатров? Или – в оперетту? Прослушать концерт гастролирующих артистов?

Заранее билеты не брали принципиально. Была примета – возьмёшь  билеты заранее, и как бы не провалить экзамены! А потом – рассчитывали – авось повезёт, возьмём билеты!

Покупать билеты в кино шли целой гурьбой. Давали деньги одному, самому крепкому  и общими усилиями проталкивали его к кассе, лишь бы руку мог протянуть в окошечко, и он брал билеты на всю компанию. В одиночку нечего было и думать купить билет.

Трамвайные пути занесло снегом. Пешком вышел на Красную – главную улицу. Тротуары уже расчищены, улица полна молодёжи – студенты весёлые, экзамены позади. Шутки, смех.

Подошёл вовремя на обычное место нашей общей встречи. Лёнька, Толик уже пришли. Вот появился Игорь в шикарной форменной шинели с погонами – он учится в Нефтяном институте в Грозном.

Подошли сокурсницы – Клава, Валя, Клара. Стоим на углу, возле ресторана «Центральный», но денег на ресторан у нас нет! Зато настроение хорошее! Пошли гурьбой к кинотеатру «Великан».

Окошко кассы открывается прямо на улицу. Перед ним огромная толпа, бурлящая возле кассы. Билеты продавали уже на 22 часа, а было только 17 часов. Если и купим билеты, то что делать 5 часов – до 10 вечера? Мороз крепчал, и наша компания раскололась.

Клара увела целую толпу с собой, домой – пить чай, греться. Остались самые стойкие – Толик, Лёнька, я, Игорь,  Клава, Валька и ещё пара девчонок. Не хотелось расходиться по домам…

Решили пройти по улице Красной ещё раз.  Направились в сторону библиотеки Пушкина. Остановились перед её внушительными колоннами. И тут холод нас окончательно достал! Само собой родилось предложение – зайти погреться в библиотеку. С шутками и смехом свернули в её подъезд.

Вахтёр решительно потребовала читательские билеты. У нас их не было. Соврали, что мы все идём записываться в библиотеку. И вахтёрша пустила нас в вестибюль. Передала из рук в руки дежурной библиотекарше. Студенческие билеты были при нас, но без паспортов – она не соглашалась нас записывать.

И тут кто-то из нас неожиданно  выпалил:
- «Нам нужно срочно прочитать «Капитал» Маркса! Завтра у нас зачёт, а в библиотеке нашего института  «Капитал» - нарасхват! Нам – не досталось! Помогите!»

Библиотекарша обалдело смотрела на нас. А мы изо всех сил старались сохранить серьёзное выражение на лицах…  Ведь невозможно было представить абсурдную ситуацию, что «Капитал» Маркса – нарасхват! Смех и только…

 Так и тянуло рассмеяться, но мы держались  и продолжали жалобно уговаривать библиотекаршу… И она - сдалась… Выписала нам читательские билеты и подала в книгохранилище заявку на «Капитал» Маркса для каждого из нас. Осталось – поблагодарить её.

Оставили пальто в раздевалке. В огромном читальном зале тепло и тихо. К нашему удивлению, несмотря на вечер, снежные заносы и трудности с транспортом, большинство столиков занято читателями –  молодёжь и пожилые люди. Уютно горели настольные лампы.

Библиотекарь выдала нам книги.  Ничего не оставалось, как выбрать место в уголке зала, где мы и устроились всей компанией. «Капитал» был толстый, да ещё в двух томах. Мы сдвинули стулья в кружок и шёпотом комментировали свой визит в библиотеку.

Всё было так неожиданно… Такие смешные повороты ситуации… В конце концов, не удержавшись, мы прыскали от приглушаемого хохота, зажимая рот рукой. Люди стали оглядываться. Библиотекарь, сидя за своим столом, покачала нам головой.

И, наконец, мы взяв  себя в руки, стихли, стали листать «Капитал». Нам действительно дали задание прочитать его, мало того – законспектировать! Наконец, вспомнили об этом…

Отогревшись и насмеявшись, решили завтра взять тетради, ручки и начать конспектировать.  На улице уже было совсем темно. Снова пошёл снег. В свете уличных фонарей снег сыпал большими хлопьями. На ветвях деревьев лежали целые сугробы. Трамваи ходили плохо, и мы отправились пешком по домам.
 
На следующий день возле библиотеки собралась наша компания. С тетрадками пришло человека 4, они то и пошли конспектировать.

Мы с остальными посчитали, что поняли смысл книги ещё вчера, прочитав замечание Маркса о том, на какие гадости способны пойти люди в зависимости от процента дохода. Многие способны  предать родных -   мать и отца – не только за большие деньги, но и за пустяк! Сначала не верилось, а потом стало жутко! Вон – Павлик Морозов – вообще даром, без денег  предал отца… Жуть!

Каникулы прошли весело и быстро. На экзамен по «Капиталу» я пошёл с чужим конспектом, листы которого пожелтели от времени, по нему сдавало экзамен много поколений студентов. Заменил только обложку, написав своё имя. Но преподаватель конспект не проверял – зная студенческие проделки, он был снисходителен.

Толик ходил в библиотеку конспектировать «Капитал» вместе с однокурсницей Таней. То ли им был «Капитал» интересен – что сомнительно, так как невероятно скучно его читать, то ли – их влекло друг к другу – не ясно. Однако, в результате «конспектирования» – после первого курса они поженились. Как все на курсе говорили:  «Маркс их сосватал»…

Через много лет пришлось убедиться, что Маркс был во многом прав - действительно в период «перестройки» нашлось немало таких, кто  буквально «продал» и отца,  и мать, ограбил стариков, свой народ и страну, навеки проклят за сотворённые безобразия и преступления.