Валерий гордиенко у нашего города есть перспективы

Ольга Фокина Усть-Илимск
Директор филиала Сибирской академии государственной службы, кандидат психологических наук
ВАЛЕРИЙ ГОРДИЕНКО:
«У НАШЕГО ГОРОДА ЕСТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ»

8 февраля в России отмечается День российской науки. Многолетняя традиция отмечать отечественные научные достижения в России прервалась, к сожалению, в начале 90-х годов и была возобновлена только указом президента от 7 июня 1999 года «Об установлении Дня российской науки». Согласно этому указу дата 8 февраля выбрана не случайно. В далеком 1724 году именно 8 февраля была учреждена Российская Академия Наук. Во все времена наука являлась мощным ресурсом экономических преобразований, важнейшей составляющей национального богатства, движущей силой технического прогресса. О том, какого развития наука добилась в маленьких провинциальных городках, и какие есть перспективы ее развития в нашем городе,  читателям газеты «Кстати» рассказал директор усть-илимского филиала Сибирской академии государственной службы Валерий Гордиенко.

-Валерий Николаевич, насколько нам известно, Вы неравнодушны к наукам, занимаетесь изучением наук на серьезном уровне. Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете состояние и развитие современной науки, особенно в маленьких провинциальных городках?

-Какой глобальный вопрос! Дело в том, что наука делится, условно говоря, на академическую и ВУЗовскую, поэтому, если говорить о развитии какой-то науки конкретно в нашем городе, то мы можем говорить только о науке в рамках филиалов. Сложно говорить о развитии науки в рамках города, потому что она замыкается на личностях, т.е. преподавателях, которые проявляют интерес к занятиям наукой, но, как правило, это все носит квалификационный характер, т.е. написание и защита диссертаций. В любом случае каждый человек, который в рамках ВУЗа работает над какими-то научными исследованиями, тем самым вносит свой вклад в развитие науки. В таком случае здесь было бы уместно и раскрыть само понятие «науки»: наука, в широком смысле, - способ познания, система знаний в окружающем мире. В современном мире наука выступает как социальный институт. Сфер приложения научного познания много: классическое естествознание (физика, биология, астрономия), гуманитарное познание (история, социология, политология, лингвистика, филология), научные разработки каких-то новых технологий для разных отраслей. Но кроме того деления, которое я уже упомянул, наука еще делится на фундаментальную (теория, знание) и прикладную (разработка новых технологий, новых подходов в инженерии, технике, в т.ч. и гуманитарные технологии).

-Действительно, в рамках нашего города сложно говорить о развитии науки, но все-таки что конкретно, на Ваш взгляд, мешает развитию науки в нашем городе, и стоит ли ожидать хорошие перспективы?

-Чтобы говорить о развитии науки в масштабе, объективно нет условий. Во-первых, в рамках науки мы говорим о таких понятиях как «научная школа», т.е. лидер, вокруг которого возникает группа соратников, которые целенаправленно и систематически занимаются разработкой какой-то проблемы. Но появление научной школы – это всегда длительный и сложный процесс. Филиалы нашего города достаточно молодые, но, возможно, где-то в перспективе и возникнет научная школа.

-Будем верить в лучшее, но сегодня возможно ли современным студентам получить какую-либо ученую степень в филиалах ВУЗов провинциальных городов?

-ВУЗовская наука достаточно специфична, потому что преподаватель совмещает свою основную преподавательскую деятельность с научными разработками. Как правило, при ВУЗах и при научных организациях существуют аспирантуры, докторантуры и диссертационные советы, которые занимаются присуждением ученых степеней. У нас в городе нельзя получить ученую степень, потому что ни в одном из филиалов нет ни аспирантуры, ни диссертационных советов, они и не предусмотрены в рамках филиалов, потому что филиалы – это структурное подразделение ВУЗов. Как правило, в тех головных ВУЗах, чьими филиалами мы являемся, такая система существует, в них есть  наука и традиции. В головных ВУЗах есть не только ВУЗовская наука, есть и академическая, но по тем направлениям, которыми эти ВУЗы занимаются. Допустим, если говорить о СИБАГС (Сибирская академия государственной службы), то в академии есть аспирантура по социологии (многоотраслевая современная наука), экономике, есть совет по защите кандидатских и докторских диссертаций; в Восточносибирской государственной академии образования (ВСГАО) тоже есть такая система, но по социологии и педагогике; Сибирский федеральный университет (СФУ), вообще, крупнейший ВУЗ, в котором много направлений деятельности, есть серьезная научная база; Братский госуниверситет, в первую очередь, развивает инженерное направление, технические профили, лаборатории. При желании любой человек может пройтись по сайтам головных ВУЗов и сформировать свое представление о них. Если говорить о тенденции в разрезе политики государства в настоящее время, то как раз речь идет об усилении именно ВУЗовской науки за счет ее сближения с академической. Что касается академической науки, то она представлена научно-исследовательскими институтами (НИИ), есть сибирские отделения наук (в Новосибирске, в Иркутске и т.д.). Это достаточно сложный, многогранный, социальный и профессиональный институт, который занимается фундаментальными разработками по совершенно разным отраслям. В стране ежегодно защищается около 35 тысяч кандидатских диссертаций и примерно 4 тысячи докторских, поэтому у людей, которые стремятся заниматься наукой в глобальном смысле, есть возможности. Желающие могут ознакомиться с отраслями научного познания (а их около ста) на сайте ВАКа (высшая аттестационная комиссия, которая выполняет надзорно-контрольные функции, выступающая в качестве эксперта в окончательном утверждении или отклонении решений диссертационных советов, именно ВАК определяет, есть ли в работе вклад в систему научных знаний. Также информацию по отраслям можно посмотреть на сайте РГБ (российской государственной библиотеки).

-Что ж в таком случае возможно и у нашего города есть научное будущее. Но все-таки отойдем немного в сторону от темы науки, и вернемся к тем, кому в будущем и заниматься ее развитием, - поговорим о современных студентах. Скажите, Валерий Николаевич, а какими Вы видите современных студентов, чем на Ваш взгляд они отличаются от студентов других поколений?

-Мне сложно говорить о различиях в поколениях, хотя я работаю преподавателем с 1998 года, уже тринадцать лет. За это время поколение не сменилось. Студенты во все времена были студентами, это особый возраст, вид деятельности обучения, получения образования и знаний. Но, конечно, время меняется, и молодежь меняется, и студенты меняются. Любое поколение – оно другое, не лучше, и не хуже предыдущего и будущего. Для современных студентов возможностей учиться гораздо больше, их процесс обучения может быть менее затратным по поиску и скорости обмена информацией, т.к. появился Интернет и электронные ресурсы. В то время, когда я был студентом, было сложно найти определенные книги. Другое дело, что современные студенты не всегда могут эти возможности оценить и правильно воспользоваться ими. А вообще студенты – интересный народ. Люди, которые работают в ВУЗе, просто обязаны жить, что называется, «в ногу со временем», потому что, если не будешь соответствовать времени, то не будешь интересен студентам как источник знаний и опыта. Могу сказать, что все лучшие традиции, которые изначально были заложены в нашем филиале, сохранены и приумножены. Мне досталось хорошее наследство, возглавить которое для меня было настоящей удачей. Филиал достаточно своеобразный в плане специфики своего содержания. Хотя сравнивать филиалы нашего города сложно, потому что нет единого критерия: мы разные по своему направлению, содержанию. Мы можем сравнивать филиалы одного профиля, а в нашем городе каждый филиал занял свою нишу, был ориентирован на своего абитуриента, на определенную профессию. У нас в филиале хорошие традиции, камерный коллектив, интересная и насыщенная студенческая жизнь, семейная и дружеская обстановка, комфортные условия, студенты образованные и культурные.


-Возвращаясь к тому времени, когда Вы сами были студентом, скажите, а  с чем связан выбор именно такого профессионального пути?

-На самом деле, свой выбор я сделал еще в школе: мечтал быть учителем истории. Меня как школьника очень сильно впечатлял этот предмет. Это было интересно. Но после школы я пошел в армию, потом работал. Уже в зрелом возрасте, решая вопрос, какое образование получать, выбор был однозначен – педагогическая деятельность. В то время только открыли специальности и факультеты психологии. В СССР таких факультетов было порядка пяти: Москва, Петербург, Харьков, Тбилиси, Минск, т.е. в столичных городах, причем не во всех республиках. Новая специальность интересовала людей, было любопытно узнать: а что такое «психология»? Вот и сегодня моя деятельность связана с образованием и педагогикой, психологией и общением с людьми. Кстати, именно на работе познакомился со своей будущей женой Татьяной, преподавателем английского языка. Сегодня у нас растет замечательный сын Андрей, которому уже десять лет. Во все периоды своей жизни я всегда старался придерживаться одного интересного выражения, которое услышал от знакомого: «Хорошо там, где мы есть».

Беседовала Ольга Фокина