Собака бога

Мик-Новосёлов
          История эта произошла в одном таёжном поселке. В тот год мы загоревали, наш пёс Курган пропал. Как в посёлке без собаки? Курган был любимцем. Щенком привез его отец от таёжного отшельника деда Юдина, который скрещивал красного волка с собакой – хотел вывести злого и послушного пса. По какой–то причине Курган ему не понравился, и он отдал его моему отцу.  В тот же день вечером к нам зашёл Николай друг отца (старый охотник – нивх). Посмотрел он на беспомощного щенка с рыжими подпалинами, поцокал, а потом сказал:
- Хорошая собака будет, однако.  Курган назови. Я удивилась:
- Почему Курган?
- Курган - это по-нивхски, а по-русски - собака бога. 
 Нивх выучил его танцевать под губную гармонику, и божественный щенок, пока был маленьким, развлекал нас.
Отец и старый охотник часто вместе охотились, Охотник брал надёжную собаку Лакана, а отец стал брать в тайгу Кургана, когда он подрос. Всё чаще нивх, возвращаясь с отцом из тайги, цокал языком,  и говорил, глядя на Кургана:
- Хороший охотник, умный пёс, не удержишь, однако.
- Отчего же, - отвечал отец, - ещё как удержу!
 Старый нивх только качал головой. Отец  злился и, желая подразнить охотника, говорил:
Сам-то  свою Лоханку смотри удержи. Охотник возмущался:
- Почему Лоханка? Лакан – собака ветра.
Отец не унимался:
- Что ж ты суку мужским именем назвал. Лакан - мужское имя,  а Лоханка как раз женское.
Нивх злился и уходил. Курган тоже обижался на отца и уходил провожать охотника.
Когда  Курган возвращался, отец уже беззлобно говорил псу:
- У-у,  предатель, бросил меня.
 Курган внимательно смотрел на отца, будто хотел сказать: «Сам-то хорош, друга своего обидел зря». Утром нивх приходил к нам домой,  друзья мирились.
Несмотря на свою молодость, Курган становился серьёзным псом. Он заставил поселковых собак уважать его. А после одного случая приучил местных пьяниц приходить только трезвыми к нам домой. А было так. Местный пьяница по прозвищу Фица пришёл к отцу денег просить. Открыл калитку настежь, зашёл. Выскочил Курган, оскалил зубы, предупредил. Фица, разозлился, пнул собаку в живот. Ох и здорово потрепал Курган тогда Фицу.  Отец хотел наказать пса, а старый охотник не дал:
- Хороший пёс, давно надо было дать этому зряшному человеку трёпку.
Потом, насупившись, добавил: 
-Не уважаю таких, опять жену побил и детей.  А твой Курган молодец! Может угостить его вкусным?
Отец заметил:
- Нечего баловать пса. Он человека искусал, а ты вкусненьким хочешь его накормить. Негоже так. Хоть Фица и зряшный человек, а все ж таки человек.
Как-то старый охотник и отец  задержались в тайге. Обещали быть дома днем. Днём не пришли, не пришли и к вечеру, ночью их тоже не было. Под утро я задремала, проснулась от какой-то возни. Я вскочила и чуть ли не закричала, отец был в крови, возле него хлопотал Николай. Отец, увидев меня, только сказал:
- Ничего, ничего, дочка, раны не опасные. Мне бы помыться и отлежаться.
Когда  волнения и страхи улеглись, друзья стали рассказывать об охоте.
Набрели они на следы молодого медведя, стали зверя выслеживать.  То они медведя караулили, то медведь их. Устали охотники. Отец решил за водой сходить. Охотник  стал отговаривать, да отец заупрямился:
- Я потихоньку. Ничего не будет. Старым ты стал, осторожничать стал напрасно. 
Рассердился нивх, бросил в сердцах:
- Ну и иди, глупая твоя башка!
Отец ушёл, позвякивая дужкой котелка. Нивх покачал головой, немного посидел и пошёл вслед за отцом.
- Последнее, что я помню рёв медведя и лай собаки, - улыбнулся отец вымученной улыбкой.
- Охотник, язви тебя, - заметил недовольно Николай. На весь лес кастрюлей своей гремел, медведя на обед звал что ли?  Кургану спасибо скажи.
- Я то скажу, - стал злиться отец, - только ты вот мне скажи, где твоя Лоханка была?
Лакан дома сидит. Курган твой, однако, немного постарался. Я сам слышал, как Курган говорил Лакану, сиди, мол, дома,  вяжи  варежки, - загадочно ответил  Николай.
Я взмолилась:
- Ну хватит уже. Рассказывайте, что дальше было.
Отец поморщился, от боли:
- Да ничего страшного, поцарапал медведь меня немного. Вот, что я тебе скажу, дочка. Теперь я с этой собакой не расстанусь. Курган держал медведя, пока не подоспел старый  охотник.
Он покосился на Николая и добавил:
- И этому ворчуну я тоже жизнью обязан.
Однажды к отцу в гости приехал на два дня знакомый охотник. Звали его Семёныч. Он немного охотился, но больше предпочитал покупать по-дешёвке у местных шкурки диких зверей, потом   продавал  их в городе. Нивху Семёныч не понравился
- У твоего Семёныча  душевная чернота через кожу светится.
Отец удивился:
- Ты чего, Николай? Семёныч хороший мужик, хозяйственный.
- Вот-вот, сильно хозяйственный, прищурив и без того узкие глаза, процедил Николай.
В первый же вечер Семёныч  заинтересованно стал поглядывать на Кургана.  Потом не выдержал и спросил:
- Что это за порода такая? Чисто волк!
- Да это и есть волк, Семёныч - ответил отец, - только наполовину.
 Охотник стал упрашивать отца, чтобы тот отдал ему собаку.
- Нет, даже не проси. Я этой собаке жизнью обязан.
Рано утром Семёныч уехал. В тот же день пропал и Курган. Сначала мы недоумевали, куда собака могла пропасть?  Потом стали искать. Я подумала, что может случиться с собакой в посёлке? Побегает по тайге и прибежит. Но собаки всё не было…

                2.
Летом мы с отцом поехали в город по делам. В городе решили немного отдохнуть у Семёныча. Жена его встретила нас приветливо. 
- Семёныч скоро явится, а вы пока  чайку с конфетками попейте.
Мы зашли на кухню. На стуле я заметила шкуру какого-то животного. Что-то похолодело у меня в груди. Я кинулась к шкуре, схватила её, и обмерла. Курган! Хозяйка тем временем продолжала болтать. Заметив, что я глажу шкуру, обратилась ко мне:
- Что нравится шкура? Я тоже её люблю. Семеныч как-то из тайги привёз собачку. Хорошая собачка, всё понимала, а только не охотница, пришлось её пустить на коврик. Хорошая память осталась о собачке.  Я вот шкуру-то эту красивенько обошью, будет замечательный коврик…
Я уже не слышала её болтовни, слёзы покатились из моих глаз. Они стекали по щекам и падали на шкуру, а я всё гладила и гладила её, вспоминая слова нивха: «Хороший пёс, умный, преданный, не удержите его, однако… ». Плохо помню, что было потом. Вытянутое лицо хозяйки, лепечущий что-то Семёныч, драка, потом мы всё ехали и ехали куда-то. Пришла в себя уже дома.
Если б мы знали, что произойдёт дальше, то наверно бы спрятали подальше от этого черного человека Кургана. А произошло вот что. Охотник рано утром уезжал в город. Уезжая, он увёз нашу собаку. Подло увёз, по-тихому. Усыпил и увёз. А помогал ему Фица. Об этом мы узнали  от Семёныча. Вот такая грустная история произошла в тот год.
Через неделю нивх принёс что-то за пазухой.
- Смотри, Катюшка, дочка Кургана.
- Какая ещё дочка? – удивилась я.
- От Лакана, - кратко отозвался охотник.
Он бережно достал щенка и положил на пол.
- Хороший щенок, я её Ненси назову
- Почему Ненси? Глупое имя, - убеждённо сказал нивх.
- Пусть будет Ненси, - заупрямилась я.
Отец поддержал меня:
- Какое замечательное имя!
- Плохое имя. И собака будет глупая, - осерчал нивх.
Самое удивительное, что он оказался прав. Ненси оказалась на редкость бестолковой  и шкодливой собакой. Но мы её  полюбили, памятуя, о том, что все-таки Ненси - дочка Кургана.
                Новосёлов
                Токарева