Реквием по русской идее

Наталья Благушина
 
                Русская идея - чти, помни и будь достоин
                памяти своих предков

     Дорогие мои соотечественники! Вот вы, возможно, сидите себе на диванчике, попиваете чаёк, может пивко, а может и покрепче чего. Спокойненько так себе думаете, что живёте в России — великой стране с великой культурой, с великой историей, в величии которой, правда, вас в последние годы усиленно заставляли сомневаться. Ну, да, мол, всё это не очень-то и важно. Какое-никакое величие-то все-таки да осталось. И то ладно. Главное, чтобы спокойненько было лежать вот так на диванчике, да чтобы пивко не кончалось. А всё остальное как-нибудь да утрясётся, наладится.
 
     Так вот, мои дорогие, спешу вас обрадовать. Живёте вы уже не в России с её великой культурой и какой-никакой историей, а в стране победившего либерализма. А что такое либерализм по-вашему? Правильно, полная свобода. Вы хотите доказательств? Пожалуйста.

     Может не все, но многие знают, что был в России такой талантливый художник, а более того — высокой нравственности личность, истинный патриот своего отечества - Константин Васильев. Его творчество насчитывает в общей сложности более 400 произведений живописи и графики, портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного,  мифологического и батального жанра. Говорить о художественных достоинствах его произведений, всё равно, что пытаться объяснить художественное значение звёзд в небе. Но каждому настоящему русскому его картины скажут больше, чем сотня учебников истории. Эти картины наполнены глубинным русским духом, олицетворяют русскую душу, понимание русской правды, русской красоты, русского идеала.

     Сложной была судьба художника, как и положено на Руси, — позднее признание, безденежье, личная неустроенность и, наконец, трагическая гибель в 34 года при невыясненных обстоятельствах. Обстоятельства-то может и не выяснены, но факт убийства был налицо. Из 400 работ, большая часть которых разошлась по миру, будучи купленными у художника за гроши, 82 работы остались на попечении его сестры. За неимением средств и  возможностей для надлежащего хранения, картины содержались в самых неподобающих условиях, на чердаке и т.п. Энтузиазмом сестры, друзей художника и почитателей его творчества с не малым трудом удалось организовать небольшой музей для экспонирования оставшихся картин. Музей был организован в Москве, в бывшем пригородном посёлке Лианозово, известном ранее, как посёлок художников, где некоторое время и проживал Константин Васильев, в особнячке,  ранее принадлежавшем промышленнику Лианозову.

     Музей пользовался большой популярностью, особенно среди молодежи, постоянно организовывались школьные экскурсии. Я сама была свидетелем с каким интересом, с каким  нескрываемым изумлением молодёжь прикасалась к истокам своей истории и культуры. Почти у каждой картины молодые люди подолгу останавливались в глубокой задумчивости. Да и было о чем подумать. Нигде и никогда до того они не могли почерпнуть той величественной значимости русской истории, русского духа, исконно русского представления о красоте, которыми дышали эти полотна. Как выразился один из поклонников творчества художника - "Это, то единственное святое, что осталось нам от прежних поколений".

    И что же! А то, что сегодня всего этого уже нет. Ни один молодой человек не увидит более этой красоты в подлиннике. 17 февраля 2010 года здание музея было умышленно подожжено, полотна, как оказалось, ещё до пожара были вывезены из музея плохо установленными лицами и находятся в данный момент в неизвестном месте. В общем картина произошедшего очень и очень смутная, подозрительная в своей запутанности и, по всей вероятности, безнадёжная. Ведётся следствие, но мы-то знаем, как оно у нас ведётся. Министерство культуры не проявляет горячей заинтересованности в следствии, так как собственник коллекции чётко не обозначен. Утрата коллекции оценена в 7 миллионов долларов, как будто ВЕЛИКОЕ можно измерить фантиками.

     Вот так, не больше и не меньше! Нет собственника у народного достояния. Народным достоянием наследие Константина Васильева назвала не я, а тысячи посетителей музея, которые так и обозначали в книге отзывов его творчество, а самого художника называли ВЕЛИКИМ.

    Вот мы совсем недавно много говорили о необходимости выработки некоей национальной идеи, способной сплотить самосознание народа, к её разработке привлекались целые институты, да так и повисла эта идея в воздухе, растворилась в своей неспособности отыскать значимый источник, от которого можно бы было оттолкнуться, и который бы напитал народный идеал патриотическим содержанием и нравственно-духовной силой. А источник-то этот уже был, его в одиночку вершил простой русский скромный человек по имени Константин Васильев, трудился для нас. Он возвращал нам наше прошлое, чтобы мы, опершись на него, могли нести дальше и выше заветы наших предков.   

    У меня нет больше слов. Хочется молчать, как при покойнике.

 
 

    Иллюстрация: Константин Васильев. Девушка с серпом. Картина - подлинная аллегория современной России: обильная житом земля, березка - символ русской души, вся в шрамах, в длинную косу сплетена судьба, а над головой собственной рукой занесён серп, светлый день на закате - будет ли новое утро?

                ----------------------------

P.S. Благодаря громкому резонансу среди общественности экспозиция картин и работа музея были восстановлены.
    

    http://www.youtube.com/watch?v=pIt7OFWtiKA  - другие работы художника