Старушка Йокх-Саг

Аслан Шатаев
                Жила-была очень старая, почти древняя, старушка Йокх-Саг. Проживала она в горном районе одна. Одна не потому, что ее все бросили, а потому что она считала себя еще недостаточно старой, чтобы не быть самостоятельной. Хотя она и пережила всех своих детей. И даже некоторых внуков. Не смотря на это, старушка была довольно энергичной и жизнерадостной.
               
                У нее был правнук Хожа, который жил в Грозном. Он частенько отправлял к ней своих дочерей, чтобы они ей помогали по хозяйству. Как-то раз Хоже удалось уговорить Йокх-Саг переехать к нему. На его машине она ехать отказывалась. Считала, что вполне сама способна добраться до Грозного. И вот, в один прекрасный день старушка собрала свой скромный багаж в количестве шести огромных сумок, которые она непонятно как дотащила до автовокзала, села в маршрутку и поехала в Грозный.

                По дороге в Грозный маршрутку остановили на блокпосту. Один из военных открыл дверцу и обратился к пассажирам:

                - Добрый день! Выйдите, пожалуйста, из маршрутки.

                Все пассажиры вышли. Одна старушка продолжала сидеть на своем месте и смотрела в окно, будто это ее не касается.

                - Мамаша, выйдите, пожалуйста! – сказал ей солдат.

                Старушка повернулась к нему.

                - Какая я тебе мамаша! – возмутилась она. – Ты что мне, сын что ли? Если даже сын, то какое имеешь право указывать что мне делать?! Я сама по себе! Захочу – выйду, захочу – нет! Оставь меня в покое! Не приближайся ко мне! Не трогай меня!

                Солдат от растерянности открыл рот и захлопал глазами. Он стоял на месте и даже не двигался.

                - Я хотел… - начал было солдат, но Йокх-Саг его перебила криком:

                - Помогите! Убивают!

                На крик пришел старший по званию.

                - Что случилось? – спросил он, обращаясь к младшему.

                - Она не хочет выходить, - сказал он тихо.

                - Ну и ладно! - произнес тот. – Пускай сидит на здоровье, раз не хочет!

                Старушка возмутилась сильнее прежнего:

                - Что?! Сидеть на здоровье?! Ты что, думаешь, раз я такая старая, то не способна самостоятельно ходить? Думаешь, я слабая, беззащитная старушка?! Да кто ты такой вообще?!

                Солдат от растерянности отрекомендовался:

                - Старший сержант Николай Дроздов!

                Йокх-Саг, бурча под нос какие-то недовольства или ругательства, вышла из маршрутки, скорчив Дроздову рожицу.

                У всех пассажиров проверяли паспорта. Пришла очередь старушки. Она протянула солдату свой потрепанный временем паспорт. Причем, еще советских времен. На обложке было перечеркнуто слово «СССР» и над ним от руки написано «Ичкерия».

                - Вы, наверное, боевичка? – пошутил солдат.

                - Ты откуда знаешь?! – вне себя от удивления выдала старушка.

                Солдат окинул ее саркастическим взглядом и заметил:

                - Да я лучше поверю, что вы поклонница Элвиса Пресли, чем поверю, что вы боевичка.

                Глаза старушки полезли на лоб.

                - А это тебе кто сказал?!

                Военный тупо уставился на нее, не зная, что ответить.

                - Э-э-э… Ладно, забудьте, - выдавил он из себя и вновь принялся за паспорт.

                Листая паспорт, он удивленно впился глазами в документ, затем резко захохотал, тыкая в него пальцем. Старший сержант, заметив это, проорал на него:

                - Чего ты там ржешь?! Анекдоты что ли читаешь?!

                Тот перестал смеяться. Он подошел к Дроздову и показал ему паспорт. Сержант невольно хихикнул. Потом пролистал несколько страниц и обратился к старушке:

                - Что это у вас за паспорт, бабуля?

                - Обычный паспорт! Какой вам еще нужен?

                - Ну, вообще-то мы живет уже в Российской Федерации, а не в СССР, если вы не в курсе…

                - Я в Ичкерии живу!

                - Ну да ладно. Это только полбеды. Я уже молчу о том, что у вас имя в паспорте отсутствует, что у вас почти весь паспорт исписан именем Элвиса Пресли, и, если это правда, его личным автографом, что в семейном положении вы перечислили всю свою родословную, а брак вообще забракован, штук десять печатей перечеркнуто. Вы хотя бы фотографию нормальную сделали…

                - Фотографию? – переспросила Йокх-Саг, подошла к нему и, ткнув пальцем в паспорт, сказала:

                - А это что, по-твоему? Не фотография?

                - Вообще-то фотография. Да. Судя по всему, недавно наклеенная. Вы тут запечатлены опирающейся о дерево в каком-то дворе.

                - А что тебе еще надо? Мне сказали наклеить фотографию. Я и наклеила.

                - Но не такую же!

                - А какую? Мне что, надо было фотографироваться вместе с Министром МВД? Или со всем их составом? Я знаю, вы придираетесь ко мне, чтобы содрать с бедной старушки деньги! Как вам не стыдно! Между прочим, я ветеран Великой Отечественной Войны! Я знаю свои права! А вы совершаете посягательство на мою свободу!

                - И ветеран войны и боевичка. Вы за кого воюете в итоге?

                - За свободу! За родину! Вся власть советам! Вывод войск! Вывод войск!..

                - Бабуля, успокойтесь! Я спрашиваю, зачем вы наклеили эту фотографию? Здесь должна быть специальная фотография, а не эта. Это во-первых. Во-вторых, нужно  ее зарегистрировать и поставить на ней печать.

                - Ну а я что сделала? Наклеила «специальную» фотографию, именно для паспорта, зарегистрировала и поставила печать на ней: «Фото наклеила!».

                - Сами что ли?

                - А кто же еще?

                - Так этим должно заниматься МВД, а не вы!

                - Зачем МВД? Думаешь, если я старая, сама не способна наклеить несчастную фотографию?

                - Да нет же! Любой гражданин должен сделать это в МВД!

                - Почему? Сами не могут что ли наклеить? Или денег для этого нет? У меня есть фотоаппарат и клей. Я все сделала сама!

                Старший сержант начал уже нервничать.

                - Вы понимаете, что вас могут задержать за поддельную фотографию на паспорте?

                - Кто меня задержит?

                - Я, например.

                - За что?

                - За поддельную фотографию!

                - В смысле? Ты хочешь сказать, что на фото не я?!

                Солдат понял, что с ней спорить бесполезно. Он только зря на нее время потеряет и нервы себе потреплет.

                - Ладно, - сказал он, протягивая ей паспорт, - Бог с вами. Возьмите свой паспорт!

                - Оставь себе свой паспорт! – закричала Йокх-Саг. – Забраковал его как мог, а я теперь должна его обратно взять! Лучше новый себе сделаю! Ичкерийский!

                - Э-э-э… хорошо.… Как хотите…

                - Дай сюда мой паспорт! Ты не имеешь права его отнимать!

                - Я и не пытался…

                - Помогите! У меня отняли паспорт! Я требую суда!
Старший сержант сунул паспорт в руки рядовому, а сам сгинул восвояси. Йокх-Саг молниеносно выхватила его из рук солдата со словами:

                - Умные какие!

                Пришло время проверять багаж. Больше всего сумок было у старушки. Ими была забита практически вся маршрутка. В одну такую сумку мог бы поместиться, свернувшись, один взрослый человек.

                - Чей это багаж? - спросил солдат.

                - Мой, - ответила Йокх-Саг.

                - Что, весь?

                - Да.

                - Что там?

                - Вещи.

                - Что за вещи?

                - Обычные.

                - Оружие, наркотики?

                - Я не принимала никакие наркотики!

                - Я говорю, в сумках имеются запрещенные предметы: оружие, наркотики?

                - Не знаю.

                - В смысле, не знаете?

                - Ну, мне соседка помогала собирать сумки. Не знаю, может, она что-то подсунула.

                - А зачем вашей соседке подсовывать в ваши сумки запрещенные предметы?

                Старушка лишь пожала плечами.

                - Отойдите, пожалуйста, от маршрутки, - с подозрением приказал военный и начал копаться в ее багаже.

                Солдат вытаскивал все и бесцеремонно бросал на сиденья маршрутки. А потом еще щупал это руками. Что разбиралось – разбирал. Потом перепроверял. Ощупывал сами сумки, смотрел, есть ли в них тайные кармашки. Мимо его взора не проходило ничего.

                - Зачем так основательно все проверять? – возмущался водитель. – Это же бабушка. Что у нее может быть?

                - Отойдите, пожалуйста, - повелел солдат, предупредительно взявшись за автомат. Водитель молча подчинился.

                Старушка на удивление была спокойной. Она словно гордилась тем, что содержали ее сумки. Для пожилого человека у нее было много интересной техники: ноутбук, видеоплеер, жидкокристаллический телевизор, аудиосистема Hi-Fi, видеокамера, фотоаппарат, фотопринтер.

                - Для чего вам все это? – спросил солдат.

                - Правнук подарил, чтобы скучно не было.

                Дальше пошли кухонная утварь, диски с кинофильмами. В основном детективные триллеры. А также сотни пластинок вместе с граммофоном, которой на вид был старше старушки. Среди них – десятки альбомов Элвиса Пресли. Были еще журналы про Элвиса, книги, документальные фильмы и портрет со стеклом в позолоченной раме. На портрете внизу надпись на английском:

                «For My Biggest Fan in the World, Yokh-Sag, from Elvis*»

                Боясь, что солдат швырнет портрет так же, как все остальные вещи на сиденья, Йокх-Саг закричала:

                - Осторожно!!!

                Солдат от неожиданности вздрогнул так, будто его шибануло током. Портрет вылетел из его рук, пролетел через открытую дверь маршрутки и разбился о землю. Во все сторону разлетелись стекла. Рама согнулась. Портрет помялся и поцарапался.

                Йокх-Саг от возмущения и злости остолбенела, разинув рот и выпучив глаза.

                - Что вы кричите как сумасшедшая! – рявкнул военный. – Так и заикой можно остаться!

                - Ты сломал Элвиса! – проорала старушка.

                - А зачем так кричать?!

                Йокх-Саг поджала губы, стремительно подбежала к одному из пассажиров, достала что-то из кармана, обхватила шею пассажира и наставила пистолет прямо в его висок.

                - Никому не двигаться! – прокричала она. – Одно неверное движение – и ему конец!

                Военные было взялись за автоматы и уже собирались открыть огонь по кому-нибудь. Но завидев старушку с пистолетом, страх сменился удивлением.

                «Старушка? С пистолетом? Выдающая эпичные фразы?» - крутилось у них в голове.

                Пассажиры с водителем были удивлены не меньше. Не говоря уже о заложнике, который не знал, как себя вести в данной ситуации. Он просто замер на месте, не смея даже шелохнуться.

                Бабушка, - заговорил Николай Дроздов, - что вы делаете?!

                - Я требую, чтобы мне вернули Элвиса, принесли его прах и предоставили мне вертолет!

                - Какой прах? Какой вертолет? Вы же старая женщина! Образумьтесь!

                - Сам образумься! Давай сюда Элвиса и вертолет, а то начну убивать заложников!

                - Но ведь у вас только один заложник!

                - Ты будешь следующим. Быстрее давай!

                - Отдайте, пожалуйста, оружие, и мы с вами спокойно поговорим.

                - Знаю я этот фокус! У вас есть час, чтобы осуществить мои требования!

                В этот момент сзади другой солдат тихо подкрался к Йокх-Саг и резко вырвал из ее руки оружие. Старушка удивленно уставилась в небо, не понимая, куда делся пистолет.

                Дроздов направил дуло автомата на старушку.

                - Не с места!

                Старушка подняла руки вверх и воскликнула:

                - Я буду говорить только в присутствии своего адвоката!

                - Товарищ старший сержант, - произнес тот, кто вырвал у старушки оружие, - пистолет ненастоящий.

                - Чего? – переспросил Дроздов, опуская автомат.

                - Сами посмотрите.

                Он отдал его старшему сержанту.

                Пистолет действительно был ненастоящий. Мало того, игрушечный.

                Дроздов повернулся к Йокх-Саг, которая успела лечь на землю лицом вниз и с занесенными за голову руками, хотя никто не просил ее об этом.

                - Бабушка, - обратился он к ней, - встаньте.

                Бабушка тихонько встала. Голова опущено, лицо виноватое.

                - Зачем вы устроили этот цирк?

                - А зачем вы сломали Элвиса? – парировала та.

                - Кто же из-за этого захватывает заложников?

                - Я!

                - Вы понимаете, что понесете за это уголовную ответственность?

                - А вы несете ответственность за порчу материальной ценности!

                - Какая же это ценность? Всего лишь фотография Элвиса Пресли.

                - Всего лишь? Эта фотография, между прочим, шестидесятых годов, с личным автографом Элвиса. Мне за нее предлагали десять тысяч долларов! Уверена, на аукционе за него бы заплатили в десять раз больше!

                Дроздов запнулся, не нашел что сказать и перевел тему:

                - Чей это пистолет?

                - Мой, - ответила Йокх-Саг.

                - Зачем он вам?

                - Как зачем? Для самообороны.

                - Он же игрушечный!

                - Ну и что?

                - Кто же испугается вашего игрушечного пистолетика?

                - Ты же сам испугался!

                - Ну… еще бы! Вы же все как один на боевиков похожи!

                - Хи-хи-хи! Сначала сами испугались как малые дети, а теперь говорите: «Кто вашего пистолетика испугается?». Еще чуть-чуть, и я бы улетела отсюда на вертолете с прахом Элвиса! Какие же вы лохи! Вас обвести вокруг пальца – раз плюнуть!

                Дроздов не выдержал подобных оскорблений.

                - Придется вас все-таки задержать! – сказал он. – Вы, может, и старая и немощная (в кавычках), но закон существует для всех.

                - Про закон – это точно! – подхватила старушка. – Для военных он тоже существует! Я никуда не уйду отсюда, пока вы мне не компенсируете Элвиса! Накатаю заяву на каждого! Думаю, военный трибунал это оценит!

                Дроздов подошел к водителю маршрутки и сказал ему тихо на ухо:

                - Забирайте пассажиров и увезите эту старушку с глаз долой, пока она не поставила на уши Международный Суд ООН!

                - Я все слышала! – крикнула Йокх-Саг, хотя вряд ли могла разобрать хоть одно слово.

                - Он говорит, - сказал ей водитель, - что мы можем ехать.

                - Никуда я не поеду, пока вы не вернете Короля!

                Водитель подошел к старушке и сказал ей тихо:

                - Бабушка, зачем вам нужны проблемы? Давайте уедем отсюда, пока есть возможность. Пассажиры уже волнуются.

                Старушка повернулась к Дроздову и сказала:

                - Ладно. Сейчас вам повезло. Но в следующий раз пеняйте на себя. И отдайте мое оружие!

                Она получила свое оружие назад.

                Все сели в маршрутку и машина тронулась.

                - Я вам пришлю счет за Элвиса, - крикнула из открытого окошка старушка.

                Под конец она скорчила им всем рожицу.

                «Хорошо, что это была только копия портрета», - подумала она.

                Дроздов долго наблюдал за исчезающей в дали маршруткой. Через какое-то время он задумчиво произнес:

                - Не дай Бог заиметь такую тещу.