Сказ о Злобном Отшельнике. Эзот. сказка

Матвеева Мила
 

                1.


На широкой равнине, раскинувшейся у подножия древних гор, росло очень старое дерево. Непрестанно налетающие ветра и бурные горные потоки постепенно оголяли его узловатые корни, но дерево не падало, а лишь ещё глубже врастало в землю. Медленно, год за годом, корни дерева поднимались над почвой и образовали подобие шатра, над которым возвышался могучий ствол и круглый год шумела вечно зеленая крона. Немало путников нашло себе отдых от палящих лучей солнца в спасительной тени, проложив множество тропинок между причудливо  переплетённых корней.
Однажды рядом с деревом-великаном поселились люди. Это была очень бедная семья, лишённая земли и крова. Долгие скитания привели их в эти места, удалённые от больших и шумных поселений. Яркая своим многоцветьем долина очень понравилась им и они остались здесь навсегда. Часто в дверь их скромного жилища стучались странники и всегда находили у радушных хозяев добрые слова, глоток воды, скромный ужин и ночлег.
Шли годы. Состарились и умерли прежние хозяева этого дома, оставив его своим сыновьям. Умирая, родители наказали им жить праведно, всегда нести мир и добро людям.
Твёрдо помнили братья наказ своих родителей. Они обрабатывали землю, учились разным ремёслам, были со всеми неизменно добры и приветливы. По-прежнему путники были частыми гостями в их доме.
И только самый младший из них не хотел жить по завету родителей. Лень и равнодушие умертвили его ум, а чёрная зависть сделала его душу злобной. Целыми днями сидел он под деревом и кидался камнями в прохожих, прогоняя их от своего жилища.
Братья же, усердно трудясь, стали мастерами в свои ремёслах. Люди уважали их за трудолюбие и любили за добрый нрав, но всё реже и реже раздавался стук в дверь некогда гостеприимного дома. Опасаясь града камней, путники стали обходить стороной это место.
Много досаждал младший брат своим старшим братьям. Зависть не давала ему покоя и злоба росла день ото дня: чем больше люди любили его братьев, тем больше он ненавидел их всех. В завистливой ярости своей он стал ломать братьям  рабочий инструмент, чтобы они не могли выполнять свою работу хорошо; и тогда братья ушли от него.
С тех пор никто не обрабатывал родительское поле и оно заросло бурьяном. Никто не готовил пищу и упрямый бездельник стал собирать отбросы того, чем питались дикие животные. Постепенно он совсем одичал. Ниспадающая грива длинных волос заменила ему одежду, ногти на руках и ногах превратились в когти. Люди прозвали его Злобным Отшельником. Случайные путники торопились миновать ту часть своего пути, которая проходила мимо его жилища: уж очень страшен он был, изрыгая ругательства и потрясая палкой вслед каждому проходящему.

               

                2.


  Однажды к его ногам упал с Неба Сокол с повреждённым крылом.  Дикарь, давно забывший своё имя, схватил раненую птицу и хотел свернуть ей шею, но передумал. В куче хлама нашёл он железную цепь и приковал Сокола к своей ноге. Так Сокол стал его пленником.
Целыми днями Злобный Отшельник рыскал в поисках отбросов,  изредка бросая Соколу смрадный кусок, но гордая птица отказывалась от такой пищи. Рождённый свободным, Сокол тосковал в неволе. Небо звало его, но тяжёлая цепь держала крепко, а неукротимая ярость мучителя не знала покоя. Когда ему не на кого было изливать свою ненависть, жестокий поработитель бил тяжёлой палкой раненую птицу. Сокол неистово рвался на привязи, пытаясь оборвать цепь, но раненое крыло постоянно кровоточило и отсутствие пищи всё больше и больше ослабляло его.

                3.


Страной, где жил Злобный Отшельник, правил Мудрый и Справедливый Правитель, который очень любил свой народ. Слава о его милосердии и доброте распространилась далеко. Не было ни одного человека, который не произносил бы Его имя с благоговением, и это было справедливо, ибо ни один человек  не оставался без Его заботы.
И вот до Него дошли слухи, что в Его владениях проживает существо, потерявшее человеческий облик. Стало ему нестерпимо жаль его, такого несчастного в своём ожесточении и невежестве. Но как помочь существу, не сознающему себя самого и своего несчастья? И Правитель издал Указ:

                Всем, всем жителям моей страны надлежит явиться
                в Мой замок на Праздник Урожая и принести плоды своего труда.
                Лучший труд получит лучшую награду, и вознагражу всех по достоинству.

Всем жителям  пришёлся по душе  этот Указ. Сбор урожая близился к концу и каждый был рад принести в дар любимому Правителю лучшие плоды своего труда не ради награды, но ради любви к Правителю.
И только Злобный Отшельник не был рад . Ему не с чем было явиться на Праздник.

                4.


И вот настал день Праздника.
По дороге мимо Отшельника проходили дети и взрослые. Все они звали его с собой, но он по-прежнему грозил им палкой и кидался камнями. Люди в недоумении пожимали плечами и шли дальше. Так прошли перед ним все, приглашённые на Праздник и дорога опустела. Осела, поднятая ногами, пыль и на равнину опустилась тишина. ..
Но вдруг в этой тишине раздались странные звуки, которые доносились издалека. Нежная мелодия разливалась по равнине, словно весенний ручей, и чистые детские голоса хором пели красивую песенку о любви. Злобный Отшельник никогда не слышал музыки. От неожиданности он замер и стоял, напряжённо вслушиваясь.
Тем временем на дороге показались трое детей. Они тоже шли на праздник и несли дары Мудрому Правителю.
Девочка, её звали Мария,  испекла Хлеб, который никогда не убывал, сколько бы от него не брали.
Мальчик по имени Иссот нёс Виноградное вино, которое было сделано из ягод виноградной лозы, за которой он сам любовно ухаживал. Оно тоже имело  свойство никогда не кончаться.
Второй мальчик, которого звали Савва, нёс Мёд и тростниковую дудочку. Это он сочинил мелодию и слова  песенки ,которую они вместе напевали.
Но вид Злобного Отшельника заставил их прервать свою песенку. Ошеломлённые стояли дети перед существом, похожим на человека. Они видели пленённого Сокола, из раны которого сочилась кровь. Впервые видели дети живое, реальное воплощение зла, превратившего человека в дикого зверя, способного причинять жестокие страдания всем вокруг себя, и прежде всего - самому  себе. Глубокое сострадание  пронзило детские сердца и каждый захотел поделиться с двумя несчастными существами тем, что они имели.
Мария отломила Хлеб и протянула его Соколу, но Отшельник  вырвал его у неё из рук и швырнул в кучу отбросов.
Тогда Иссот подал Отшельнику свой кувшин с Вином, но и кувшин был брошен на землю, разливая драгоценную влагу.
Савва предложил ему Мёд, но дикарь замахнулся на него и схватил в руки камень, намереваясь бросить его в детей.
Что тут было делать?.. С тяжёлым вздохом дети продолжили свой путь. Дорога опять стала пустынной, только простая и нежная мелодия доносилась издалека, всё более удаляясь.



                5.
Но что-то случилось со Злобным Отшельником: он так и замер с камнем над головой, сам как каменное изваяние. Музыка снова проникла в его огрубевшее сердце. Детские голоса словно звали его за собой, и ветер дальних дорог коснулся косматого лица, подняв с самого дна почерневшей души незнакомое и щемящее чувство тоски. Впервые в жизни Отшельнику захотелось быть среди людей, но все они ушли далеко… Злоба, много лет питавшая его неистовую силу, погасла и силы оставили Отшельника. Медленно он опустился на землю и застонал, точно раненный зверь. В этот момент послышалось яростное хлопанье крыльев, - это Сокол, собрав все свои силы, оборвал цепь и взмыл в Небо. Сделав небольшой круг над своим мучителем, он опустился на ветку дерева-великана и, вдруг, заговорил.
-Все силы Неба желали помочь тебе, безумный страдалец! Слушай, что я хочу сказать тебе, ибо Я – Дух твой, который ты держал в плену и кормил отбросами. Дети, которых ты прогнал, были посланцы Правителя.  Ты отринул Руку, дающую тебе Великое Благо. Знай, - не простой Хлеб отверг  ты, но Хлеб насущный, дающий чистую пишу твоей душе, которая сейчас так страдает и стонет в тебе. Не хмельное вино пролил ты под ноги, но попрал чистое Знание, дающее крылья твоему Духу. Не от сладкого Мёда отказался, но от великой сладости даяния, ибо только рука дающая получает, чтобы вновь  отдать, - в этом великий Закон Жизни. Ты отверг всё, в чём Я нуждался, а потому я покидаю тебя. Прощай. – И Сокол взмыл в Небо.
Но слова Его не повисли в пространстве. Огненной цепью одно за другим вонзались они в сознание Отшельника, взрывая его изнутри. Словно яркая вспышка высветила ему его собственный облик, и ужас охватил сердце, летевшее в бездну. До сих пор мутные, безумные глаза, вдруг, прояснились, но дыхание жизни покидало его, унося последние силы.
Тем временем Сокол быстро набирал высоту. Не имея сил кричать, Отшельник прошептал ему вслед, - Не улетай…..
Вдруг капелька крови упала на ладонь Отшельника и словно прожгла насквозь, расплавляя его собственную кровь. Нестерпимое, жгучее пламя охватило всё его существо, а из груди вырвался крик, потрясщий пространство.
-Прости, прости меня, - кричал он вслед улетающему Соколу. В следующий момент Отшельник почувствовал, как дрогнуло его сердце и напряглось, словно невидимая нить протянулась между ними и стала натягиваться, тонко звеня и вибрируя. С каждым новым кругом, который совершал Сокол, нить натягивалась всё сильнее, постепенно становясь видимой и всё больше утончаясь, грозя оборваться. И тут Отшельник понял, сердцем своим почувствовал, что если эта нить оборвётся, - он умрёт. Ужас вновь окатил его ледяной волной от мысли, что он может прекратить жить в момент своего истинного рождения.
-Подожди, - опять закричал он, вскочив, наконец на ноги.- Куда ты летишь?
-В Замок Правителя, - услышал он ответ Сокола у себя в сердце, слова которого дошли до него по вибрирующей голубой нити.
-Возьми меня с собой! – умоляюще протянув к Соколу руки, взмолился Отшельник. – Я  не смогу больше жить по-прежнему, я не хочу…- истово кричал он,  ударяя себя кулаками в грудь.
-А как ты хочешь жить? – прозвучал опять голос Сокола в его сердце. На мгновенье Отшельник задумался. Прежний образ жизни был для него невозможен, а новый ещё не родился в сознании. Но тут он вспомнил завет своих родителей.
-Я хочу жить праведно, - прокричал Отшельник,- Я…Я… - тут он запнулся, вспоминая нужные слова, -Я люблю тебя, Сокол…-добавил он еле слышно и заплакал.
Впервые он ощутил солёный вкус слёз и горечь своего одиночества, пробудившую в нём жажду любви. Он плакал, и слёзы смывали с его лица многолетнюю грязь, всё более и более возвращая ему человеческий облик. Вновь, подняв лицо к Небу, он с молчаливой мольбой смотрел на кружащую под облаками птицу, и вечная спутница человека – надежда, осеняла его душу. Голубая нить всё дрожала, но тон её вибраций изменился: Сокол возвращался!
Опустившись на ветку дерева-великана, Он сказал:
-Чтож, если ты решил следовать за мной, - следуй за мной. Я буду лететь над тобой, показывая дорогу. Ещё слышна песня детей, которых ты прогнал… Спеши! – И они тронулись в Путь. Мелодия тростниковой дудочки  то приближалась, то удалялась, но Сокол и Отшельник всегда слышали их и следовали за ними. Внешность Отшельника очень изменилась с тех пор. Чистые одежды облачили его тело, а тяжёлую палку Отшельника сменил лёгкий посох вечного странника. Взор его излучает свет любви и милосердия, и всегда обращён к Небу, ибо там летит его Дух-Сокол.