Прощание со школой

Беляков Алексей Андреевич
         Прощальный вечер в  июне 1966 года,  на который мы собрались всем классом, остался в моей памяти, хотя с тех пор  прошло уже свыше  сорока лет. Днем на торжественном  собрании  школы   нам вручили аттестаты об окончании  школы, а вечером  мы собрались на прощальную  вечеринку  дома  у моего  одноклассника  Юрия  Руденко.
     Большинство из нас жили  с  родителями в  домах   индивидуальной постройки, с  дворами, увитыми  виноградом, огородами, садами. Так же жил и Юра. Двор у  него был  просторный, покрытый плиткой,    густо  увитый виноградной лозой.
      Вот  под   этим виноградом  был  накрыт  стол,  за которым  мы  все  разместились.
  Мы  все  были  в  возбужденном  состоянии, много  говорили о  своих  планах,  будущем, вспоминали учителей, смешные случаи,  проказы, признавались в своих  детских ошибках,  своих  чувствах. И  танцевали.
         Так уж  получилось, что,  готовясь к вечеринке,  больше  думали о том,  как  накрыть стол,  а  о  музыке  забыли.
    В  те  времена  магнитофоны  были еще  роскошью, "кассетников"  не  было вообще, и главными  носителями музыки  были пластинки. Простые  и  долгоиграющие, они бесконечно крутились на дисках  наших  радиол,  до тех пор,  пока уже не начинали  хрипеть и скрипеть. Это был  наш  музыкальный  мир.
     Вечером, когда  потребовалась  музыка,  выяснилось,  что в нашем распоряжении было всего 2-3 пластинки,  и то не самого  лучшего  репертуара, но среди  них  была  одна,  о  которой  я  помню до  сих пор, и она  всегда  звучит  в моей  памяти.
     Малого  формата,  на 78 оборотов, с  коротким названием "Юлия", она стала  для меня самым  большим  музыкальным  произведением  в моей жизни. Это  была  просто мелодия,  исполняемая  на  трубе,  но   в звучании этой  одинокой  трубы  вместились все,  чувства, которые  мы  тогда  испытывали.  Больше всего  было в этой  музыке грусти  о  том,  что кончилось  детство,  мы  становимся взрослыми, уходим в Большую Жизнь, расстаемся  с тем,  что было общим  для нас, расстаемся со школой, с друзьями.  И в то же время в ней звучала надежда на будущее,  пожелание  исполнения всех  наших желаний  и  надежд.
     Мелодия  уводила  нас, не  хватало  слов, чтобы  сказать  о том,   что  переполняло  наши сердца  в  тот   момент.
    Была  уже  глубокая  ночь,  а мы  снова и снова  запускали  сначала  одну  и ту же  мелодию, как  бы,  не  желая,  чтобы  эта прекрасная, до бесконечности  грустная  ночь  окончилась.
    Но  все  проходит, окончилась  и  эта  ночь.  Мы  по старой традиции, сложившейся в нашей  школе,  пошли  все  вместе  встречать  рассвет  на мосту, на реке. Говорили  о  том, что  нам  надо  обязательно  встречаться,  не  забывать друг  друга.
    Через  пару дней  после  того  памятного  вечера я  купил  три  или  четыре  штуки  этой  пластинки и  все,  кроме  одной, которую  оставил  себе,  подарил  нашим  девчонкам  одноклассницам – Люде  Шинкаревой, с которой  просидел за  одной партой последние два  года,  ее  подружке  Наде Ефремовой  и  еще  кому-то, на пластинках  сделал  памятную  надпись.
А потом,  через   несколько  дней,  я уехал  поступать в  военное  училище  в Харьков, и больше полным  составом класса  мы уже  не  собирались.
     В последующие  годы, приезжая  домой,  я   обязательно доставал   эту  пластинку,
 протирал от пыли радиолу "Латвия"  и слушал   эту мелодию, вспоминая  школу  и  одноклассников. Но однажды, в один из  очередных приездов, я ее  не нашел   среди других  пластинок. Я несколько раз  перебрал  весь  пакет, все закоулки, но пластинки  нигде  не было. Это  меня  очень  расстроило,  я очень  сожалел о том, что в свое  время  не купил запасную  пластинку.
      Позже, когда  у меня  отпуск  совпал  с  отпуском  брата Славы,  мы  с ним  встретились   дома,  и  он  в разговоре  признался  мне,  что  он  эту  пластинку  забрал  к  себе  в   Улан-Удэ  и  во  время  одного  из  праздников   ее нечаянно  разбили. Ну,  тут  уж  я  совсем  расстроился,  потому  что  теперь  пластинка  была  утрачена  безвозвратно  навсегда!
      С тех  пор  прошло  много  лет,  и  для меня  единственной  надеждой  стала  возможность  услышать  эту  мелодию  в  передаче радиоканала  "Встреча  с  песней".Но все было как то некогда отправить письмо,  хотя оно и было заготовлено, да и получить копию записи было тогда проблемно.
    
       К  сожалению,  за  все  эти  десятилетия  мне  ни разу  не  пришлось   встретиться  со  своими  одноклассниками. В 1996 году  была  встреча,  на  тридцатилетие выпуска,  но  мне  никто  об  этом не  сообщил, и я  не смог побывать на этой встрече. Рассказывали, что все  собравшиеся,  как  когда-то,  ходили  на речку, там   устроили  пикник,  было довольно  много  людей. 

      Хотя свои воспоминания о прощальном вечере, после окончания школы я написал давно, но не спешил их публиковать. Как будто что-то меня удерживало. Чувство незавершенности работы, или что другое, я  не могу сказать. Наверное это была призрачная надежда на то, что та мелодия, о которой я вспоминал все эти годы, когда нибудь  вернется ко мне.
      Но должно же быть в этой грустной истории хорошее окончание?  И такой  «хэппи энд» действительно имеет место. Когда  я уже окончательно потерял надежду найти эту мелодию, я получил по электронной  почте в декабре 2010 года поздравление из Москвы от своего двоюродного брата Гриши Канкалович. В качестве подарка он приложил к письму файл, и сделал загадочную приписку, что этот подарок мне наверняка понравиться. Каковы были мои удивление, радость, да какая там радость, это был в первый момент телячий восторг от того, что я услышал. Да, это была та самая «Юлия», о которой я столько жалел и считал безвозвратно утраченной.  Вот вам и «happy еnd»!
         
        Теперь я считаю, что и эту историю, затянувшуюся на долгие десятилетия, можно считать оконченной.

24.12.2010.