Пуссен. «Аркадские пастухи». 1650-1655 гг. Париж. Лувр.
Эта картина явилась законченным воплощением концепции классицизма и того искусства «величественного стиля», о котором мечтал Пуссен. Ведущий мотив ее – духовное смятение пастухов, которые среди цветущих полей, под ясным лазурным небом неожиданно натолкнулись на гробницу и прочли высеченную на ней надпись: «И я жил в Аркадии…» В сознание простодушных и счастливых обитателей легендарной пастушеской страны неожиданно входит мысль о неизбежном конце. Она кажется несовместимой с их цветущей жизненной силой и красотой, с умиротворяющей тишиной природы. Один из пастухов, склонившись, напряженно читает надпись. Другой, задумавшись и поникнув, слушает. Сдвинутые брови, полузакрытые глаза, горькая складка у губ достаточно красноречиво говорят о том, что он понял содержащийся в надписи тайный намек и, потрясенный, молча переживает сделанное им открытие. Третий, не отрывая руки от печальной надписи, поднимает отуманенный вопрошающий взгляд на свою спутницу. Но мысль о смерти не привносит диссонанса. Женщина, прекрасная, как античная богиня, жестом руки успокаивает взволнованного юношу и его спутников: она не только полностью постигла истину, но и поняла бесполезность тщетных волнений и безнадежность борьбы с роком. Печальная и величественная, она призывает к мудрому приятию жизни такой, какова она есть. Неотвратимость смерти не должна нарушать гармонической ясности духа. Эта фигура как бы завершает заключительным аккордом стройную, прозрачную композицию, в которую Пуссен вложил столько мысли и столько сдержанного чувства.
ПУССЕН http://proza.ru/2010/02/02/276