Пуссен. Аркадские пастухи

Константин Рыжов
Пуссен. «Аркадские пастухи». 1650-1655 гг. Париж. Лувр. 

Эта картина явилась  законченным воплощением концепции классицизма  и того искусства «величественного стиля», о котором мечтал Пуссен. Ведущий мотив ее – духовное смятение пастухов, которые среди цветущих полей, под ясным  лазурным небом неожиданно натолкнулись на гробницу и прочли высеченную на ней надпись: «И я жил в Аркадии…» В сознание простодушных  и счастливых обитателей легендарной пастушеской страны неожиданно входит мысль о неизбежном конце. Она кажется несовместимой с их цветущей жизненной силой и красотой, с умиротворяющей тишиной природы.  Один из пастухов, склонившись, напряженно читает надпись. Другой, задумавшись и поникнув, слушает. Сдвинутые брови, полузакрытые глаза, горькая складка у губ достаточно красноречиво говорят о том,  что он понял содержащийся в надписи тайный намек и, потрясенный, молча переживает сделанное им открытие. Третий, не отрывая руки от печальной надписи, поднимает отуманенный вопрошающий взгляд на свою спутницу. Но мысль о смерти не привносит диссонанса.  Женщина, прекрасная, как античная богиня, жестом руки успокаивает взволнованного  юношу и его спутников: она не только полностью постигла истину, но и поняла бесполезность тщетных волнений и безнадежность борьбы с роком. Печальная и величественная, она призывает к мудрому приятию жизни такой, какова она есть. Неотвратимость смерти не должна нарушать  гармонической ясности духа. Эта фигура как бы завершает заключительным аккордом  стройную, прозрачную композицию, в которую Пуссен вложил столько мысли и столько сдержанного чувства.

ПУССЕН http://proza.ru/2010/02/02/276