Почти Рождественская сказка

Виктор Шмаков
Можно ли жить не по лжи?
(фрагмент)


Слышно было, как хлопнула закрываемая входная дверь.

– А вот и Марина со своих посиделок вернулась... Ну, что, повечёрничали?

– Да, посидели, пообщались, вам, мужикам, косточки перемыли. Кота кормили?

– Попробуй его не покорми – всю плешь проест. Марина, расскажи нам свою притчу про Деда Мороза, Максиму интересно будет.

– Это, Максим, у Романа в одной из его «поэм» есть такие слова: «Мы же в детстве про Дед-Мороза в сказку верим, и страшного нет в этом ничего». А далее он говорит: «Но сказка сказке рознь. О Боге сказка придумана не для развлечений, а для подчинения религиозной той идее, что человека делает зависимым и от идеи, и от служителей её». Вот я эту аналогию между двумя сказками – про Бога и Деда Мороза – и оформила в виде небольшого рассказа. Сейчас принесу, зачитаю.

Сходила в комнату, вернулась с листами, села к столу, начала читать:

В песочнице играют дети. На лавочках сидят и присматривают за ними их мамы, а большей частью – бабушки. Кто-то книжку читает, или между собой разговоры ведут. К ним подходит молодой человек. Одет хорошо, в довольно-таки строгом стиле. Поздоровался, вежливо испросил разрешения присесть к ним. Представился:

– Я из сообщества, которое ставит задачу повышения и сохранения нравственности. Ведь во всём и везде мы видим, к сожалению, упадок морали – наркомания, порнография, проституция.

– Да, молодой человек, вы совершенно правы. И как ваше сообщество предполагает повышать нравственность?

– Одно из первых и основных направлений – начинать с детей, с самого раннего детского возраста. И опираться надо на единый авторитет. Этим детишкам по пять, шесть лет. Авторитетом таким для них может быть Дед Мороз. Они в него верят, на это и делается весь упор. Наше сообщество так и называется – «Общество Деда Мороза», или ОДМ. Вот смотрите, как я с детишками пообщаюсь. Дети! Кто к вам на Новый Год с мешком подарков приходит?

– Дед Мороз!

– Правильно. Но не думайте, что он лишь подарки детям раздаёт. Вы его сейчас не видите, а он вас всё время видит, и смотрит: достойны ли вы его подарков и любви его к вам, ведёте ли себя так, как это в его Книге специальной записано о правилах вашего поведения. Слушайтесь родителей, ведите себя так, чтобы ни их, ни Деда Мороза не огорчать, и будет вам от него любовь.

– Молодой человек, какое же отличное это ваше ОДМ! Какие правильные слова!

– Спасибо! Рад, что вам понравилось. Если вы не против, я буду с вашими детьми периодически общаться, учить их тому, как надо поступать, чтобы не огорчать Деда Мороза.

– Конечно, не против. Только вот сейчас-то они пока в Деда Мороза верят, а подрастут, в школу пойдут, поймут, что это сказка, выдумка – тогда как?

– Ничего, мы и тогда для них нужное слово найдём.

– А как вас звать?

– Я же помощник Деда Мороза – зовут меня Снегирь.

Прошло несколько лет, детишки уже в школе в первых классах учатся. Все эти годы Снегирь с ними встречается, общаются. Он им про Деда Мороза и про его Книгу рассказывает, и про чудеса, которые он творить может. А на Новый Год к ним и сам Дед Мороз приходит, приносит подарки, купленные на деньги, которые Снегирь с родителей собирает.

Родители довольны своими детьми – общение со Снегирём и вера в Деда Мороза явно им на пользу. Опасаются только: подрастут и поймут, что обманывали их с целью, чтобы лишь хорошего поведения от них добиться. Ведь это для них может быть психологической травмой... Но Снегирь их успокаивает: не волнуйтесь! Видимо, надо довериться ему и далее, его сообщество показало, что умеет с детьми работать.

Дети растут, расширяются их знания и представления о мире. И одним из этих новых знаний и представлений стало для них осознание смерти, конечности жизни человека. Что ж, наступает новый этап и в их вере. Снегирь объясняет детям, что люди – это есть творение Деда Мороза. Он их сотворил, и пустил в этот жестокий мир на проверку: кто из них покажет себя достойным того, чтобы он забрал их к себе в его Царствие, в Мир Загробный.

– Снегирь, а как это можно у него заслужить?

– Это несложно. Надо лишь в него верить, в его храмы ходить регулярно, специальные ледяные сосульки там покупать, ставить их в подсосульники перед фигурками Деда Мороза и Снегурочки, молиться и смотреть, как эти сосульки тают от вашей любви к Творцу нашему. Конечно же, надо соблюдать все его заповеди из его Книги. Если же что-либо нарушите – попросите у Творца прощения. Он всемилостив, он простит, только в храм ещё чаще ходить надо, сосулек надо больше ставить.

Страх смерти и обещаемая возможность «спасения» – это очень мощное средство манипуляции людьми, их сознанием.

И опять родители, в общем-то, довольны своими детьми. Замечают, правда, что круг интересов у них неширок, разговоры всё более о Деде Морозе, а какие-либо мнения и оценки у них не самостоятельные, не на их собственные размышления опираются, а являются лишь цитатами и догмами из Книги. Цитаты эти и объяснения из Книги взятые, Снегирём им подсказанные, чаще всего не вяжутся ни с логикой, ни со знаниями и представлениями их родителей или учителей. Понятия «логика», «здравый смысл» они, опять же, с подачи Снегиря стали намеренно и с наигранным пренебрежением как бы в кавычки ставить. Отрицание этих понятий для оценки их веры, они представляют как раз таки как некое подтверждение её истинности. Истину, данную свыше, нельзя, видите ли, доказывать с помощью логики или здравого смысла, в неё можно только верить. Переубедить их невозможно. Вплоть до обид за то, что кем-то могут объявляться неверными утверждения, взятые из Книги, подвергается сомнению их вера.

Вот дети уже и подросткового возраста достигли, когда мальчики начинают заглядываться на девочек, а девочки на мальчиков. Родители это воспринимают с полным пониманием – человек часть Природы. Сексуальное влечение – это столь же естественное и нормальное чувство, как, например, чувство голода.

Никаким волевым усилием человек не способен подавить в себе это чувство, оно заложено в него Природой для продолжения вида. Но человек, он на то и человек, он может управлять своим поведением, может не давать этому чувству преобладать над разумом, над стремлением к нравственному поведению. Для этого надо нравственность человека, человеческого общества повышать.

А что же наш Снегирь? Что он скажет? Что там в Книге? Там всё перевёрнуто с ног на голову. Там это, заложенное Природой чувство используется как ещё одно средство для манипулирования сознанием адептов веры в Творца. Объявляется, что мысли о сексе – это грех. Даже и рождение человека – это акт греховный, поскольку является результатом греховного влечения мужчины к женщине.

Психологически это очень умно сделано. Объявляется греховным то, что человеку присуще, является для него и для его вида совершенно естественным, необходимым. И вот вера в Творца с постулатами и догмами, изложенными в Книге, переводит человека в разряд неисправимых и вечных грешников с их «первородным грехом». Это, во-первых, для человека является подтверждением истинности веры и Книги, поскольку она «знает», оказывается, все его тайные желания и страсти. Во-вторых, это вводит человека в состояние вечной вины, он становится ещё более управляемым, ещё более зависимым от своей веры.

Для общества же это оборачивается большой проблемой. Внушение о греховности мыслей о сексе порождает в человеке гремучую смесь из влечения и стыда. А у мужчин – это ещё и агрессия к «греховной» природе женщины, которая это влечение, эти мысли «греховные» в нём пробуждает. Логично предположить, что одним из проявлений этой агрессии как раз и являются акты сексуального насилия над женщиной. Женщина ведь недостойна же уважения, она греховна, это она мужчину на грех провоцирует, даже и тем лишь, что она, порождающая грех, вообще в природе существует. То есть, сексуальное насилие – это ещё и своего рода акт мести. Или утверждение власти подлого насильника над своей жертвой, или в общем случае – мужского рода над женским. Это лишь наиболее резкая форма этой привитой обществу агрессии. А чем, например, не агрессия – дискриминация женщин?

И вообще, в том, что женщина изнасилована, виновата сама женщина, так Снегирь и объясняет: «Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права».

То есть, действительно, всё с ног на голову поставил. А ведь он, духовный пастырь, должен был сказать в общество следующее: «Не насиловать ни при каких условиях – каким бы ни было сильным твоё сексуальное влечение, какой бы беззащитной в сравнении с тобой женщина ни была, не говоря уж о ребёнке. Насилие – это не только подлость и преступление по отношению к твоей жертве, к её личности, это опускание себя ниже уровня животных, не знающих, что такое сексуальное насилие, не допускающих его».

Но ему зачем это нужно – волков-то воспитывать? Ему нужно овечек обвинять во всех грехах мирских, в храмы их загонять числом как можно более.

А как там дальше наши дети? Они выросли, окончили школу, вступили во взрослую жизнь. И вот они сталкиваются с несправедливостью этого взрослого мира. Видят, что власти могут быть некомпетентными, а то так и просто лживыми и подлыми. Им бы возмутиться, настаивать на изменении существующих порядков. Снегиря об этом спрашивают. Он им отвечает, что власть любая – она Творцом утверждена, и быть против власти – это против Творца быть, это вот как раз грех и есть...

На этом моя притча заканчивается, вот на этой основной идее религии, из-за которой она всегда востребована властями, всегда будет ими поддерживаться. Создатели религий людьми были куда как неглупыми.

– Спасибо, Марина, за притчу, за чтение. По сути дела ты в ней подытожила то, о чём мы с Романом эти два дня говорили.

– Только, Максим, у этой моей притчи продолжение есть. Среди наших поселенцев есть наш давний знакомый – Дмитрий Гольцов. Он так её продолжил:

Но была пара закадычных друзей, Васька и Петька, которые тайком подсмотрели, что настоящие подарки, а не конфетки от Деда Мороза, им под ёлку кладут родители. И почему-то к самим родителям Дед Мороз не приходит и ничего не дарит.

Идея с Загробным Миром им поначалу понравилась, однако, Дед Мороз у них уже вызывал сомнения. Посчитали они, что всю жизнь ходить к Снегирю в храм и молиться ради какого-то Загробного Мира, который ещё неизвестно, есть ли вообще – это тоска зелёная. Надо в этом мире жить достойно и интересно – Васька пошел в авиамодельный кружок, да ещё и на скрипке учиться играть, а Петька в кружок математиков и программистов, а ещё в изостудию.

Пошалить же им, как и всем детям, тоже случалось. Как-то, играя в футбол, разбили окно одной старушке, сначала-то испугались и убежали. Они потом не на тайную исповедь к Снегирю пошли, и не сосульки в храме ставить. Пошли и признались родителям. Не из-за страха наказания от Всевидящего Деда Мороза, а стыдно им стало за своё баловство, от которого кто-то пострадал. Это им их родители так говорили, учили не лгать, отвечать за свои поступки.

Закончили наши ребята школу, отслужили в армии, женились на своих бывших одноклассницах, детишек с ними нарожали. Знания и навыки разносторонние, полученные ими в школе, в кружках и секциях, помогали им по жизни. О загробном мире они и не вспоминали больше, а цель и смысл жизни своей видели в том, чтобы детей растить, а потом и внуков, и чтобы этот мир своими руками и трудами лучше делать, не надеясь при этом на Деда Мороза или на какие-то другие «высшие силы».

Марина взялась кое-что прибрать на кухне, а Роман пошёл проводить Максима до его комнаты:

– Время уже позднее, завтра нам вставать рано. Я на дрезине тебя до станции отвезу к московскому поезду, он там останавливается, на нём ты быстрей до Москвы доедешь, чем на электричке пришлось бы. Разговоры наши философские мы с тобой ещё продолжим, не в последний раз видимся...