Спасибо Стране Восходящего солнца

Виктор Бондарчук
                Спасибо Стране Восходящего Солнца.
      1971 год. Владивосток. Дальневосточное морское пароходство, в составе которого почти триста пятьдесят судов. Оно нынче зовется ФЕСКО, и от него скоро останутся рожки да ножки. Не дай Бог конечно. Ближайшая шмуточная страна Япония. В Южную Корею наши суда не заходят, нет дипломатических отношений. Китай еще нищий и голодный, а Сингапур далеко, туда попадает десятая часть флота пароходства. Я матрос второго класса с окладом в 68 рублей и сколько то копеек. У первого класса оклад 75 рублей. В 1974 году оклады повысят до ста рублей, и эта сумма останется вплоть до развала Союза. Моряки смеются, заберите зарплату, дайте поработать на линии Владивосток – Япония. Страна Восходящего Солнца подкармливает морской люд. Вернее не подкармливает, а кормит. Рейс на Японию с круглым лесом в среднем длится десять суток. Морякам положена валюта из расчета двадцать процентов от должностного оклада. Так что матрос второго класса за эти десять суток получает где то в среднем тысячу иен. Если все по закону, без контрабанды, которая всегда была и будет, покупаю пять газовых женских косынок, цветных и красивых. Одна стоит сто иен. В Союзе ее купят прямо на борту за десять рублей. В городе, на «барахолке» дороже. Нормальная коммерция, когда за сто иен получаешь десять рублей. Ниже плохо, выше просто супер. На остальные пятьсот иен покупаются женские заколки. Пять цветных проволочек на картонке стоят пятьдесят иен и продается соответственно эта картонка за пять рублей. Если делать в месяц три рейса, то не напрягаясь получается очень высокая зарплата по меркам социализма. Наверное потому то и зарплата простого моряка такая мизерная. Параллельно к этому бизнесу Япония предлагает советским морякам тетроновые черные брюки. Синтетика сто процентов, но очень модные во флотской молодежной среде. К ним остроносые туфли на трех сантиметровом венском каблучке и свитера – водолазки белого и черного цветов. Чтобы совместить бизнес и шопинг, в Находке, в порту открытом для иностранцев, покупается валюта, то есть иены. Приобретается она у валютных проституток или фарцовщиков. Делая такой шаг, ты прекрасно понимаешь все последствия. Срок за незаконный оборот валюты от трех до восьми лет. И реально многие моряки отправились на зону не на шуточные сроки. Так что с того момента, как «левая» валюта попала в твой карман, ты себя чувствуешь в глубоком тылу врага. Против тебя милиция, КГБ, ОБХСС, таможня. А на судне первый помощник капитана, так называемый помполит или комиссар. Он не участвует в судовых работах, не несет вахт. Его задача одна и главная: следить за моряками днем и ночью. К этому товарищу еще пара – тройка замаскированных стукачей из моряков, завербованных за какие то мелкие провинности. И это на экипаж из двадцати пяти человек. А если учесть склонность русского народа к зависти, то Штирлиц в логове фашизма, просто пацан пацаном против морских контрабандистов. Еще в это время шла хорошо материя, так называемый гипюр. Похожая на занавески. Ее наверное для них и брали. И еще на свадебные платья. Материя шла по норме. Сколько то метров положено было в год. А так как она была очень объемная, то для контрабанды опасна. Массово, как заколки и косынки ее не покупали. Да и качественная материя стоит не дешево, для бизнеса не выгодно.
     1972 год, к косынкам, заколкам и гипюру японцы добавляют полу искусственную пряжу Мохер. Пишу ее с большой буквы, так как она этого вполне заслужила. Пять цветных мотков пряжи собраны в блок весом 125 грамм. Стоит этот блок триста иен. В Союзе двадцать пять рублей с борта судна. В городе тридцать. А на Севере, в Магадане и Сибири пятьдесят. Пряжа продержалась на рынке до 1985 года. Поправила материальное положение многих и многих моряков. И тут уже без контрабанды ну ни как. Ведь в год было положено для личных нужд моряка всего два килограмма. А если учесть, что громадный пакет на килограмм можно сжать  и уменьшить в пять раз, то понятно, товар со всех сторон просто хорош.
     С начала семидесятых годов моряки начинают приобретать джинсы, пока лично для себя. Это еще очень дорого, и для основной массы народа на Востоке не понятно. И снова японцы решают задачку в пользу русских моряков и в общем то всего советского народа, проживающего справа от Урала. В 1973 году впервые появляются джинсы, совместившие в себе два в одном: качество и дешевизну. И с этого момента начался джинсовый бум. Брюки за тысячу иен «уходили» от 180 рублей до 250. И они были в «теме» вплоть до начала автомобильного бума. Когда пойдут машины, все шмуточные дела отойдут в сторону. Моряки даже сами перестанут одеваться за границей. Партийные боссы очень даже удивлялись джинсовому феномену. Как так, простые брюки, чуть ли не роба, стоят дороже костюма из настоящей шерсти. Но дальше этого удивления дело не пошло, так и проудивлялись, пока не были сметены перестройкой. Конечно, были и другие джинсовые страны, тот же Гонконг с Сингапуром. Но там не смогли решить задачу качества и цены. «Левис» стоил дорого, а дешевка на бизнес не катила. А если быть полностью объективным, то даже самые качественные японские джинсы на порядок уступали и уступают настоящим американским.
     Еще в этот период, 1972 – 74 годы мелькнут и быстро сойдут на нет женские сапоги – чулки. То ли от того, что не у всех женщин ноги идеальные, то ли от их низкого качества. Стоили они дорого, а выдерживали от силы два – три месяца. Да и с обувью совдепия создавала более – менее конкуренцию. Если не лениться стоять в очередях, то вполне возможно приобрести итальянские, австрийские и югославские туфли и сапожки. Но в этом секторе жестко действовали береговые спекулянты. Еще с 1973 года Япония оденет моряков в куртки – аляски. Синие с наружи, ярко – алые внутри, они на тридцать лет станут основной одеждой и визитной карточкой моряков.
     1979 год, Япония порадовала моряков новым товаром массового спроса. Ковры 3 метра на 2, самый ходовой размер, хлынули в страну. Это уже были отголоски большого бизнеса. За ковер получали полторы тысячи рублей. Правда такую крупную вещь контрабандой не провезешь, и на таможенной декларации должны быть деньги на его покупку, стоимостью в десять тысяч иен. Приходилось копить иены на ковер, а контрабандой возить пряжу и джинсы. В это же время на судах усиливают контроль за моряками. Создаются добровольные таможенные группы из числа самих моряков. И когда люди возвращаются из увольнения, их эти самые добровольцы тщательно досматривают. Кстати, в эти группы шли совсем не по принуждению, досматривали тщательно. За это добровольцы ничего не получали, трудились – старались так сказать бескорыстно, от любви к «искусству». Что еще раз подтверждает склонность советских людей к зависти, желанию давить тех, кто умнее, предприимчивее, лучше. Да и вообще то социализм – это сообщество середнячков, для которых люди наделенные талантом и просто блестящими способностями, как не проходящая зубная боль. И если бы я начал все сначала, но уже при нынешней системе, то никогда бы не работал в чисто русском экипаже, хотя сам русский. Ковры это первый и единственный товар, который государство заблокировало, выкинув на рынок в 1983 году ковры из Индии, Турции и Афганистана. Ими были завалены в то время все ГУМы и ЦУМы. Они были на три порядка качественнее японских. Те шли только для украшения стен. Кстати, ковры за десять тысяч иен производились только для Союза. И когда спрос на них упал, прекратилось и производство. Сейчас в японских магазинах такой дешевки просто нет.
     1985 год, советские моряки начинают присматриваться к аудио и видео технике. Япония начала выпуск приемлемых для коммерции аппаратов. Раньше магнитофоны покупались лично для себя, для дома, для семьи. И этот товар уже не делится для своих и для русских. Магнитофоны стоят гораздо дороже ковров, но и рублевая цена на них тоже выше. И это уже серьезный бизнес, на который активно покушаются работники ОБХСС. В комиссионке Шарп – 777 стоил три с половиной тысячи рублей, а это половина от задроченных Жигулей. А были аппараты и покруче. И если моряк попадался при продаже магнитофона, то этот самый магнитофон отходил товарищам из Органов, а прогоревший моряк снова вкручивался в спираль опасной коммерции, которая на языке социализма называлась воровством и спекуляцией.
     Потом грянула перестройка, границы открыли. И великая страна Япония подарила нам плоды своего автопрома. В страну хлынули праворульные легковушки, которые похоронили отечественные «Москвичи» и оттеснили на задний план «Жигули». Основная масса народа в России решила личную транспортную проблему. Сегодня уже никого не удивляет, что в семье может быть три машины. Это шикарный подарок японского народа простому русскому. Власть имущие конечно скрипят зубами. Ведь быдло на дешевых машинах путается у них под ногами – колесами, ни проехать, ни пойти. Ведь для быдла есть общественный транспорт, вот пусть им и пользуются. И это буквально озвучила Ксюша Собчак на всю страну. Так что опять благодарность Японии, великой стране, а не нашей власти, которая не способна построить свои дороги под эти чужие автомобили.
   И сегодня, когда в нашей стране кажется есть все, и это все можно купить, Япония продолжает радовать моряков. Везется авто резина, качественное спиртное, ноутбуки, горные лыжи и снаряжение, велосипеды и мопеды. Все это в основном б/у, но для России это хорошие товары. Мы продолжаем с радостью подбирать крошки с чужого стола. Ведь для производства всего этого мы не способны. И не надо дергаться, какой спрос с импотента. Везутся даже дешевые и качественные японские продукты, вплоть до куриных яиц. Чему я сам свидетель, и чему был очень удивлен, если не сказать поражен.
   Когда за спиной сорок лет морского труда, тяжелого и опасного, я благодарю Бога, что он расположил Японию так близко от Владивостока. Снимаю шляпу перед японским народом, я горжусь этой страной.
   Наша власть «извертелась на пупе», все пытается придумать идею, способную объединить нацию. Найти то, что будет общим для богатого и бедного, здорового и больного, умного и не очень. Я лично думаю, что это могла бы стать гордость. Вот когда бедные будут гордиться своими богатыми. А эти богатые своим трудолюбивым и разумным народом. Когда все мы будем гордиться своей армией и милицией. Когда мы будем восхищаться своей мудрой властью, тогда и не надо будет ничего придумывать. Страна станет другой. Могущественной и процветающей. Это мое личное мнение. Как и личное отношение к Японии, с которой я был связан всю свою флотскую жизнь.
   Постскриптум: 1976 год. Большая часть флота работает на американской линии. Отношения между нашей страной и Соединенными Штатами просто отличные. При встречах с американцами, которые постоянные гости на наших судах, мы гордимся своей Родиной. Да, мы еще бедные, но ведь за нашей спиной тяжелая история, страшная война. А вот сегодня у нас мощная армия, мы лидеры в космосе. А какие у нас сухогрузы, на которых мы пришли в Штаты: современные и скоростные. И вообще, все у нас тип – топ.  И искренне верили, что все будет еще лучше, и совсем скоро. Не получилось, предательство оказалось сильнее. Американцы смотрели тогда на нас с уважением. Сегодня мы им неинтересны. Сегодня на наших судах, стоящих в американских портах, появляются только эмигранты. Наши бывшие соотечественники. И только для того, чтобы похвалить себя, что вовремя свалили из России.