Параллели. За что олигарха розгами пороли

Маленёв Павел Артемьевич
ПАРАЛЛЕЛИ. За что олигарха розгами пороли

  Я НА ПЛАТФОРМЕ НАШЕГО "СЕГОДНЯ" ВО ИМЯ "ЗАВТРА" ЕДУ ВО "ВЧЕРА"

"... Что продавали из своего отечества эти люди?
    Разное.
    Концессию на постройку конно-железной дороги, внезапно открытые в Тульской губернии золотые россыпи, угольные копи, железную руду, подъездные пути с правительственной гарантией, великолепно оборудованные заводы, обеспеченные казёнными заказами, необозримые леса.
    Всё.
    Что только можно было продать в отечестве своём.
    Кому это принадлежало?
    Только не им.
    Все эти земли, руды, леса, заводы принадлежали городам, крестьянским обществам...
    Только не им.

Кого-кого только не было в этой предприимчивой толпе... Один из этой стаи... приковал моё внимание... Глаза его постоянно бегали по всем предметам вокруг и мягко и с теплотою  останавливались на серебряных ложках.
Его глаза бегали по цепочкам, по булавкам, по пальцам рук собеседников, словно отыскивали перстни.
И когда вы при нём вынимали не только золотой, но даже серебряный портсигар, нам становилось как-то неловко.
Вы видели, как он устремлёнными глазами взвешивал ваш портсигар, в душе уже шёл в ссудную кассу, закладывал... 
Вы чувствовали, что сквозь сукно, подкладку, кожу он пересчитывает деньги в вашем бумажнике.
Такой это был предприимчивый человек!

 На меня вдруг нахлынули воспоминания.
Тайга... Только дятел где-то стучит.
И затерянная в тайге Онорская тюрьма.
У отворенных дверей канцелярии - скамья, на которой порют арестантов, - "кобыла". Палач и длинные, как удочки, розги.
За столом канцелярии смотритель и доктор.
- Бродяга Иван Непомнящий!
К столу подходит вот этот самый молодой человек с беспокойными глазами, полураздетый.
Глаза бегают вокруг, с предмета на предмет, и, кажется, уже тащат со стола чернильницу.
- Подвергался телесным наказаниям?
- Никак, нет, ваше высокобродие!
- Карпов, потри.
Надзиратель Карпов берёт суконку и трёт Непомнящему спину.
- Пробовал! - усмехается надзиратель.
Мы глядим.
На покрасневшей спине вдоль, поперёк, крест-накрест белые полоски - следы "заданных" розог.
- Обывалый. Иди ложись!
Я зажмуриваю глаза. Противный, ужасный свист розги, рассекающей воздух.

+++

- Позвольте вас...
Молодой человек с беспокойными глазами шёл на меня с моим знакомым... Я готов был кинуться
к нему, схватить его за руку.
- Удалось? Бежали? Освободились из того ада? Поздравляю! Как я счастлив видеть вас здесь, среди жизни! Ведь это настоящее воскресение из мёртвых!

Но мой знакомый успел отрекомендовать:
- Позвольте вас познакомить. Господин Каталажкин, известный предприниматель!
А он стоял передо мной улыбающийся!
Обрадованный, я спросил почти с умилением:
- Устраиваете большое предприятие?
Он отвечал голосом, полным достоинства и снисходительности:
- Рудное дело и устройство подъездного пути. Кончаю с группой французских и бельгийских капиталистов
- Миллионное дело?
- Тридцать четыре***.
Он сказал это удивительно просто".

В.М.Дорошевич, русский публицист-фельетонист. Нашествие иноплеменников (Отрывок). Газета "Русское слово", 1902 г., 6-7 октября. 

*** В настоящее время - миллиарды (Прим. П.М.)