Цивилизационный кризис - история одной болезни

Юрий Тявин
    Кризисы:  цивилизационный и демографический;
                или история одной болезни.
кризис – резкий крутой перелом.
Мы много лет говорили о демографическом кризисе, наломано немало копий, в попытки исправить демографические показатели, вложены миллиарды, а рождаемость неуклонно падает.  И очень большой вопрос в способности нацпроектов  вытянуть ситуацию, больше верится в быль о новом способе дележа накопленных богатств.
Наконец, до нас стало доходить, что речь идёт не о демографическом, а о цивилизационном кризисе, вещи в истории цивилизации обыденной и, можно даже сказать заурядной.  Своей заурядностью он очень похож на детские болезни, раньше, его можно было сравнить с корью, которой обязательно переболеешь, но в детстве она, как и свинка, переносится легче. 
Цивилизационный кризис является закономерным в истории любой цивилизации, но, находясь внутри его, ты его не замечаешь принимая за обычное бедствие, а по прошествии времени историки трактуют эти события  исходя из задач эпохи, к которой они принадлежат.
  Не являясь специалистом в области Истории и имея перед глазами только кризис, в котором сами мы и оказались, трудно выделить наиболее точные симптомы, боль всегда бывает одной – доминирующей, а какие мелкие предболезни ей предшествовали, может помочь только тщательно собранный анамнез и знание патогенеза (чего нам и не хватает).
  Попытаемся использовать проверенный инструментарий  терапевта к  болезни социальной.
Жалобы больного: в течении 50 лет неуклонно падает рождаемость, неуклонно ухудшается здоровье нации, а  расходы на его поддержание угрожающе увеличиваются, растёт количество людей нарушающих законы, неуклонно падает эффективность государственного управления вследствии чего началось дробление государства и сжатие его территории до границ занимаемых им на момент кризиса предыдущего (мистика какая-то, но процентов на 90 – мы в границах  оставленных нам Иваном Грозным), неуклонно растёт семейное и дружеское насилие ( 90 процентов убитых знали друг-друга, и часто считались приятелями), в войсках падает дисциплина и в них всё чаще призывают инородцев.
Анамнез морби (история заболевания): ХIХ век казался крайне благополучным, начавшись с великих побед, он нам даёт примеры высочайших взлётов духа и мизерной преступности, но именно он и даёт нам начало величайших потрясений и бедствий.
Неэффективность государственного управления проявилось уже в середине века – позорным поражением в так хорошо начавшейся  Русско-турецкой войне, героизм защитников Севастополя дал лишь точку,  спасшую  нас от моральной деградации;
поражение в Крымской войне дало толчок и, через двадцать, лет Скобелев узрел минареты Стамбула. Но, именно в ХIХ веке взорвалась бомба, заложенная патриархом Никоном, бомба универсализации Церкви и Духа, универсализовав Церковь и организацию Духа он заложил основу отмены патриаршества, для однообразного Духа не нужен  единый духовный авторитет, его прекрасно заменяет символ – Императорская  Корона;  Пётр отменил патриаршество.  Единообразная церковь  не могла отвечать на требования мятежного духа эпохи просвещения, и элита её практически отвергла, сделала вторичной, регрессировав под крыло Языческого  Апполона  - покровителя  Муз.  Отвергла не по мотивам безбожия, а потому, что эта церковь не могла уже дать покоя её, Элиты, мятущейся  душе.
Унижение Церкви при всеобщей христианизации никто не заметил, не заметила, прежде всего она сама.  Дух   Элиты  начал развиваться в Язычестве  Апполона,  бога второй категории, бога посланника, посредника, любимого сына Великой Матери,- матриархат тихохонько входил в Патриархальный мир.  Патриарха нет, а Свет сам и проказничал с Апполоном (два храма Апполона в Москве и Петербурге даже не скрывали своё языческое происхождение) переход к матриархату прошел постепенно и незаметно.   Внезапно,  женские способы управления стали считаться моральными, а мужские аморальными, мораль сменила координаты, а никто этого и не заметил.
  Деградация  Мужского  Духа – и два поражения в войнах  начала  ХХ века, и закономерный приход того, кто успокоил (и упокоил)  мятущийся Дух Элиты, - Отца Народов. Он создал новую систему  Универсализации  Духа,  создал  Систему  вечного и счастливого Детства, общество вечно жаждущих потребителей. ( Каждому по потребностям!  Чаще, конечно, по Мордам, но это казалось исключением, и счастливо не замечалось).
Дети могут быть гениями, трудягами, но не родителями и стойкими Воинами.
Честь и достоинство – это черты зрелого мужа, а не жаждущего игрушек, удовольствий и инфантильного секса ребёнка, - государственный аппарат созданный Великим Отцом, без него работает сам на себя.
Дети не могут быть хорошими Родителями – аксиома не требующая доказательств, поэтому отказ от рождения детей – вполне ожидаемая реакция и истинная причина Демографической Катастрофы.
Этиология заболевания:  кризисы во всех системах имеют одну и ту же природу – нарастающее напряжение приводит слому существующих механизмов его удержания, а попытки их восстановления  лишь усугубляют положение.
нарастающее разнообразие жизни в ХIХ веке породило невиданное до этого многообразие путей формирования  Духа, который не мог быть стабилизирован традиционной универсализированной Религиозной системой и наиболее подвижная и значимая часть Этноса – его Элита, регрессировала на более ранние ступени развития – регрессировала в Язычество, при этом в ней отсутствовало ясное понимание процесса и, высвобождение Энергии  Духа при регрессии,  воспринималось как указание на правильность выбранного  пути, ибо происходила временная стабилизация психики.