Друг напротив друга

Леонард Зиновьев
Обрывки зеленых обоев на сочно-серых бетонных стенах имели на свету какой-то слегка засаленный оттенок. Похоже, что вся квартира была когда-то оклеена обоями одного цвета. Внутри голой бетонной коробки звуки раздавались звонок и гулко.

Это ненадолго, подумала Инна. Скудная мебель сгрудилась внизу, у подъезда, ожидая подъема на третий этаж. Кое-что из вещей уже было в квартире; несколько кактусов стояли на подоконнике. И конечно же ей придется хоть как-нибудь помочь Олегу.  Хоть чем-нибудь -  не стоять же здесь без дела, хотя спина еще ныла после падения с велосипеда.

Она прошла по коридору и вышла на лестничную площадку. Подъезд на уровне площадки представлял собой глубокие бетонные закоулки. Длинный коридор, в котором находилось несколько квартир, начинался в угловом закутке лестничной площадки; от нее он был отделен железной дверью, выкрашенной синей краской. На дощечке возле двери были прикреплены несколько звонков. Наш от номер -  двадцать два, подумала Инна, не забыть бы. Подъезд имел совершенно нежилой вид.
 
Где-то внизу со скрипом распахнулась дверь подъезда, и послышались несколько голосов. Похоже, тащат диван. Инна решила, что будет лучше, если она пока присмотрит за квартирой.
По лестнице взбежала девушка. Ступив на площадку, она увидела Инну и на секунду остановилась, растерянно глядя на нее. Девушка была среднего роста и с весьма пропорциональными, правильными  чертами лица. Через пару секунд ее замешательство прошло; она робко улыбнулась одними губами и направилась прямо к Инне.

- Здравствуйте, -  сказала она. -  Вы наши новые соседи?

- Добрый день, -  ответила Инна. -  Совершенно верно, мы ваши новые соседи.

Девушка замялась.

- Это у вас на окне стоят такие красивые кактусы? -  спросила она.

- У нас.

На площадку, пыхтя, вскарабкались Олег и его друг, которого она попросил помочь при переезде. Сгорбившись и семеня, они волокли под бока бежевый диванчик. Инна и ее соседка отступили в сторону. Здесь я ему, конечно, помочь ничем не могу, подумала Инна.

- Ну что, уже нашла с кем поболтать? -  на ходу шутливо бросил ей Олег.

- Меня зовут Вика, - сказала девушка. - Я живу в девятнадцатой квартире. Можно сказать, напротив вас.

Инна представилась в ответ. Вблизи Вика не казалась слишком уж юной, но, во всяком случае, была младше Инны.

- Я все же зайду посмотреть на ваши кактусы. Обожаю кактусы -  у меня их дома тридцать шесть.

-  Заходите попозже, ладно?

- Конечно попозже. Я сейчас и так спешу. На пять минут домой, а потом обратно в школу…
Заметив недоуменный взгляд Инны, она пояснила:

-  Я там работаю.

Через час все вещи уже были в квартире. Инна, чем могла, помогала Олегу, несмотря на ноющую спину: принесла стулья, цветы в горшках, коробки с одеждой и обувью и даже тот самый велосипед, с которого упала. Бегая вверх-вниз по лестнице, Инна ни разу не увидела никого из обитателей подъезда.

Вика заглянула к ним в шесть вечера. Судя по ее внешнему виду -  она была в куртке, в кроссовках и с сумкой через плечо -  прямо с работы.

- Надеюсь, я не нарушила вашу семейную идиллию? -  спросила она с порога.

-Нет-нет, -  ответила Инна. -  Совсем наоборот…Выглядите вы вполне прилично, и с вами можно иметь дело. В первый раз вижу, чтобы соседи знакомились с нами первыми -  со мной, по крайней мере.

- В моей практике такое тоже случается в первый раз, -  присовокупил Олег, выходя из комнаты. -  И подъезд какой-то… необитаемый.

- Проходите, -  Инна указала в сторону комнаты. -  Только мы, знаете ли, въехали только сегодня… Так что виду у нашего жилища соответствующий…

- Да ладно… Мое жилище выглядит ничуть не лучше… Какая прелесть -  у вас на кухне стулья, а не табуретки…

- Это Олег…

Олег кивнул. Вика внимательно посмотрела на него. Ему уже, наверное, за тридцать, отметила она про себя, он еще старше Инны.

- Вика… -  ответила она.

Вика села на диван. Олег невнятно извинился и ушел на кухню, потом вернулся и сел в кресло напротив.

-  А вот с жильцами у нас и впрямь беда, -  продолжила она. -  Нет, люди здесь, конечно, есть. Я сама живу здесь два года -  и никого из соседей не знаю.

- Как так?

- Очень просто: днем все работают, дети в школе; вечером все спешат к семейному очагу, в выходные тоже заняты семьей… За эти два года я ни разу не перекинулась ни единым словом ни с кем… Хотя соседей своих иногда вижу…

От предложенного чая Вика отказалась наотрез -  все равно сейчас к себе пойду.

- Вы в школе работаете? -  спросила Инна.

- Угу, - с неохотой отозвалась Вика. -  Преподаю географию…

Вид у Вики вдруг стал такой, словно она стеснялась своих занятий.

– Замужем?

Вика опустила голову и вздохнула:

- Мне патологически не везет с мужчинами… До сих пор не встретила хорошего, достойного человека… Ладно, не будем об этом…

Повисла пауза.

- А я -  психолог, - сказала Инна.


- Психоаналитик?
- Да нет… Я на заводе работаю… Уже восемь лет.

- А я -  хирург, в областной больнице работаю… - сказал Олег.

Странный разговор не клеился. Вика вдруг засуетилась:

- Да, совсем забыла… Можно взглянуть на ваши кактусы?

- Пожалуйста, - Инна несколько растерянно указала на подоконник.

Они подошли к подоконнику.

- Ой, какая прелесть! -  восторженно сказала Вика.

Кактусов было три, все были маленькими, и каждый сидел в своем цилиндрическом пластмассовом горшочке, сделанном непонятно из чего.

- Как это вы увидели их с улицы? -  спросила Инна.

-Я хорошо вижу все хорошее и красивое. И плохое тоже вижу… Ну да ладно… Никогда не видела таких кактусов… У него щетина вместо игл…. Как он называется?
Инна только пожала плечами - она мало что понимала в кактусах.

-  Интересуетесь кактусами?

- Ага. Просто обожаю их. Еще зверюшек люблю… -  Вика улыбнулась. -  Можно, я шишечку себе отломлю?… -  она показала на кактус.

Инна вздохнула:

- Не люблю растения обижать…

Шишечку она отпилила кухонным ножом. Вика приняла ее с благодарностью.

- Не беспокойтесь, я буду за ним ухаживать… Земля и горшочек у меня тоже есть…

Вика посмотрела на часы.

- Не уходите, -  сказала Инна.

- Мне пора. Мне еще контрольные проверять. Поймите меня правильно -  три класса, шестьдесят с лишним работ…-  она вдруг тяжело вздохнула. -  Уже четыре года там работаю…Как же я устала от этой работы!…

Она улыбнулась еще раз.

-  Поймите, я не за кактусом зашла к вам на самом деле… -   продолжила она. -  Спасибо вам большое за хороший вечер…

Она направилась к двери. Инне не оставалось ничего другого, как сопроводить ее.

- Заходите ко мне… Квартира девятнадцать….

Инна и Олег остались одни. Они сели на диван. Инна как-то рассеянно улыбалась.

-  Что улыбаешься? -  Олег игриво потрепал ее по волосам.

- Как хорошо, что у нас есть такой хороший человек по соседству… Можно сказать, что нам повезло… 

-  Согласен, -  ответвил Олег. -  Помнишь наше прежнее место жительства… Я тоже думал, что с соседями нам не повезет и здесь…
Он встал, потоптался на месте и задумчиво оторвал от стены клок зеленых обоев.

- Я ее о многом хотела расспросить… Ладно, расспрошу в другой раз…

- Да, хорошо, когда знаешь кого-то из соседей… А еще лучше, если это -  приличный человек…

На следующий день Инна в первый раз отправилась на работу с нового места. Идя утром по дорожке, по диагонали пересекающей миниатюрный дворик, она старалась -  на всякий случай

-  запомнить каждую деталь нового окружающего ландшафта.  Не завидую я здешним детям, подумала Инна. Из развлечений во дворе была только песочница и качели.
Вечером она догнала на углу дома Олега. Идти вместе было не так скучно. А свернув за угол и оказавшись во дворе, они увидели Вику -  та отпирала железную дверь подъезда.

- Вика! - окликнула ее Инна.

Вика приоткрыла отпертую дверь и обернулась. Инна и Олег помахали ей. Она махнула в ответ. Они быстро взбежали по бетонным ступеням подъезда.

- Приветствую! -  Вика расцвела от радости, когда Инна

Олег приблизились к ней.

- Вечер добрый! -  ответили они.

Вика засмущалась, как вчера на площадке. Она постояла еще несколько секунд, поглаживая пальцем застывшие сварочные капли металла там, где к ржавой некрашеной двери была приварена железная ручка.

- Не хотите ли заглянуть ко мне? -  спросила она.

Они переглянулись.

- А отчего бы не зайти… - предположил Олег.

- Да, отчего бы не зайти… - согласилась Инна.

Они поднялись по уже знакомой лестнице. Вика отперла деревянную входную дверь своей квартиры. Они шагнули в застоявшийся квартирный воздух.

-  Вот этого я терпеть не могу, -  прокомментировала Вика. -  После улицы здесь так душно…

Она сняла кроссовки, быстро прошла в комнату и начала спешно открывать форточки. Викина квартира и впрямь выглядела ничуть не лучше их квартиры -  желтые обои, выгоревшие так, что рисунок слился, скудная мебель и пол без ковра; только в прихожей лежал половик.
Инну и Олега она усадила на диван.

- Подождите, я пока приготовлю ужин…

- Ужин? -  переспросил Олег.

- Ой, нет спасибо, мы поужинаем дома… - ответила Инна.

- Нет, нет… Я хочу, чтобы вы побыли у меня. Прошу вас -  у меня так редко бывают гости…

Она поставила стул напротив дивана, села на него и посмотрела на Инну и Олега.

- Прошу вас -  побудьте у меня хотя бы часик… Вы мне совсем не тягость…

- Хорошо… -  ответила Инна. -  Посидим, пока не выгоните нас…

- Я вас не выгоню, - ответила Вика совершенно серьезно, глядя на Инну в упор. -  Я от вас никогда не устану…

Они сидели молча - глядя друг на друга - еще несколько секунд. Вика вздохнула.

- Знаете… -  вдруг сказала она как-то нерешительно. -   Вот мы сидим друг напротив друга и…

Она снова замолчала, пытаясь подобрать нужные слова.

- Знаете, меня тоже посетила такая мысль, -  ответила Инна, улыбнувшись. -  Казалось бы, разные люди…

Она тоже вдруг замолчала.

Вика тряхнула головой, преодолевая задумчивость.

- Побудьте пока у меня, ладно?… Да, мы разные люди… разного возраста даже…Я хочу сказать… Нам лучше… дружить…

- Согласны, -  ответил Олег. -  Таких порядочных соседей дай бог каждому…

- Посмотрите, ваш кактус у меня прижился, -  Вика показала на подоконник. -  Ладно, пойду приготовлю ужин… Я быстро…

2002