На узкой дорожке

Александр Надеждин-Жданов
Мороз стоял не экстремальный, но, по нашим местам, вполне достаточный, чтобы, встречаясь, люди, поеживаясь и подпрыгивая, говорили друг другу: «Холодно, однако».

Ночь тоже продвинулась не то, чтобы глубоко, - часы показывали вполне уютное вечернее время, - но, все же, было скорее поздно, чем рано. А поскольку, в связи с объявленной недавно зимой, солнце село уже давно, то и ночь длилась уже порядочно. Соответственно этому, было темно. Или, сказать точнее, должно было бы уже быть очень темно, если бы дело происходило на природе, но в городе, даже на такой отдаленной парковой дорожке, всегда почему-то светло. Видимо, городской свет отражается от низких облаков и все ненавязчиво освещает. А может быть, просто горели фонари, не могу сказать точно.

В общем, было морозно, поздно, темно, и дорожка в снегу была узка среди сугробов. А  собака была большая и черная. Скорее, гладкошерстная, чем наоборот. Но большая. Она стояла впереди посередине дорожки и смотрела прямо вперед на приближающегося меня. Говорят, что у хищников глаза посажены так, что они смотрят прямо вперед. А у их жертв глазные впадины слегка развернуты в стороны. Собака смотрела на меня прямо. Но и у меня глаза тоже посажены прямо, как у всех мужчин. У женщин глаза в этом смысле более раскосые. Может быть, именно поэтому собаки чувствуют в них жертв, а женщины, соответственно, больше, чем мужчины, боятся собак. Да и мужчин волоокие женщины привлекают, возможно именно потому, что своей посадкой глаз они как бы сразу говорят: «Я жертва, съешь меня».

Собака стояла, не шевелясь и в упор смотрела, как я подхожу. «Ну что, брат, - сказал я, подходя, - совсем замерз? Лапы-то без валенок. Не стоять надо в такой мороз, а бегать. Тогда согреешься». Собака подняла на меня голову, посмотрела, затем опустила, и, сделав шаг, уткнула мне ее в колени. Погладив собаку перчаткой по голове, за одним ухом, за другим, слева и справа под ее собачей челюстью, по упругой короткошерстой спине, я не почувствовал, что она дрожит. Наверное, такой мороз таким собакам не страшен. Даже без валенок. Мы еще немного поговорили. Потом собака развернулась, постояла секунду-другую и побежала назад. По своим делам.