Сказка Господня. ч. 17. НЕ ДАЛ БОГ УМА

Парамон Перегрин
 НЕ ДАЛ БОГ УМА

Хотя кое-кто смеет воображать, будто ум – дело наживное, спешу таких опти-мистов разочаровать: это такая штука, которая либо есть, либо ее нет. Так, ка-жется известный еврейский писатель Шолом Алейхем охарактеризовал такую тонкую материю, как талант.
   Мне, как и многим из вас, с этой штукой не повезло. Кто-то (подозреваю, что Бог) ушиб вашего слугу покорного еще в раннем детстве, так что с дифференциальными уравнениями второго порядка и с тройными интегралами у меня были постоянные проблемы, как говорят нынче – заморочки. Карьера не сложилась, богатств не нажил, так что похвастаться особенно и нечем. Оставалось лишь плюнуть на все мирское и отправиться в поисках Истины и Бога, что я и сделал. Кстати, как вам уже известно, нашел – не прошло и двух тысячелетий. Оказалось, что Богу дураки, вроде меня, не так уж и нужны. Сколько его не встречал, он постоянно напоминал, что пора бы и поумнеть, наконец! И при всем при этом ни разу не разъяснил, как же этого добиться. Никакой волшебной палочки не дал, и не раскрыл секретной магической формулы наподобие "Эне, бене, рекс". Набирайся ума, дескать, где хочешь!
  Сколько бесполезных усилий было приложено мною в этом направлении! Од-них умных книг прочитал тысяч пять, не меньше, а про газетные и журнальные статьи вообще молчу. И что же?! А ничего: складывал я, оказывается, знания в какую-то дырявую бочку. Сколько нальешь – столько и выльется. Возможно, что кое-что там и задерживалось, да отыскать эти крохи удается все реже и ре-же. Знать, глубок колодец познания, недолго и утонуть. А, не зная броду, как известно, не суйся в воду. Но никак не получается вечно сидеть на неизвестном берегу!  Проклятый горизонт неизведанности так и притягивает к себе, завывая ночами голосами всех сирен Эгейского моря.
  В общем, хоть и не дано нам выбиться из проклятой касты неприкасаемых в какие-нибудь брахманы, а все равно тянет куда-то вдаль и ввысь. И нет особого смысла противиться этим противоестественным и настойчивым желаниям. Раз оно существует, то надо сделать такой вывод: не мы его придумали, не нам за него и отвечать. Тому, кто в нас это заложил, запрограммировав наши умы и бренные тела на почти что вечное движение в неизвестность, за него и отвечать, а мы вообще здесь не при чем.  Так что смело набирайтесь ума, если, конечно, получится. В моем случае, к сожалению, ничего не вышло. И, тем не менее, все еще имею наглость оставаться оптимистом до мозга костей. И без ума можно прожить, истинно говорю, было бы счастье! Тоже нет?! Так ведь - будет или, по крайней мере, возможно – как возможно абсолютно все в этом мире. Так считают верующие, и мы не преминем примкнуть к их точке зрения. Очень это полезное мнение, перспективное. С ним как-то легче прозябать,  оно, как и песня, "строить и жить помогает". Да и кто сказал, что ум не вырабатывается в течение долгого эволюционного процесса? Даже на примере любой конкретной человеческой биографии можно проследить этапы приобщения существа к вселенской мудрости: зародыш повторяет всю эволюцию живой материи от клетки (вируса, бактерии) до новорожденного, который буквально за два-три года проходит путь от неандертальца до юного кроманьонца, а затем и до нашего современника, если раньше с правозащитниками или бандюками не повстречается. Значит, развитие, в том числе и умственное, все-таки существует?  Вне всякого сомнения! На то и придуманы всякого рода гимназии да университеты. Так что нечего слушать всяких писак вроде того же Шолома Алейхема. Брехать – не пахать. Умным можно стать, так сказать, даже при отсутствии врожденного дара впитывать в себя знания. И, наоборот, некоторые субъекты, наделенные гигантским потенциалом наподобие уникальной памяти, умудряются расходовать его ис-ключительно на подсчет собранных бутылок и калькуляции награбленного. Знал я одного господина, который,  при полном отсутствии музыкального слуха, ухитрился выучиться довольно сносно играть на гитаре: поставил перед собой такую цель – и все! Другой, будучи от рождения и по воспитанию почти круглым идиотом, сумел-таки окончить ВУЗ, пусть и на тройки, а в дальнейшем нашел себя в области – и кто бы подумал? – разработки геофизического оборудования. А ведь ему Бог ума не дал еще в большей степени, чем мне. Так в чем же дело? Дерзайте, жаждущие знаний! Все, или почти все в ваших руках. Пусть вы по духу – серая посредственность, но и это поправимо при наличии достаточной силы воли, желания доказать всем, что не такие уж вы болваны и дебилы. Пусть из вас никогда не получится Карла Маркса, или, на худой конец, хотя бы Луначарского, в министры выбиться можно. Не верите? Тогда внимательно вглядитесь в лица нынешних высших руководителей государства и сделайте соответствующие выводы.
С другой стороны, именно наличие этой самой возможности пробиться из гря-зи в князи тому, кому никогда бы и не следовало выныривать из навозной жи-жи, пугает. Как правило, такие пловцы отличаются от рассеянных  и вечно за-бывающих о необходимости карьерного роста истинных гениев мертвой хват-кой и невероятной способностью проходить сквозь стены благодаря исключи-тельной твердости лба. Им не страшны контузии и прочие черепно-мозговые травмы, поскольку травмируется в таких случаях лишь кость, а она при опреде-ленных условиях и хорошем уходе быстро заживает. А какого-нибудь талантли-вого доходягу стоит раз приложить чем-нибудь тяжелым по башке - и все, он уже интеграла от дифференциала не отличит до конца жизни. Тонкая это мате-рия – мозг, его беречь надо. Следовательно, карьера умникам не светит. Да и какие из них правители? Вспомните хотя бы того же Улугбека… один Марк Аврелий молодцом держался, да и тому так и не удалось при жизни вылезти из полосы неприятностей.
   Тем не менее, невзирая на подобную печальную статистику, миллионы и мил-лионы гомо сапиенс упорно стремятся к знаниям. Мол, не дал Бог ума, – сами его добудем. И ведь добывают в большинстве случаев, черт бы их побрал! Мои неудачи – всего лишь частный случай,  исключение из правил, которое только подтверждает общую закономерность. Умнеть можно и нужно, господа товари-щи! Даже при условии почти полного отсутствия этого самого "ума" изначаль-но. Это "почти" и дает всем нам маленькую, но реальную надежду выбиться из тьмы невежества в ряды познающих Истину.
  Мы сидели на лесной подмосковной полянке и горячо обсуждали, как же нам поумнеть, коли уж Господь ума не дал. Больше всех кипятился Хомяк. Нелепо размахивая волосатыми ручищами, он закатывал глаза и что-то вопил, призывая Аллаха в свидетели, и все взывал к нашему разуму. Нашел, к чему апеллировать! Дух был убийственно спокоен, и только печальные глаза бывшего демона выдавали его тоску. Он лучше всех нас понимал, что даже самые простые науки ему не по силам, что черти сроду университетов не кончали, потому что "школы не построены для чертят, научить нас грамоте не хотят". Маршака помните – "кот и лодыри"? В данном случае Азазелл и был тем самым разнесчастным  неграмотным котом, а мы, прочие – лодырями. Медведь, что-то бормоча, размышлял. Он-то понимал, что знание – сила: сумел же чертов хищник на Марсе обучиться сложному диалекту племени часки, а позже и вообще кучу языков изучил. Вон он как ловко ржал по-арабски, ругался по-немецки, витийствовал на латинском языке! Даром, что хищник!
   А вот мне почему-то языки не давались. Выучишь полсотни слов – и шабаш, стена. Дальше запоминающие ячейки мозга имели неприятную привычку под-нимать вооруженный мятеж, а там и до революции в форме шизофрении неда-леко. Приходилось всякий раз останавливаться. А медведю – хоть бы что! Знай себе калякает на китайском, суахили, иврите и даже идише… сколько же места в этой с виду абсолютно безмозглой башке! Бог на примере Гризли словно оп-ровергал Дарвина. Впрочем, кто знает, - может быть, и подтверждал? Эволюция – процесс не так уж и хорошо изученный. И внутри вида возможен неопреде-ленно длительный прогресс. Наши предки тоже ведь вначале мало чем на про-фессоров философии  походили, скорее уж, на медведей. И ведь ничего же, вы-учились уму-разуму! Просто Бог, как видно, заложил в нашего хищного друга какую-то ускоренную программу развития, вот он и переплюнул кое-кого из нас, оставаясь в глубине души все тем глуповатым и беспечным людоедом.          Пути Господни неисповедимы! Одно непонятно: почему Бог, не дав ума боль-шинству представителей человеческого рода, одарил им какого-то облезлого шатуна из породы гризли? Или мы, люди, уже до того докатились, что по срав-нению с нами даже туповатый и достаточно кровожадный таежный зверюга выглядит чистым ангелом?! Очень может быть!
Спор на поляне разгорался. Медведь, выйдя из состояния глубокой задумчиво-сти, что-то орал Хомяку, показывая ему кулак величиной с помойное ведро с когтями, а имам, хватаясь за ятаган, огрызался:
-  Не твоего ума это дело! Твой пример – исключение, не более того! Где ты во-обще видел летающих, говорящих и даже думающих медведей? Может быть, тебя вообще нет, и мы имеем дело, всего-навсего, с массовой галлюцинацией, коллективным гипнозом!
-  Я тебе покажу – "галлюцинация"! – Не на шутку оскорбился зверь, - на-ка, убедись!
И тут же вцепился клыками в ягодицу имама. Тот как завизжит, да как огреет хищника ятаганом! И пошла потеха…
- Это он вместо того, чтобы ущипнуть, - сообразил я, - но, поскольку все-таки неистребимо глуп, не нашел ничего лучшего, как укусить! Каннибал при любых обстоятельствах останется людоедом, хоть  он три диссертации подряд напиши… и знание языков тут ничего не меняет. Поразительное сочетание большого ума с неимоверной тупостью! Чудеса в решете, да и только!
    Страшный удар бревном по загривку вывел меня из задумчивости. Оказыва-ется, Дух опять решил разнять дерущихся, но, как всегда, не разобрался, где же тут потерпевшие, а где – преступники. Вот мне и досталось на орехи… впрочем, таких подарков хватило всем. Помяв нас от всей души, Дух лениво спросил:
-   Надеюсь, вы все поняли? Или продолжить урок?
-  Довольно, с нас хватит! – завопили мы. – Больше не будем, спрячь ты чертову дубину!
Азазелл, довольно ухмыляясь, зачехлил свою орясину. И дискуссия вспыхнула с новой силой. Хомяк демагогически, но с огромным пафосом вопрошал:
- Неужели мы не способны к великим свершениям? Аллах дал нам разум, и да-же возможности его бесконечного развития. Так какого же черта, позвольте вас спросить, мы расходуем умственную энергию на всякую чушь?! Особенно ты хорош, Парамоша! Мог бы, между прочим, обогатить фундаментальные науки, а ты чем занялся? Все бросил, пошел бродяжничать, якобы в поисках Бога… знаю я, какого такого "бога" находят в распивочных! Трутень!
У меня от возмущения даже слов не нашлось, чтоб осадить злобного старикаш-ку. На себя посмотри! От кого слышу-то?! Сам, между прочим, свободно мог бы стать профессором филологии, а то и на академика бы вытянул. Вместо этого негодный злец только тем и занимался, что устраивал перевороты, поддерживал террористов в чалмах, и вообще вел себя самым неподобающим образом. Пока я мешкал с ответом, Хомяк уже вынес свою резолюцию:
- Вот кому никогда не поумнеть, так это нашему перегрину. Если и был там ко-гда-то зачаточный ум, то нынче самые высокочувствительный в мире анализ, будь то химический, спектральный, или даже рентген-радиометрический, вряд ли найдет следы этой субстанции! Предлагаю впредь именовать его безнадеж-ным тупицей и круглым болваном, и не допускать к обсуждению проблем, где нужен ум, в особенности такой большой, как у меня.
За меня вступился Шатун:
- Помолчал  бы, старикашка! Только и знаешь ятаганом размахивать, да языком молоть, который хуже ножа, и это при тупом уме! Сейчас же берись за ум, сроч-но вызубри алгебру и высшую математику, а уж потом мы с тобой разговари-вать будем. Чему равен предел дроби, где в числителе  синус икс, а в знаменате-ле просто икс, при условии, что икс стремится к бесконечности?
- Нулю, - самонадеянно отозвался Хомяк, - потому что синус икс меньше еди-ницы, а единица на бесконечность – это и есть нуль.
- Двойка! – радостно заревел медведь, - неточная формулировка! Не " синус икс меньше единицы", а "модуль синус икс", и не "меньше", а "меньше - равно".
Хомяк сплюнул, и отошел в сторону.
- Формализм! – бросил он, уходя. – Бюрократы от математики!               
  До вечера он не появлялся. А с темнотой вынырнул откуда-то из ночного мра-ка, в стельку пьяный, вывалявшийся в грязи, и без сапог. Какой пример для мо-лодежи! Сейчас бы его в Иран, вот народ-то потешился бы! Как Хам над Ноем, когда патриарх, отмечая благополучное спасение обитателей ковчега, изрядно перебрал и голый захрапел под кустом.  Гризли осуждающе покачал башкой, но промолчал.  А я не преминул ехидно заметить:
-  Вот уж воистину не дал Бог ума! Плюс к этому – лицемерие, которого хватило бы на роту. Полюбуйтесь на этого ревнителя заветов Пророка! Жаль, что мы не мусульмане, а то сейчас бы всыпали забулдыге по первое число.
Дух же повторил подвиг Сима, бережно накрыв бесчувственное тело мертвецки пьяного Хомяка невесть откуда взявшимся пледом, в котором, внимательно присмотревшись, я узнал Скатерть-Самобранку. Ох, что-то сейчас будет!
   Старый понтифик не обманул моих ожиданий. Всю ночь под пледом что-то чавкало и чмокало, хрустело и цыкало, а утром мы даже не узнали местности: лесная полянка превратилась в чудовищную свалку самых причудливых огрыз-ков, объедков и костей почти всех животных, какие  еще водятся на Земле. Раз-рывая эту груду, я с изумлением обнаружил чисто обглоданный скелет тирано-завра,  бивни мамонта, и даже гребень трицераптоса. Потом, впрочем, вспом-нил, что Самобранка – это вам не ресторан и даже не продовольственный склад. Ей ведь, что не закажи, – мигом доставит, хоть с края Вселенной, хоть из юрского периода. Мусорный курган зашевелился, и на поверхности возникла голова в чалме с выпученными глазами.
- Душно мне! – завопил Хомяк. – С утра маковой росинки во рту не было! Сми-луйтесь, доблестные сеньоры! Дайте же что-нибудь горло промочить!
   Будь моя воля, Хомяк погиб бы от острой похмельной недостаточности, но у него неожиданно нашлись сторонники, или сочувствующие. Гризли участливо откопал старика, а Дух влил в него добрую кварту крепкого рому. На меня они смотрели с осуждением.
- А еще христианином числится, - читал я в их негодующих взорах, - садист-самоучка! Да на кресте распять, и то гуманнее, чем вот так над стариком изде-ваться!
- Да ведь он же фундаменталист, сам всю жизнь других поучал, что первая же капля вина губит человека, - вяло оправдывался я, - кажется, так Пророк утвер-ждал… а сам так и норовит нализаться, как  сапожник или грузчик!
Но, между прочим, сам остро осознавал свою неправоту. Наконец, я не выдер-жал мук раскаяния и неуклюже извинился перед исламистом-папой:
- Прости меня, подлеца! За мной бутылка…
   На этом конфликт был исчерпан. Расстелили Самобранку и продолжили бан-кет, нализавшись спозаранку так, что меркнет белый свет…
Умнеть решили позже. Дело это ответственное, с кондачка врываться в темные лабиринты познания опасно. Вначале следовало бы как следует перекусить, а для возбуждения аппетита, естественно, причаститься. Мы так и поступили. Поумнеть всегда успеем, а вот закуска может внезапно кончиться!
С небес за нашими бессмысленными маневрами с явным неодобрением наблю-дал Бог. Временами его так и подмывало прибегнуть к санкциям, но что-то удерживало Господа от необдуманных поступков. По-видимому, не дав нам ума, он оставил его себе целиком, так что несуразностей ждать от Всевышнего не приходилось.
- Может быть, еще возьмутся за ум, как проспятся, - утешал себя Бог, - в конце концов, они же не круглые идиоты… хотя что-то есть такое. Разбудить их, что ли? Впрочем, умный проспится, а дурак – никогда! Или, как это: "пьяный про-спится"? Все-таки принципиальная разница, согласитесь! Ладно, завтра обо всем поговорим. Займемся-ка неотложными делами. Что-то мне прикажете де-лать с Горбушем и господином Кощеем Вторым? Сил нет терпеть их блажь, че-стное слово! Наслать на них семь казней египетских или одного Бен Ладена с товарищем Карлосом? Надо бы все хорошенько обдумать и взвесить! А что там происходит на окраине Вселенной? Опять коллапс? Не потерплю!
И Всевышний тут же принялся исправлять дефекты Мироздания, возникающие повсеместно на каждом шагу по всем углам бесконечной Вселенной, что на ка-кое-то время позволило нам оставаться безнаказанными. А безнаказанность, как известно, действует на грешную душу почти так же, как и власть. Мы разврати-лись, перестали работать и учиться, и с утра до ночи трясли Самобранку, со-вершенно выбившуюся из сил.
-  Не скупись, хозяйка, - весело выкрикивал Дух, - что там  у нас в лабазах? Все, что в печи, на стол мечи, га-га-га!
   Грубые  пропитые и прокуренные голоса пьяного медведя и полностью утра-тившего человеческий облик адепта двух мировых религий, отзывались эхом хамского смеха. Убил бы всех троих! Но куда мне, убогому… бодливой корове Бог рогов, как известно, не дал, а, скорее,  дал в рог. Так и на этот раз. К утру, кое-как расставив все в мире по местам, Господь обратил свой взор и в нашу сторону. Что тут началось!
    Примчавшиеся по Божьему приказу откуда-то из ближайшей пивной Вурда-лак и пророк Самуил, прославившийся своей жестокостью, жестоко оттаскали нас за виски, повозили мордами по всей загаженной нами же поляне, заставили сплясать "гопака"  на осколках битых нами же бутылок, а потом еще и высекли.
  Бог, так и не достучавшись до наших извилин, решил действовать в обход и ввалил кое-кому, в том числе и мне, ума в задние ворота