гл. 4. Мои Учителя

Алкора
Из гл.3 http://www.proza.ru/2010/12/23/627

    Есть часть людей, самостоятельно пришедших к выводу, что  не  все укладывается  в рамки материализма и даже – повседневной жизни. Одни реально столкнулись с явлениями нематериального характера, другие неожиданно осознали абсурдность круговорота жизни на Земле, третьи не удовлетворились предлагаемыми объяснениями смысла жизни, четвертые в ходе изучения истории и философии поняли, что существуют единые законы развития, которые лежат над материалистическим пониманием мира. Эти люди ни в искусстве, ни в религии, ни в науке не нашли достаточного удовлетворения своим вопросам: «Кто мы?», «Зачем мы здесь?» и «Почему?». Именно на эти вопросы пытается найти ответ эзотерическое знание,  существовавшее у всех народов со времен глубокой древности. Во все времена им владели очень немногие люди - посвященные, адепты, гуру, и они передавали его тем, кто их искал -«Ищущим».

   Источниками эзотерического знания являются откровения, умозаключения и опыт. Это знание не тайное, оно закрыто от основной массы людей лишь только потому, что далеко не всякий в нем заинтересован и желает найти там нечто важное для себя. Оно для тех, кто уже разочарован в смыслах жизни и при этом имеет развитый интеллект, чтобы размышлять о подобных вещах.

   Эзотеризм делится на западное и восточное направления. Западное или герметизм, пришло к нам из Египта и Вавилона и основано на учении каббалы, магии и алхимии. Восточное - теософия, идет от ариев Индии, зороастризма и александрийской философии. Целью обоих направлений является накопление и использование знаний, основанных на вечных,  общечеловеческих истинах. Учителей и разных эзотерических школ в эзотерике существует великое множество, но каждый ищущий старается найти тот путь, который более всего  удовлетворяет его самого.

  Проштудировав за 16 (лучших!) лет своей жизни добрую сотню самых разных эзотерических книг, я приняла «своими» лишь очень немногих авторов. К ним относились: Свами Вивекананда, человек с европейским образованием, последователь индийской философской школы санкхьи, Петр Демьянович Успенский, ученик Георгия Гурджиева, а позднее руководитель собственного эзотерического общества, и Карлос Кастанеда, автор американского литературного бестселлера. Все трое занимали совершенно разное место в моей жизни и сыграли в ней разную роль.

    Вивекананда дал мне первое ясное представление о внутренней сущности  мира  и  человека и сформулировал задачу духовной Работы - разотождествление истинного Я - духа человека, с материальными оболочками его тела, подчинение ума своему контролю и,  благодаря этому, возврат бессмертной сущности человека к Богу и единению ее с Миром. В большинстве индийских школ, мир считается продолжением и частью Бога. Правда, надо отметить, что школ и философских представлений об устройстве мира, в Индии множество, а четкого понимания их различий в то время для меня еще не существовало. 

  Петр Успенский на долгое время стал для меня практическим Учителем. Проповедуемые им идеи не были ни новы, ни оригинальны: все основные «гурджиевские» законы было известны еще со времен Каббалы и использовались в суфизме, но Успенский смог довести эту информацию до уровня понимания современников и дал очень конкретные методы наблюдения себя, показал возможность и необходимость изменения своего сознания, а как следствия – понимания окружающего мира и образа жизни.

   Карлос Кастанеда сыграл для меня роль умного литератора, зримо и ярко показавшего этапы духовного постижения современным, европейски образованным человеком, героем его книг – Карлосом. Карлос во многом был похож на меня. Кастанеда увлекательно описал все духовные «открытия» своего героя, его личные опыты «отделенной реальности», его ошибки и сомнения.

   Вивекананда питал мой разум, Успенский давал руководство к действию, а Кастанеда  иллюстрировал сухие теории живыми примерами и  удачно придуманными им лично «новыми» понятиями. Ничего нового все трое не придумали - это была лишь еще одна терминология известных эзотерических понятий, но она проясняла понимание человека, уже подготовленного в этом плане, и потому имела право на существование.

  Едва ли стоит браться за книги Кастанеды мало подготовленному и случайному человеку:  именно такие начинают либо принимать все рекомендации Кастанеды слишком буквально и вскоре рассматривают книгу, как пособие по приобретению магических способностей, либо очень поверхностно следят только за внешним за сюжетом, считая книгу странным приключенческим романом или глупой сказкой.

    Помимо «моих» авторов, у меня были и другие «учителя», методы которых я использовала в своей практике. Таким на какое-то время стал для меня Порфирий Корнеевич Иванов,  русский духовный учитель, проводник северной йоги, основанной на привыкании к холоду, моржевании и еженедельных голоданиях с целью очищения организма. Некоторый период я увлекалась одной из китайских школ иглоукалывания, основанной на знании энергетических каналов в теле человека и на специальных упражнениях, воздействующих на эти каналы.  Китайская школа во многом повторяла теорию индийской праны и каналов нади, расположенных в теле, но по китайской школе было больше литературы и накопленного практического опыта. Китайский даосизм и Тибетский буддизм, питавшие эту практику, тоже были мне интересны, но не были «моими»: необъятность стоящей за ними информации меня пугала: мне не особо хотелось вставать на новую дорогу, явно параллельную моей, так же, как и не хотелось  касаться этих школ слишком поверхностно.

      Хочется думать, что у меня всегда было верное чутье на чистоту книжного   источника. Отдельные авторы, казавшиеся логичными и убедительными, только удовлетворяли мое любопытство, но не давали мне энергии, внутреннего толчка. Они явно были лишь хорошими пересказчиками чужих идей. Такое впечатление оставили у меня Е. Блаватская, А Безант, Клизовский, Раджниш, Рамачарака, а также лекции нашего современника, поэта и «философа» А.В.Мартынова. Другие авторы дарили ощущение света после прочтения их книг, но, видимо, не были мне созвучны: это Шри Ауробиндо, Сатпрем, Иогонанда. Совершенно не воспринимались мною и авторы  агни-йоги - Николай и Елена Рерихи. Воспитанная Володей - скорее практическим, чем теоретическим учителем, я всегда выбирала себе в наставники тех, кто не столько рассказывал, сколько показывал своим поведением Путь ищущего в гуще повседневной жизни и на живых примерах реальной жизни. Совершенно особое место среди таких школ заняла практика Четвертого Пути, описанная Г.Гурджиевым, и надолго вошедшая в мою жизнь через работы его ученика - П.Д.Успенского.

         Продолжение в гл.5: http://www.proza.ru/2011/01/17/587