Плоды молодежной политики

Сергей Мальцев 3
    Очередной бунт молодежи на Манежной площади и прочих местах Москвы, других городов России, похоже, поставил в тупик режим и его патентованных «политологов». Пошли комментарии, сводящие причины бунта к козням левых радикалов и фашистов, к коррупции прокуроров и следователей, наконец, власти обвиняются в отсутствии молодежной политики. Лидеры режима, отбросив импортированную западную «цивилизованность», обрушились на участников несанкционированных сходок с предостережениями и прямыми угрозами. Достается также родителям: мол, почему вы не смотрите за своими детьми, будем и вас наказывать, если не убережете детей от улицы.
    Странно только то, что не анализируется непосредственная причина бунта, лежащая на поверхности. Она даже не требует напряжения ума, достаточно открыть глаза. Ведь детонатором взрыва явился протест футбольных фанатов, и более конкретно спартаковских болельщиков из-за гибели в драке их соратника по обожанию футбольного клуба. Что это была за драка? По чьей инициативе? Кто в ней участвовал? Почему?  Здесь важны подробности, возникает уйма вопросов, ответить на которые властям непросто. Скажешь, что виноваты спартаковские болельщики, получишь в ответ усиление бунта. Скажешь, что виноваты «кавказцы», усугубишь ситуацию с «национальной рознью». В такой ситуации лучше всего искать козлов отпущения среди следователей.
    Первое, в чем нужно разобраться, это вопрос: что такое фанат, какова его психология, какое отношение он имеет к спорту?  Это тем более необходимо, что правящий питерский клан заявляет о намерении превратить Россию в Великую спортивную державу и прилагает реальные усилия для этого. Достижения наших правителей, не преуспевших на поприще экономической, социальной и внешней политики, в основном, спортивные. Смотрите, они добились проведения в стране Зимней олимпиады в Сочи и даже Чемпионата мира по футболу! Универсиада в Казани – тоже не пустяк. Да и сами они не чужды спорту или околоспортивной деятельности. И ведь сколько молодого задора. Не боятся надорвать страну расходами на создание многомиллиардной спортивной инфраструктуры, как надорвала раньше СССР навязанная ему гонка вооружений. 
    Итак, что такое фанат? На мой взгляд, это носитель стихийного коллективистского, общественного, солидарного начала. Одним словом, стихийный коммунист, который отличается от настоящего коммуниста незрелостью, эклектичностью, тем, что еще не поднялся от стадности и групповщины до классового сознания, научного мировоззрения и партийной принадлежности. Выход своей активности, смутным влечениям и переживаниям фанат находит в азартном восприятии спортивной игры. Он может интересоваться кино, театром, увлекаться тарабарщиной шоу-бизнеса, но главное его увлечение спорт, игра, особенно, футбол и хоккей. Эти виды спорта с особой силой выражают суть жизни, которая заключается в борьбе. Конечно, это борьба не реальная, но виртуальная. Это – зрелище, но зрелище, которое по своему драматизму, напряжению, непредсказуемости сюжета и эстетике порой превосходит лучшие образцы художественного творчества.
      Азарт болельщика, слепая преданность клубу обычно отождествляются с фанатизмом – слепой религиозной верой. Но фанатизм вытекает из групповой солидарности. Коммунизм древнее религии. Прежде чем верить в бога, надо осознать себя членом коллектива, человеческой общности, а потом уже воспринимать эту общность как следствие божественного промысла или как средство борьбы против угнетателей. К спорту же фанат имеет отношение опосредствованное. Здесь он является статистом или клакером. Конечно, он способствует победе любимой команде различными инсценировками поддержки: криком, файерами, плакатами, «волнами» и т.д. Более того, он  является, в известной степени, спонсором клуба, на том основании, что покупает билеты на спортивное состязание. И эта связь закрепляется в сознании фанатов, держит их у стадионов.
    В СССР эта связь была прозрачней. Буржуазный же спорт превратился в арену купли-продажи стадионов, спортивного инвентаря, игроков и тренеров.  Смешно предположить, что в буржуазном обществе клубы могут существовать на деньги фанатов или что «боление» способствует победе любимой команды. В СССР тоже были спонсоры в лице крупных заводов, могущественных организаций, но общественная природа советского общества соответствовала коллективистской, солидарной природе фанатов.
    Фанатское движение в нынешнем виде, выходящее за пределы разборок на стадионах, – это порождение постсоветского режима, питающегося поверхностными представлениями о свободе. На освобождение молодых людей от ценностей поколения отцов и дедов, строивших социализм, и привитие им «рыночных ценностей» направлена молодежная политика властей. Говорят, у Кремля нет такой  политики. Побойтесь бога! По-моему, у нас одна сплошная молодежная политика. Сами ее творцы порой напоминают детсадовских мальчиков в розовых штанишках. После встречи с лидерами фанатских организаций наш премьер Путин вновь одел форму дзюдоиста. Летом он посетил XIV Международное байк-шоу, организованное российским клубом "Ночные волки" под Севастополем у озера Гасфорт на бывшем Балаклавском рудном карьере. Как сообщают, на мероприятие премьер приехал на трехколесном мотоцикле "Харли Дэвидсон" модификации "Леман" с автоматической коробкой передач. Выступая перед собравшимися, Путин заметил, что байк является самым демократичным видом транспорта и символом свободы.
    Под свободой в постсоветской России подразумевается, в основном, свобода расхищения и проедания наследия, созданного трудом советских людей, трудом отцов и дедов сегодняшних подростков и юношей, в том числе участников беспорядков на Манежной площади. Разумно предположить поэтому, что власти, заигрывая с фанатскими организациями различного профиля и толка, пытаются обеспечить поддержку этой активной и независимой части молодежи своей политике в угоду местным и иностранным олигархам. И определенный прогресс в этом есть. Мне попалось как-то в Интернете мнение одного фаната об Абрамовиче, на которого критики обрушились с упреками за покупки «Челси», дорогих яхт и прочих проявлений расточительства народных средств. Так этот фанат поставил в заслугу Абрамовичу финансовую поддержку клуба ЦСКА, который, мол, добивается больших успехов на мировой спортивной арене. Правда, на этой арене весь наш футбол показывает весьма убогие результаты, но ведь для фаната главное успехи его клуба.
    Коллективизм и азарт - главное достояние фаната, источник его силы и влияния. Этим он интересен и опасен властям.  «В 2005 году группа фанатов, явно заагентуренная силовиками, - рассказывает адвокат Юрий Иванов, - подъехала к зданию городского комитета Коммунистической партии, где заседали комсомольцы, и 20 человек бейсбольными битами начали месить четырех парней и девчонку, которые попали в больницу. Один из депутатов Госдумы потом три или четыре года состоял в переписке по этому поводу и требовал привлечения конкретных лиц. Ко мне приходили адвокаты. Называли фамилии этих людей, которые были замечены и в других таких же акциях. Совершенно очевидно, что они были выпущены и это дело где-то там увяло. Мне писали, как это дело разделяют, выделяют, назначаются экспертизы. Они были укрыты силовиками. Силовики пытаются оседлать фанатское движение. Естественно, хотят оседлать это фанатское движение и какие-то другие политические силы».
    Помнится, группы фанатов направлялись к посольству США протестовать против бомбардировок НАТО Югославии. Видимо, тоже с санкции властей. Если нет, то честь им хвала, ибо поддержка Кремлем Белграда была временной, чисто конъюнктурной акцией.
    В то же время, фанат – существо стихийное и от него можно дождаться не только поддержки сомнительных политических целей, но также совершенно непредсказуемых действий. 9 июня 2002 года в Москве на Манежной площади транслировался матч чемпионата мира. Для массового просмотра был установлен огромный экран. После неудачной для сборной России игры с японцами начались беспорядки.  Тогда пострадали десятки человек, были разбиты витрины, повреждены автомобили. В данном случае причиной беспорядков стало разочарование юнцов. В декабре 2010 года ею стало стремление фанатов подменить закон собственными представлениями о справедливости. Но второй бунт стал естественным продолжением первого, поскольку именно власть, предвкушавшая победу над японцами, которые далеко не являлись корифеями футбола, пригласила фанатов на Манеж и рассчитывала сделать их участниками грандиозного шоу, прославляющего существующий режим…
    За этими событиями с грустью наблюдают «пережитки» солидарного общества. Они уже давно не поют песню «Мои года, мое богатство» и не рассчитывают на то, что их опыт и знания поднимет «детская рука». Наоборот, учителями чувствуют себя молодые комиссары «Единой России». КОНЕЦ. 24.12.10 г.