Мой Лермонтов

Наталия Уралова
Попытка анализа
http://www.stihi.ru/2010/12/11/9269
Мой Лермонтов не тот угрюмый мальчик,
Который  перед ссылкой на Кавказ,
Чуть оттопырив тонкий детский пальчик,
Рукой коснувшись лба, глядит сквозь нас.
Мой Лермонтов еще не знает славы,
Не сочинил   крамольные стихи,
Он не познал  предательства отравы
И светской  мишуры и чепухи.
Он делает в «Онегине» закладки,
Теряет от  предчувствия покой:
Отдаст ли гению   свои  тетрадки,
Исписанные нервною рукой.

О, как он ждал  с кумиром первой  встречи*,
Шел прямо к Мойке: « Примет или нет?»
А в это время там, на Чёрной речке,
Дантес  взводил   дуэльный пистолет.

Мой Лермонтов не смог простить обиды
И бросил знати горькие слова
Наутро он проснулся знаменитым…
Но это уже новая  глава
@Li


Попробую показать структуру  этого  стихотворения..  Сначала замыслила написать
на эту тему, а потом стала свой замысел воплощать. Но не сразу получилось: лет пять я искала форму выражения, и она пришла - если ты помнишь – у Конецкого на семинаре. Я тогда сказала вам с Лобановым: «Мой Лермонтов не ваш угрюмый мальчик…», -  и это было началом… (кстати, долго искала нужную иллюстрацию в Интернете уже после того, как стихи написала;)

Мой Лермонтов не тот угрюмый мальчик,
Который  перед ссылкой на Кавказ,
Чуть оттопырив тонкий детский пальчик,
Рукой коснувшись лба, глядит сквозь нас.

Если ты обратил внимание, имя Пушкина в стихе ни разу не упоминается, но как-то мне надо было ввести поэта в стихотворение. И поэтому в первой строфе я делаю первый намек: мальчик – пальчик, посмотри: даже размер  близок:

Вот бегает дворовый мальчик,
Себя в коня оборотив, в салазки жучку посадив.
Шалун уж отморозил пальчик…
("Евгений Онегин",по-моему, 6 глава)

Вспомни: ты мне сразу сказал «Пушкин!» Правильно! Именно этого я и добивалась. Чтобы с первой строфы призрак Пушкина вошел в стихотворение.
Кстати, МОЙ Лермонтов сразу наводит на ассоциации. с Мариной Цветаевой «Мой Пушкин». Но это уже получилось исподволь.

Теперь обратимся ко второй строфе:

Мой Лермонтов еще не знает славы,
Не сочинил   крамольные стихи,
Он не познал  предательства отравы
И светской  мишуры и чепухи.

Крамольные стихи, это те самые «На смерть поэта», за которые юношу сослали на Кавказ. Это хрестоматийные сведения из учебника литературы.  Привлекаю их намеренно, потому что сразу же перехожу к сути: предательства отрава и светская мишура и чепуха, сплетни -  это то, из-за чего стрелялся Пушкин.

В следующей строфе присутствие Пушкина в стихотворении уже более явственно, материально. Это уже не призрак, а роман «Евгений Онегин», и если ты помнишь, в романе  есть дуэль, и она на том же  основании, что и дуэль Пушкина с Дантесом – женщина, любовь, честь! (Курс литературы для 9-10 класса)

Он делает в «Онегине» закладки,
Теряет от  предчувствия покой:
Отдаст ли гению   свои  тетрадки,
Исписанные нервною рукой.

"Делает в "Онегине" закладки" - подтверждение: Да, вы не ошиблись! Речь именно о Пушкине. 
Лермонтов, как и Пушкин, предсказал свой конец, описал почти дословно смерть от пули (стихотворение «Сон» из школьной программы).
Его томили предчувствия, он хотел показать свои стихи Пушкину, торопился…

О, как он ждал  с кумиром первой  встречи*,
Шел прямо к Мойке: « Примет или нет?»
А в это время там, на Чёрной речке,
Дантес  взводил   дуэльный пистолет.

Парафраз КУМИР прямо  называет,  подчеркивает уровень почтения, любви, обожания, которые Лермонтов питал к Пушкину (а мы уже знаем, что это Пушкин).
Мойка, Черная речка и Дантес – это кульминация стихотворения.

Мой Лермонтов не смог простить обиды
И бросил знати горькие слова
Наутро он проснулся знаменитым…
Но это уже новая  глава

И развязка… Какой обиды не смог простить Лермонтов?
А ты вспомни, когда убили Листьева или  Талькова…
Горькие слова, которые бросил Лермонтов, « стих, облитый горечью и скорбью» - На смерть поэта… То стихотворение, за которое его отправили на Кавказ, стихотворение о Пушкине было первым напечатанным у Лермонтова – « наутро он проснулся знаменитым», и с него началась новая глава его жизни;) Итак,  мы снова возвращаемся к начальной строфе….

В стихотворении нет случайных слов!