Новодел

Нина Шорина
                НОВОДЕЛ

                Вдруг,  а  это   случилось  как то подозрительно,   именно, вдруг, -  во  всяком  случае,  в  таком  объеме впервые  заговорили  и  там,  и  сям  про  разрушающуюся  московскую  старину.
Имеется  в  виду,  конечно же,  архитектура.  ( Ну  не  про  так  же  называемый, « человеческий  фактор»!)
      По  всем  федеральным  каналам  ежедневно  обнаруживали  недопустимое  обрушение  старины  в угоду  «новоделу».  Последнее,  что  я  запомнила-  палаты  купца Алексеева.  Потому что  живу  на одной  с  этими  палатами  улице  и,  проходя не  один  десяток  раз  мимо, никогда  не  обращала на них  никакого  внимания–да  и на  палаты   как то  не  походил этот  невзрачный угловой  дом.   Побазарили-побазарили,   все,  кто мог, по  телевизору  выступили,  после  чего  палаты  эти  благополучно  снесли,  как  и  «химкинский»  лес, все таки,  вырубили.  Хотя , вроде бы, и частично.
      Надо  сказать,  что  будучи  коренной  москвичкой,  собрала   коллекцию  милых сердцу  уголков  Старой  Москвы, которые   притягивали,   и   кое  что мне удалось  спасти,  хотя бы  для  себя,  поместив  в   фильмы.
     Будучи  уроженкой   той  части  Москвы,  которая  окружала  так  называемые Чистые  Пруды -  или – как  мы  их называли «Чистаки»-  мне  трудно  было  привыкнуть  к  Москве  купеческой, с  низенькими  домишками  усадебного типа, что и  заставляло  иностранцев  назвать Москву « большой  деревней».  Дух  Замоскворечья  чужд  мне  и до сих  пор,  и  оказываясь всего  лишь  на  Якиманке – одна  остановка  на  метро- я понимала,  что  дышу  совсем  другим  воздухом.
       Что  же  это  за «воздух»»  такой?   Из  чего  он  создается?  А,  как  выясняется, -   всего  лишь   из  хорошей  архитектуры  и  незастроенного пространства  вокруг  и, в отличие  от  Замоскворечья,  тут  ты  уже приближаешься  к  так называемому  «Белому  городу»,  где  сплошь  и рядом  встречается  «модерн»-помните тот серый  дом  с  эркерами,  к которому   выходишь,  когда  заворачиваешь  за   Третьяковку?  Именно  такие  дома  и преобладали  на моих  «Чистаках»…
С  детства  я  привыкла  к  высоким  лепным  потолкам,  двустворчатым  дверям,  к  ставням,  которые  запирались  на  медные  запоры.  Там  не  было  ничего  от  большой  деревни,  а  от  полного  достоинства  города.  И  смею  думать, что  именно на  тихих  переулках  Белого города,  которые  выводили  тебя  к  бульварам,  и  зародилась  московская  городская  культура.
.       Перейду  сразу  к  Питеру. Пару  лет  назад мне посчастливилось  побывать там  в  знаменитые  Белые  ночи.  Запомнилась  его  полночная  выбеленность,  и  особенно,  тот дом на Невском, где  в  это  время  можно  было  вальяжно  расположиться  на венском стуле  и  просматривать любые  недешевые  фолианты, стоящие  на  стеллажах  и  доступные  каждому...
  Низко  нужно  поклониться  Петру  Великому,  который  оставил нам такой  облик   городской России.    Хочется  стоять перед ним  на коленях, склонившись до земли…
     Но  вот  толпа,  идущая  по Невскому  и не  только,   удручает. Столь  противоречит   она   этому  величию…  И  толпа  эта -    городской  культуре  вообще противоречит.   Так  и хочется  ее  всю  без  остатка  вывезти  куда-нибудь  и  оставить  жить  за  длинной  изгородью без конца и края…  Ведь вот  уже  второе  нашествие  чуждого  городу  элемента  за  каких нибудь  70  лет…
      А  вот  в  Москве  уже  тоже  коренных москвичей  всего  5  процентов…  Но  тут  местные  градостроители  постарались,  толпа,  тоже  уже  изрядно  разбавленная  «новоделом»  человеческим,  хоть  и раздражает,  но как то гармонирует  с  эти  наворотом  современной   «архитектуры» -взять  хотя бы  знаменитый  «Дом  музыки»,  где  постройки, пытаются   как бы «устоять  на одной  ноге»  на  крохотном  пятачке  дорогой  земли.  Страшно  смотреть,  как  на бывшей  Новослободской   высоченные  новоделы  навалились на незащищенные  маленькие  домишки,  почти – да  извините  меня  за сравнение,- как  свора  кобелей,-  на  суку в  течке.
    Рядом -  автомобили  лезут  друг  на  друга  , далее  человеческое  месиво,  которое  вваливается  в   наполовину  закрытые,  как правило,- двери  метро.  Тут  ты  понимаешь-этот  город существует   для толпы, но  давно  уже  не  для  человека.  Он  по-ваульгарному - демократичен.  Здесь  сметен  весь   человеческий уклад  жизни. Здесь застроен  каждый миллиметр…
   Всевозможные  гастроли,  премьеры,  мировые  знаменитости  не  в силах  противостоять  этой  нищей  и безграмотной  толпе,  дипломированной  бумажками, нарезанными  в  многочисленных  подземных переходах.  Ну  вот  и договорились-  в Москве  все  дороги  теперь   вместо  бульваров  ведут  в  подземные  переходы,  а москвичи,  лишенные  городской  культуры,   имеют  теперь –  безликую   инфраструктуру.  И  вот  теперь,  когда  продохнуть  в  этой  инфраструктуре  негде  человеку, он  поднимает  свой    гражданский  голос  в  защиту  Города..
   Инсценировки, господа,  мы  видели  и не  такие...   Прав  был  Иван  Бунин: гражданское  общество  нужно  было  защищать,  как  и  архитектуру  от  новодела,  а  Человека  от толпы   в    1917  году…  Опомнились…   Вспоминаю, как  один старый  архитектор, когда  построили  этот срам – гостиницу
 « Россия»,  сказал: " Так  ее  же  сломают!"  И  сломали...  Но  почему  же  Россия  должна  так  дорого  платить  за  свои  ошибки?  И  не  начать  ли   с  самого  страшного   новодела  -   «нашего»  человека?