Нам будут завидовать потомки

Гарри Зубрис
… Я никогда не думал, что буду врачом. Ведь я сын военного, всё детство в гарнизонах, вырос на Дальнем востоке, в школу пошёл в Сухуми. Там в 37 году лишился отца: обвинили в измене Родине и расстреляли. А маму измучили ночными допросами в НКВД, грозя арестом, пугая тем, что детей определят в спецдетдома, где «сталинской улыбкою согрета, радуется наша детвора»… Эту песню мы разучивали и пели в нашей школе…  Мама не выдержала – у неё было больное сердце, в декабре рокового 42-го она умерла.   
Меня и младшую сестру забрала бабушка. Эти спецдетдома были переполнены – уж очень много врагов народа и изменников Родины попали тогда в «ежовы рукавицы» – образовалась некая щель: кровным родственникам – сёстрам, братьям, бабушкам, дедушкам отца или матери – разрешалось (этакое человеколюбие!) брать на воспитание детей врагов народа подросткового возраста, – достигшие же  совершеннолетия – отправлялись в лагерные просторы Сибири и Крайнего Севера.
… И вот мы в Новохопёрске. Детство – всегда детство: школа, шалости, река, друзья, рыбалка, радости, огорчения… А дома бабушка с дедушкой внушали: никому ни слова о папе – не жил с нами, а мама умерла… Навсегда запомнил пионервожатую в сухумской школе, которая приходила в класс и при всех, поднимая меня с парты, объявляла: его отец враг народа, он шпион… Полковник Иван Андреевич Гордеев был посмертно реабилитирован только в апреле 1955 года, в первой половине «постсталинского реабилитанса».
… В июне 1943 года окончил 10 классов,  в июле того же года уже курсант Вольского военного училища… В сентябре 1943 года курсантские роты досрочно перебрасывают в район Кременчуга… Под бомбёжками и проливными холодными ливнями по непролазному бездорожью продвигаемся к Днепру… Тут меня обняла своими жестокими объятиями война… Что всего страшнее на войне? Переправа! Днём ли, ночью – всего страшнее переправа. Горько хоронить друзей. И всего-то дружбы – трое-четверо суток: рядом переправились через Днепр, ломая кромку прибрежного льда, ночью едва не угодили в окружение, ещё одну ночь держали под огнём излучину дороги, лёжа в кювете, в грязи и воде… знаю, он с Кировоградщины, его деревня Губовка… а днём – его зарыли… Казалось, этой дружбе быть и быть… Миной нас накрыло, быть может ему мой осколок достался?... Так рассказывал мне о своей войне Виталий Иванович Гордеев, ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Берлина, кандидат медицинских наук, более 20-ти лет возглавлявший хирургическую службу Хероснщины.
… Да, до Берлина, как в песне, «путь был не лёгок и не скор» – переправлялся через Днестр, через Вислу, через Одер, города, городки, причёсанные и ухоженные немецкие деревни… За нашими спинами остались измученные Украина, Белоруссия… – растерзанная фашистами наша Родина. Мы шли не мстителями, но освободителями от фашистской чумы, от ига и уничтожения.  Нашей кровью, нашими жизнями, могилами Серёжек и Витек с Моховой и Малой Бронной отмечен наш путь по Европе. ЭТО НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ! Самыми кровопролительными были бои в Берлине. Наш путь к логову фашизма преграждали танки, врытые в вековую брусчатку мостовых. Их щетина казалась неприступной, они сеяли смерть. Но остановить свободоносный вал Советской Армии было невозможно… Победа мне назначила встречу в Берлине. Я был среди тех, кто салютовал у стен Рейхстага…
А после войны вчерашний солдат Великой Отечественной, миномётчик, разведчик, кавалер боевых орденов садится вместе со вчерашними школьниками за студенческую скамью. Учёба давалась легко. На скорбных дорогах войны взросло в душе желание стать врачом. Оно питалось хрупкостью и беззащитностью человеческой жизни. Отличник учёбы был отмечен, уже был избран врачебный путь – хирургия. Предполагалось, что надо идти в аспирантуру по хирургии. На учёном совете обсуждались кандидатуры аспирантов. Председатель учёного совета предложил кратко рассказать биографии. Дошла очередь до Гордеева. Там-то родился, там-то учился, в армию призван тогда, на фронте с такого-то времени, участвовал в освобождении таких-то городов, участвовал в штурме Берлина, награды такие-то, грамота Верховного Главнокомандующего за взятие Берлина. Мать умерла, отец репрессирован в 37 году… В аудитории стало тихо, как после артподготовки. Вопрос об аспирантуре отпал для Гордеева, как и для его сестры, тоже отличницы учёбы, и больше не возникал… А ведь на войне, при переправах и во время кровопролитных боёв, никого не интересовал его репрессированный отец… Распределили из Харькова в районную больницу Херсонщины – хирургом.
 И снова война – только теперь с недугами, вспышками эпидемических болезней, туберкулёзом, бесхозяйственностью в больнице. Работа, работа, работа. Ночь дежурства плавно переходит в ненормированный день главного врача. И вновь учёба… Учёба у Петра Ивановича Юрженко – опытнейшего хирурга, фронтовика, организатора, педагога, приметившего в Гордееве росток таланта, хирургическую струнку, хватку организатора. Годы в районной больнице прошли, как время интересного киносеанса. Перевели в областной центр, ординатором областной больницы. Через время предложил Пётр Юрженко открыть областной онкологический диспансер, который тогда едва барахтался в нескольких койках хирургического отделения. Эта работа потребовала дней и ночей, преодоления бюрократических рогаток, необходимости пробивать рутинные предубеждения чиновников, распахивать двери смелой новизне решений, а также организации и сплочения коллектива. Закипела работа. Курсы усовершенствования в Москве, Ленинграде, Киеве. Внедрение в практику новых оперативных методик. Обобщение обширного хирургического опыта в диссертацию, блестяще защищённую через 10 лет работы онкохирургом. В 1972 году к боевым орденам фронтовика Гордеева прибавился орден Ленина за успехи в деле охраны здоровья трудящихся. Виталлий Иванович Гордеев воспитал не один десяток талантливых хирургов. Под его руководством защитили диссертации многие хирурги Украины. Его ученики работали в клиниках Европы, некогда освобождённой солдатом Гордеевым. В настоящее время ветеран Великой Отечественной войны, хирург-новатор Гордеев Виталий Иванович находится на заслуженном отдыхе, продолжая передавать свой опыт новым поколениям хирургов.