Запоздалое возвращение

Татьяна Горева
               
            Холодным ноябрьским вечером ЛЮДМИЛУ  поджидал  сюрприз в живом образе  бывшего мужа. Он стоял у подъезда, рядом с запертой металлической дверью. Фонарь опять не работал, поэтому фигура сюрприза практически полностью растворилась в сырых, ранних сумерках. Она бы и не заметила ее, если б не оклик:
- ЛЮДМИЛА !

 
  ... Бывший муж напоминал нахохлившуюся черную птицу: съежившийся от холода, ссутулившийся, он стоял, засунув руки в карманы, и шумно втягивал носом промозглый осенний воздух. Сколько же они не виделись? Целых пятнадцать лет. Узнала бы  в толпе Людмила Владимира? Вряд ли.

И не потому, что он постарел и изменился, просто вместе с болью потери, которую она  смогла пережить, победить и вычеркнуть из своей жизни, ушла любовь. И воспоминания.  ЛЮДМИЛА стерла из памяти все, что было связано с мужем, доброе и чудовищно горькое, восхитительное и жестокое - хоть это и было очень непросто. И стала свободной.

Она совсем не растерялась, услышав его голос. В душе ничего не дрогнуло и не сжалось. "Как интересно", - в груди лишь легкое удивление.
  - Поднимемся? Хочу поговорить.

  ЛЮДМИЛА не возражала: не стоять же на улице. Хотя желания общаться совершенно не было. Тем не менее, поднявшись в квартиру, Людмила спросила весело и беспечно:
  - Ну, как ты живешь, Володя?
  Он неуверенно пожал плечами:
  - Плохо. А ты ... одна? Я имею в виду мать
  - Умерла три года назад.
     - A сын?
    - В прошлом  году  женился. Живет отдельно. Скоро станет отцом.
   - Я хотел бы его увидеть.
    ЛЮДМИЛА промолчала. Захочет ли сын видеть его?
Она заварила натурального терпкого кофе, сделала бутерброды. На несколько минут в кухне повисла тягучая пауза. Сделав несколько глотков, Владимир отставил чашку, а потом неожиданно протянул руку и стиснул пальцами ее маленькую ладонь.
- ЛЮДМИЛА , я всегда любил только тебя. Любил, люблю и буду любить.
     - Да? -  не смогла скрыть иронии в голосе. - Тогда что было то?  С другими женщинами?
Он был готов к такому вопросу и быстро ответил:
   - Просто секс. И все. Ничего больше. Прости ...
ЛЮДМИЛА улыбнулась и осторожно вытащила из его пальцев свою ладонь.
   - Я давно простила тебя, но это не значит, что все можно начать сначала.
Бывший муж встрепенулся:
    - У тебя кто-то есть?
    - Да.
         ЛЮДМИЛА  солгала. У нее никого не было. Просто ей не хотелось снова пускать в свою жизнь этого человека. Ведь любви больше не было. И доверия тоже. Прошлое, которое она так тщательно стерла из памяти, вдруг снова  хлынуло в душу. Последний год перед разводом они прожили, ссорясь - муж часто не ночевал дома. Теперь он объясняет, что это был "просто секс". А разве ЛЮДМИЛА не хотела секса, когда лежала в пустой холодной постели, отчаянно вслушиваясь в тишину, надеясь, что скрипнет входная дверь? О, эти ужасные, бесконечные ночи, полные ревности и душевной обиды! Они всегда будут стоять между ними. Да и не нужен он ей  теперь, просто не нужен ...

     Они еще разговаривали какое-то время. Владимир, с мольбой заглядывал  в глаза, пытаясь отыскать в них следы прежнего чувства. Прощаясь, он вновь обронил, что надеется  на примирение, но она по-прежнему отрицательно качнула головой.

   После развода у нее бы¬ло несколько мужчин, но замуж она  так больше   и не вышла. Все боялась влюбиться в женатого и разрушить семью, потому что на собственном опыте знала, как несладко приходится мальчику без отца. Попадались же  все  больше женатые, а если холостые, то непутевые.

     Лет через семь после развода ей посчастливилось встретить мужчину, не попадавшего под эти две категории. Бывший военный, статный, красивый, немолодой, он развелся с женой, которая вступила в религиозную секту и превратилась в фанатку. Она сблизилась с ним и полюбила так же горячо, глубоко, самоотверженно, как много лет назад полюбила бывшего мужа. И привела его в дом.  Ее больная старенькая мама, требующая внимания и ухода,  сын, вступивший в трудный переходный возраст, стали непростым испытанием для Дмитрия. Он не справился с ним и после нескольких лет совместной жизни ушел. Ушел интеллигентно и тихо, без ссор, скандалов и объяснений. Она все поняла и приняла - это его жизнь и тут ничего не поделаешь.

        …После неожиданного появления бывшего мужа она вновь стала много думать о  прошлом. И надо же такому случиться: пару недель спустя случайно повстречала на остановке Диму! Он взял ее тихонько под локоть и улыбнулся. Спросил о маме, о сыне. Узнав, что матери больше нет, а сын женился, быстро смекнул, что  Людмила теперь одна и поинтересовался:
       -Ты живешь все там же?
   ЛЮДМИЛА грустно кивнула, догадываясь, к чему он клонит.
    - Как насчет того, чтобы вместе отметить Новый Год?  Я приду. Надеюсь, ты не будешь возражать?
         - Возражаю.   
         - Неужели ты меня совсем забыла? - он обнял  за плечи и настойчиво заглянул в глаза. Когда-то Людмила млела от этого пронизывающего, теплого, ласкового взгляда, теряла ощущение бытия и парила, словно на крыльях. Да, так было когда-то. Но не теперь.
         - Ты как всегда прав. Я забыла…

            Казалось, ее  женское само¬любие должно было ликовать - в течение месяца ко ней вернулись мужчины, которых она прежде любила. Разве не об этом  так часто мечтала? Но теперь Людмила ощущала лишь грусть и обиду: с каждым из них  могла бы прожить целую жизнь и быть счастливой. Они же покинули  в то самое время, когда она нестерпимо нуждалась в любви и поддержке. Какая ирония! Сильный пол оказался трусливым и слабым, она же все выдержала, стала крепче. У нее спокойная, нормальная жизнь - есть интересная работа, где  уважают, взрослый самостоятельный сын, который в трудную минуту готов прийти на помощь,  близкая подруга Наталья…

На Праздник они с ней решили пойти в ресторан. ЛЮДМИЛА уже присмотрела в магазине прекрасное вечернее платье, уже договорилась с парикмахершей о новой стильной прическе, уже выпестовала в душе волшебное праздничное настроение. Нет, Людмила не будет портить его навязчивым прошлым! Очень скоро, словно девчонка на первый бал, она впорхнет в зал ресторана и будет весь вечер танцевать, не задумываясь ни о своем возрасте, ни о том, женаты ее кавалеры или же нет. ЛЮДМИЛА будет танцевать и наслаждаться, и пить счастье большими и жадными глотками…