Волнушки - ребятушки Людмила Москвич

Литературная Кухня
       В то лето мы гостили у тети Жени в деревне Заберезье.  Стоял конец июня.  По утрам  туман поднимался от речки, тянулся через село к лесу. Из - за  леса  всходило навстречу туману солнце и постепенно съедало его. Солнце поднималось все выше, высушивало обильную росу, и мы дети начинали бродить по окрестностям.  Ходили на речку, пытались ловить рыбу, собирали в траве щавель, а на солнечных пригорках находили первые ягодки душистой и сладкой земляники. Грибной сезон еще не наступил, и в лесу нам было еще скучно. Мой двоюродный брат Петя, сын тети Жени, показывал мне гнезда птиц, водил на Ивановский ручей, где на песчаном дне можно было найти старинные монеты. Этот ручей считался  святым и в старые времена сюда приходили за целебной водой, и бросали в него монеты. А рядом, на высоком бугре, поросшим белоствольными березами, стояла церковь, куда сходились со всех окрестностей люди. Здесь по праздникам устраивалась ярмарки и народные гулянья. Отсюда и название деревни - Заберезье.
       Но все это в прошлом. От церкви остался лишь заросший кустарником фундамент и кладбище под горой, где похоронены все предки моей мамы. Там похоронена и тетя Женя   А сама мама покоится  в Молдавии, где она доживала свои  последние дни со мной.
      
       В тот памятный день наши мамы решили печь пироги. Обычно пекли их с картошкой, капустой и наши любимые, с яблоками или ягодами. Но лето только вступало в свои права, еще не было ни ягод, ни яблок. Моя мама предложила испечь с начинкой из щавеля, это было очень похоже по вкусу на пироги с яблоками. По этому, мы с Петькой получили задание набрать десяток- полтора пучков этой кисленькой травки. Нам вручили большую корзину, и мы после завтрака отправились в знакомое нам местечко у леса, где были заросли щавеля. Петька был крайне недоволен этим поручением и ворчал всю дорогу. У него были другие планы на это утро. Он собирался ни то поставить, ни то снять силки на зайца, а тут его вынудили сопровождать приезжую сеструху  за травой. Во, дела! Но я его успокоила, можешь бежать к своим зайцам, я без тебя обойдусь, но чтобы избежать домашнего скандала – изволь явиться домой вместе со мной. Но зато, что я тебя не выдам родителям, ты меня  возьмешь  завтра с собой на озеро снимать сетку. Я,  безуспешно, просила Петьку взять меня на эту браконьерскую рыбалку, но получала категорический отказ - не девчоночное это дело лазить по камышам по пояс в воде. Почему то тетя Женя считала меня неженкой и обязала моего братца глаз с меня не спускать. Ну, а здесь мы по - любовно договорились и разбежались в разные стороны: Петя чуть ли не бегом помчался в лес, а я побрела вдоль опушки собирать щавель. Рвала сочные молодые побеги, связывала их в пучки и складывала в корзину. На опушке росли непроходимые кусты, покрытые росой, из их гущи тянуло прохладой и легким нежным запахом грибов. Это меня волновало, собирать грибы я любила, но прекрасно знала, что им еще не время. Но этот запах…Наконец корзина наполнилась, я ее пристроила под большей березой и решила направиться на разведку.

       Согнувшись в три погибели, продралась сквозь заросли. Роса тут – же вымочила меня с ног до головы. Я пошла, зорко поглядывая под ноги и вокруг, но грибов не было видно, хотя запах усилился. Побродив и основательно вымокнув, я по своим следам пошла назад, уже жалея, что влезла в это мокрое дело. И вдруг, мой взгляд поймал в мокром следе моих сапог, что – то знакомое. Наклонилась и увидела маленький грибок волнушку, разворошила палые листья и обмерла – я шла по грибному полю, скрытому полусгнившей листвой, как одеялом! Вот, откуда этот запах! Все грибки были, как один, не более монетки – грибы однодневки. Серенькие, с розоватыми концентрическими кругами, покрытые нежнейшим пушком. Это было чудо! Это была удача! Пулей, не разбирая дороги,  я выскочила из кустов, высыпала собранные пучки щавеля. и опять нырнула в грибной рай. На коленях я ползала по мокрой траве, раздвигая лиственной покров, срезала грибы и наполняла ими корзину. А они не кончались. Я промокла насквозь, руки заледенели, а лице, наоборот, горело от азарта и счастья. Каюсь, я решила никому не показывать это место, а приходить сюда тайно и собирать урожай всем на  зависть. Забегая вперед, скажу, что через пару дней Петька выследил меня и мы «доили» эту опушку еще несколько дней уже вместе. Грибы с каждым днем становились все крупнее, но все  равно они были великолепны.  Когда я первый раз принесла их домой, (надо сказать, что мы возвращались вместе с братом, и он нес щавель, завязанный в мой платок)  тетя Женя воскликнула с удивлением – «Господи, да где вы набрали таких  волнушек – ребятушек? Вот это чудо, так чудо!» На семейном совете решили их засолить и увезти с собой домой папе в подарок.      


        А знаете ли вы, как солят такие грибы? Я вам расскажу. Их чистят от лесного мусора, моют, и варят. Потом их еще раз моют в холодной воде и складывают в эмалированное ведро слоями, солят, перекладывая укропом, чесноком и листьями черной смородины. И так слой за слоем заполняют ведро несколько дней, обязательно ставят груз на полотняную салфетку. После заполнения ставят в прохладное место. Через недели три грибы готовы. Мы везли грибы домой в Батайск в этом же ведре, и довезли благополучно. Папа был доволен, и я пожинала плоды восхищения всех друзей семьи, когда мама рассказывала историю этих грибов за праздничным столом.