Немцы в деревне Черная

Евгений Щукин
Немцы в деревне Черная
 
             Наша  деревня  Черная во время   ВО войны была в глубоком  тылу.  Войну   мы выиграли и   в деревне появились пленные  немцы. 
             Немцев  было  не много - человек  30 с  конвоиром,   и поселили  их   в клубе.    Одна группа  пленных работала  на  заготовке  леса, а другая группа,  на  американских студобеккерах, из леса  отвозила бревна к железнодорожным   платформам на полустанок Шабуничи. 
 
            Жители деревни, хотя  у каждого   с войны не вернулся  кто-нибудь из их  близких,   не  испытывали   ненависти   к побежденным  врагам. Я  помню  даже ,   как   они  осудили конвоира,  поднявшего руку   на беззащитного  и голодного  пленного.
   
            Ну, а мы – мальчишки,  испытывали лишь любопытство  к чужой, хоть и потрепанной военной форме,  да, пожалуй еще  и   жалость, к голодным,  заросшим щетиной дядькам.

            Кормили пленных плохо и голодные немцы ходили по дворам,  предлагая  за еду свои услуги:  нарубить дров, вскопать огород,  починить  что-либо. Они никогда не попрошайничали, если не  было работы, меняли на  продукты свои  ручные поделки:  ножечки, портсигары, зажигалки из медных гильз, наборные  из цветного  плекса  мундштуки.

          А нам, мальчишкам  (10-12 лет),  это лето запомнилось новым развлечением – прокатиться  в  кузове  студебекера  на делянку лесоповала, а после погрузки бревен, на той же машине  вернуться  обратно.

         Автомашины   поднимались  в гору по нашей улице медленно,  и тут мы  успевали  группой  - 5-6 мальчишек, заскочить в пустой кузов, благо у  «студера» низкий задний  борт  и удобные  для  посадки два  широких буфера.
 
        Машина увозила нас   от деревни  за 8-10 километров  в сторону самого  высокого увала,  сплошь  заросшего лесом, названного   местными  жителями – «Чертовым Городищем». С его вершины просматривалась вся округа,  даже город Краснокамск с его двумя  высокими трубами бумажного комбината,  а  при ясной погоде  сверкала полоска реки Камы. 
 
       Пока машина грузилась, мы объедались малиной, перекликаясь, чтобы не заблудиться,   а заросли малины  скрывали нас  с головой. Мы совершенно не опасались медведей, тоже любителей  малины,-  шум  распила древесины и стук топоров далеко отогнал их от этих мест.
 
       После погрузки бревен мы опять забирались в кузов в  узкое  пространство за  кабиной,  совершенно не думая, что при резком  торможении, вязка бревен может нас придавить  и серьезно покалечить.

       На подъезде к  деревне на спуске немец - шофер  останавливал машину и высаживал нас, чтобы  их конвоир, отмечавший количество ходок, нас  не видел.  А на обратном  пути шофер    студебекера ехал медленно и подбирал  нас  снова.
        Немцы  к нашему присутствию в лесу относились ровно, нас  не прогоняли, но и в контакт особенно не вступали, возможно, их так инструктировали.  Порой кому-нибудь  из мальчишек  дарили   свистульку или  палочку с  затейливой резьбой.  Думаю, что глядя на  нас, вспоминали себя в детстве  или своих детей.

        Как-то   осенью в холодную дождливую погоду к  нам  в дом постучался   немец и спросил не надо-ли  отремонтировать обувь.  Мама предложила ему отогреться и,  найдя обувь требующую починки, угостила горячим  чаем.  Немец сносно  владел русским  языком,   и они  о чем-то беседовали .

     Я  же сидел в своем уголке и  что-то  рисовал, рядом был ящик с  моими игрушками. Вдруг немец оживился и показал  маме на мой ящик,  там,  среди разных кубиков, и другого нехитрого детского имущества,  лежала трофейная губная гармошка.

     Эту  губную гармошку  в 1942 году привез с фрона и  подарил мне  Ленинградский  поэт Всеволод Рождественский.  Его    семья во время  эвакуации   жила   вместе с  нами  в одном доме.   Он был военным корреспондентом  и, время от времени, навещал семью.

     Я же дружил с его дочкой Наташей - моей ровесницей,   а  моя мама и его жена  Ирина  Павловна  дружили и вместе работали учителями  школы и в лагере   Ленинградского Литфонда.

 В нашей  деревне Черная  с октября 1941 по июнь 1944 г.г.   в этом лагере жили и учились   140  блокадных детей ленинградской  интеллигенции. В Черной тогда жили  родственники Веры Пановой, Исаака Дунаевского,   композитора Прокофьева,  Карнауховой Ирины Валерьяновны – «Бабушки Арины», диктора ленинградского радио и много других известных  работников  культуры.

     В школе завучем работала  Зоя Никитична Казакова,  ее сын Миша, (ставший известным   киноартистом и режиссером  российского  кино),  учился в  классе моей мамы.  У меня сохранилась фотография тех лет, где  Миша Казаков, моя мама и я  сфотографированы среди учеников  4-го класса.

    Но я отвлекся.    Вернемся  к немцу.  Он объяснил нам, что эта  губная  гармошка  фирмы  HOHNER  (большая  и двухсторонняя),  не  простая, а  концертная,  что сам  он музыкант и тут же,  по нашей  просьбе  исполнил несколько  мелодий.

     Он очень сожалел, что  ценный инструмент  в плачевном состоянии.  Ведь   я, «попиликав»  из любопытства,  в   своих играх  как только не использовал ее,  то, как  танк, то,  как самолет, а  то   и как  перекрытие блиндажа и   почему-то  обязательно вражеского,  -  вот и попадала  эта гармошка  под шквал «бомбежек» и «артналетов».

    Сейчас я представляю, в каком бы  ужасе был  скрипач, увидев,   в моих варварских руках, скрипку, да  еще и Страдивари!

    И, хотя мне было жалко расставаться с  подарком, мама – (педагог), убедила меня, что гармошку надо доверить гостю,  мол, он ее  почистит, починит и вернет позже.

     Уходя от нас, немец  много раз сказал: -  «danke»,   и  музыкальный инструмент  по вечерам  стал звучать в казарме военнопленных.

    Через несколько дней, поздно вечером постучался наш знакомый немец  и радостно сообщил, что завтра  утром их отправляют домой. Принес он починенную обувь  и, начищенную до блеска, мою  губную гармошку. И звучала она  теперь, в умелых руках музыканта,  совершено  иначе: то чистыми, переливистыми  и радостными  звуками ,  а  то   какими-то грустными и  дрожащими ....

    Я подарил  гармошку немцу, (конечно по совету мамы)и концертная губная  гармоника фирмы  Hohner, обрела достойного хозяина.

   Прошло уже более полувека, а  я, вспоминая этого немца,  краснею от стыда, ведь чуть не покалечил музыкальный инструмент, и  все же радуюсь, что,  все хорошо кончилось, - музыкальный концертный инструмент  оказался  в руках музыканта.