Как задумал жук жениться

Кенга
читать пред. главу http://proza.ru/2010/12/21/1188


Из книги "Заходер и все-все-все" Галины Заходер, изд. "Захаров" 2003год 4 000 экз. 256 стр.

«Как задумал жук жениться»
(1965-66 годы)

Пока я там, в прошлом, размышляю, какой дать ответ на столь лестное предложение, не лишне сейчас заглянуть в тетрадку черновиков Бориса Владимировича, помеченную теми годами. Ведь в эти дни он не только решал проблему личной жизни, но и работал.
На первых страницах – наброски к прозаической сказке о жителях моря «Отшельник и Роза». (Она была напечатана впервые в № 12 журнала «Пионер» за 1967 год.)
Далее переписаны стихи Гете на немецком языке (видимо, чтобы не возить с собой сочинения Гете) и варианты перевода этих стихов (которые перемежаются с продолжением работы над «Отшельником и Розой»):

Нас слишком увлек
Античности гений –
А ну-ка, попробуем стать современней!
(это из И.В.Гете)

Стихотворение военных лет, над которым он работает, - «Солдатский бокал»:

Звени же, добрая латунь,
И нам напоминай:
Не все, кто встретил тот июнь,
Встречали этот май.

Я вижу, тост по сердцу вам,
Да больше нет вина –
А то расщедрись, старшина,
На лишние сто грамм?
(1945-65)

Я привожу лишь отдельные строчки, которые написаны почти без помарок.
Снова Гете:

И если истина вредна –
Она полезнее обмана:
Пусть даже ранит нас она,
Поверь, целебна эта рана.

Рядом пометка: «У Гете – 18 слов, у меня 16!»

Экспромт за столом во время разговора с Новеллой Матвеевой, май 1966 год:

Поэт сказал:
Я не люблю похвал!
А кто меня не хвалит –
Тот нахал!

Надпись посредине страницы: «Вечно живой Гете».

Лишь бы мне поставить ногу в стремя!
Живо распрощаюсь с вами всеми:
На коня – и поминай как звали!
Чтобы шапку - звезды задевали!
(Вар. - Чтоб за шапку – )

И вдруг - шутливое:

Красота телесная
У нее волшебная,
И вполне прелестная
Красота душевная…
(Или наоборот!)

Песня про гусей лапчатых. (Позднее он ее немного изменит и допишет строчки.)

Прилетали гуси лапчатые
Приносили гусли звончатые,
У них крылья были крапчатые
У них лапки – перепончатые.

В скобках - заготовки для ее продолжения – рассыпчатые, бревенчатые, крупичатые, ступенчатые.

«Знание – Сила»?
Смешное название!
Невежество –
БОльшая сила,
Чем знание!

Сюжеты.
Перед грозой пыль столбом поднимается в последний раз - скоро ее прибьет надолго.
Сеять легче, чем жать.
Тончайший волосок отбрасывает тень...
Когда ошибаюсь – заметно; когда лгу – нет…

"Удивительно, что человек, живущий на вечном двигателе (земля, звезды-луна), среди вечных двигателей (она в вечном двигателе – вселенная) и состоящая из вечных двигателей (атомы) пришел с помощью науки к убеждению, что вечных двигателей нет!" (25.10.65 г.)

Киплинг. Несколько страниц – переводы, черновики.
И вдруг - совсем другое:

Я в детстве верил в мир, как в бога:
Я думал: жизнь – родная мать;
Со временем я стал немного
Иначе это понимать.

(Рядом нарисованы пистолеты и женский профиль.)
Отдельные строчки:

Тоска. Ни дома, ни покоя, ни уюта.
(Конец 1965 года).

Чуть ниже:

Молчит его святая лира,
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он…
                (А.С.Пушкин)

Не могу я с тобой оставаться…
Не могу я с тобой расставаться…
И как во все века
Тоска, тоска…

Расстаемся, прощай,
Мы говорим на разных языках
Прощай, – быть может, встретимся: в веках…

Нет музыки в моей душе, увы,
Прощаться проще, чем прощать.
И мы с тобой прощаемся –

Я пролистала всю тетрадку, в которой около ста листов. Строчки, стихи выбирала почти наугад, скорее, то, что легче прочитать. Много неоконченных, зачеркнутых, переделанных по несколько раз, где меняется иногда всего лишь одно слово. Над некоторыми стихами Борис работал много лет. Вновь и вновь возвращался к фронтовым стихам, а к Гете - до конца своих дней.
Однако наброски мыслей о прощании, которые появляются в конце тетрадки, говорят о многом. Они относятся непосредственно к дням раздумий о жизни, к попытке изменить ее в корне.
Вкладыш из шести листов, на которых продолжаются размышления, начало письма, отдельные фразы. Пять из них разделены вертикальной чертой: слева – «за»:

"Возьми себя в руки. ПРЕКРАСНЫЙ СОВЕТ. (Выделено мною) Расстаюсь.

Справа – «против»:

Нет точки опоры. Разлюбил и оставил".

Строчки из незаконченного письма:

"Последние годы – цепь обид: твоих и моих. Раздражение. И уже близки к тому, чтобы стать плохими соседями. Мучить друг друга. Потребность.
Ухожу, – ведь любовь ушла. Любовь ушла – и мне пора уйти"

И вдруг, вслед за трагическими строчками, совершенно неожиданные:

Как задумал Жук жениться –
Бабочек много, да нет подходящей!


Читайте дальше "Да! Да!! Да!!!" http://www.proza.ru/2010/12/24/1002