Пятилетка мамонта

Андрей Козлов Кослоп
 арт-проект в ЕМИИ

22 декабря в первый день астрономического нового года в Екатеринбургском Музее Изобразительных Искусств (в Историческом сквере на Воеводина, 5)  13 художников представили 21 работу, изображающую 29 мамонтов или слонов. Организаторы (галерея «ПоЛе», худсалон ЕМИИ и художник Андрей Козлов) условились, что мамонты суть длинношерстые северные слоны, а слоны -  короткошерстые южные мамонты.
Идея проекта заключена в «лоббировании» образа мамонта как уральского зверя, как территориальный бренд. Слово «мамонт» происходит из языка манси, которые как известно являются аборигенным народом Среднего Урала. Кроме того, основатель Екатеринбурга Василий Татищев написал первый в мире научный очерк о мамонте «Сказание о звере мамонте» (1730), в котором обосновал, что кости и бивни «сибирских слонов» принадлежат не слонам Александра Македонского, а ископаемым шерстистым слонам – мамонтам.
Сами кости бивни мамонта стали поводом для древних русских легенд об Индрик-звере, живущем под землёй.
Мамонт – красивое и могущественное животное, совсем такой же как Урал. В 2002 году уже проходила выставка, обращенная к образу мамонта «Мамонты не вымерли, они переехали этажом выше». Именно такова идея работы художника Виктора Оборотистова «Все мамонты на небесах». Гибель мамонта - трагический урок, пронзительный намёк к необходимости сохранять среду обитания… И может быть, не всё потеряно. Может генная инженерия поможет слонам отрастить шерсть, а плейстоценовые парки помогут восстановить мамонтовую тундростепь. 
Мамонт еще и… святой. Не в прямом смысле, а в том, что существует у «мамонта» омоним - христианский святой Мамант. Иногда эти слова путают,  но о. Павел Флоренский считает, что и  иной раз «засчитывается» и такая путаница.
Мамонт красив, как дорический ордер, хризантема или Египетские пирамиды. Мамонт достоин появиться в металле в историческом сквере, выходящем из стены.
«МА-монт» интересен как созвучие по крайней трем екатеринбургским культовым художественным явлениям: Евгению МА-лахину (старику Букашкину), Виктору МА-хотину (председателю знаменитой «Станции вольных пост», смотрителю «Музея Метальная Лавка» в башне)  и арт-группе «Маляры Малевича» (Гладышева, Оборотистов, Ражева и др.). Так что  в предстоящие пять лет екатеринбургскому любителю искусства посчастливится побывать на арт-фестивале «МА». Проект уже начал осуществляться
Искусство в наше время тоже порой испытывает угрозу разделить судьбу «индрик-зверя». Общество пытается обходиться без искусства, пользоваться им, походя, по остаточному принципу. Искусство превращается в голую коммерцию, художественный мейнстрим производит гламур, «Филиппа» и прочие культурные поп-симуляции.
Оно, искусство, может вымереть как мамонт, а может и выжить как лошадь Пржевальского, зубр или те же индийские, африканские «короткошерстые мамонты»,  именуемые в обиходе слонами.   
Участники мамонтового вернисажа провели тайное голосование по выбору имени будущего  городского мамонта. 1-2 место разделили имена «Индрик-зверь» и «Мамонт-Сибиряк», третье место получило имя «Мамонт Юра». Художники и зрители начали собирать подписи под письмом мэру Екатеринбурга и председателю городской Думы Евгению Николаевичу Порунову с наказом установить памятник мамонту в Историческом сквере.   

ВОТ ССЫЛКА ГДЕ КАРТИНКИ ПОПОДРОБНЕЕ:
http://community.livejournal.com/pole_gallery/